«Грузинская мечта» заявила о начале очередного этапа строительства глубоководного порта Анаклия. Между тем лидер оппозиционной «Лело» Мамука Хазарадзе заявил, что в случае победы на выборах он готов отстранить от реализации проекта китайских инвесторов, преобразовав его в акционерное общество.
История строительства глубоководного порта в местечке Анаклия началась еще во времена правления «Нацдвижения», когда начались работы по благоустройству городка на берегу Черного моря. После смены власти в 2012 году проект был забыт, и лишь спустя пять лет, в 2017 году, обязательства по строительству принял на себя консорциум, основанный TBC Holding совместно с американской Conti International LLC. Стоимость проекта оценивалась в 2,5 миллиарда долларов c выходом на грузооборот в 14 миллионов тонн к 2030 году.
Впрочем, спустя полгода после начала работ по углублению акватории проект был заморожен. Главу наблюдательного совета консорциума Мамуку Хазарадзе, ныне лидера оппозиционной партии «Лело», обвинили в отмывании денег в связи с транзакцией TBC-банка десятилетней давности.
В январе 2020 года власти разорвали контракт с «Консорциумом развития Анаклия», ссылаясь на то, что инвестор не смог выполнить финансовые обязательства, и объявили новый тендер, в котором победу одержал китайско-сингапурский консорциум China Communications Construction Company. Владельцем контрольного пакета в 51% будет государство, а остальное получит китайский инвестор.
Впрочем, судя по всему, в «Грузинской мечте» не обещают быстрой реализации проекта. 7 октября премьер Грузии Ираклий Кобахидзе, представляя предвыборную программу «Грузинской мечты», заявил, что первые суда в порт Анаклия войдут в 2029 году.
Впрочем, до появления инвесторов необходимо провести работы по углублению морского дна, а также подвести к Анаклия железнодорожную и автомобильную магистраль. Несмотря на неоднократные обещания власти, в прошлые годы они так и не нашли необходимых для проведения подготовительных работ 200 миллионов лари.
Теперь, за несколько дней до выборов, правительство совершенно неожиданно дало старт строительству, и, как было отмечено на помпезной презентации в Анаклия, для проведения работ уже трудоустроено около 500 человек.
Впрочем, как выяснилось из речи премьер-министра Ираклия Кобахидзе, генерального соглашения с китайскими инвесторами пока нет.
«Мощность первой очереди порта составит 600 тысяч контейнеров в год. Ориентировочная стоимость инвестиций составит 600 миллионов долларов. Что касается процесса выбора частного партнера для проекта порта, то на данном этапе детали поданного предложения уточняются с китайско-сингапурским консорциумом, после чего в ближайшее время будут подписаны соглашение о партнерстве и концессионное соглашение», – сказал премьер-министр.
В оппозиции считают, что мероприятие «Мечты» носит сугубо предвыборный характер и не подкреплено реальным содержанием, так как никаких соглашений с победившим в тендере инвестором пока не достигнуто.
Главным оппонентом власти по данному вопросу выступает бывший глава консорциума по возведению порта Анаклия Мамука Хазарадзе. Накануне он, один из лидеров коалиции «Сильная Грузия», в своем видеообращении заявил, что в случае победы коалиции совладельцами порта в Анаклия станут граждане Грузии.
«В течение первых трех недель со дня создания коалиционного правительства мы в ускоренном порядке внесем поправки в существующий закон, которые позволят отстранить от проекта государственную компанию, которая контролируется компартией Китая. После этого мы повторно проведем тендер на строительство порта, чтобы выбрать западную компанию с высокой репутацией. Здесь же хочу сказать, что согласно нашему плану, совладельцами порта станут граждане страны, что будет означать, что акции порта Анаклия будут предложены гражданам Грузии. Проект порта в Анаклия станет национальным проектом международного уровня по повышению благосостоянию страны и созданию рабочих мест», – заявил политик.
Главным сторонником привлечения инвесторов из Китая остается фактический лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. Накануне в интервью телекомпании «Имеди» он затронул тему взаимоотношений с Хазарадзе и рассказал о своей позиции в отношении возведения порта.
«У нас в стране экономический бум. Мы на первом месте в мире, и тут выходит Хазарадзе и говорит: вы хотите жить как в болоте? При этом он сам превратил в болото проект Анаклия. За шесть лет – и как ему не стыдно – он не мог внести в проект элементарный уставный капитал. Я говорил с ним на эту тему и предлагал финансовую помощь, но он хотел иных денег. Он говорил, что мы не должны допускать китайцев, и я всегда говорил ему при личных встречах, что если не будут вложены китайские интересы, коммерциализация порта Анаклия будет очень затруднена. Я встречался с Хазарадзе и даже тогда настаивал на том, чтобы китайские грузы пошли. В ответ он говорил, что государство должно гарантировать сохранность грузов… и что это тогда за бизнес?» – задался вопросом Бидзина Иванишвили.
Против привлечения китайских партнеров выступает президент Грузии Саломе Зурабишвили. По ее мнению, в таких масштабах оно является ударом по отношениям Грузии с американскими или европейскими партнерами.
По мнению политолога Гии Хухашвили, проект порта Анаклия с самого начал приобрел политическое измерение.
«Мы знаем, что власть организовала политический наезд на менеджмент данной компании, дискредитировала его, а потом пошла цепная реакция: когда компания дискредитирована, в привлечении инвестиций уже возникают сложности. Потом чисто формально были нарушены какие-то обязательства, так как компания не уложилась в сроки и так далее. На самом деле поскольку проект был приоритетным для страны и стратегическим, власть должна была максимально содействовать его развитию. Вместо этого власть ставила палки в колеса, стремясь переориентировать его на других инвесторов».
Несколькими месяцами ранее Госдепартамент США призвал власти Грузии обеспечить экономическую прозрачность в отношениях с китайским консорциумом, который возможно будет строить порт Анаклия:
«Соединенные Штаты уважают суверенные решения о том, с кем государства хотят вести бизнес. Однако мы считаем, что при ведении бизнеса с предприятиями Китайской Народной Республики важно проводить тщательную и должную осмотрительность, учитывать потенциальное воздействие на важнейшую инфраструктуру и суверенитет, а также обеспечить справедливые и прозрачные экономические отношения, которые будут выгодны Грузии», – заявили в Госдепартаменте.
Еще ранее, в июне 2019 года, возглавлявший при президенте Дональде Трампе Госдеп Майк Помпео также напоминал:
«Надеюсь, что власти Грузии доведут до конца строительство глубоководного порта. Этот проект поможет Грузии наладить отношения с развитыми экономиками, что позволит избежать влияния России и Китая, которые хоть и позиционируют себя как друзья Грузии, но не являются проводниками ее интересов», – отметил тогда Помпео.
Форум