Accessibility links

Несвобода в законе о свободе


Иллюстративный коллаж
Иллюстративный коллаж

На каждый новый этап уличного протеста «Грузинская мечта» отвечает новыми репрессивными законами. Как показала недавняя акция у «Тбилиси Молл», сотрудникам МВД трудно контролировать ситуацию на новых протестных площадках. На следующий день «Грузинская мечта» внесла в парламент очередные поправки в законодательство.

Скорее всего, в ближайшее время в парламенте Грузии будет объявлено о принятии поправок в восемь законов, предложенных партией «Грузинская мечта». Изменения затронут Кодекс об административных правонарушениях, Закон о собраниях и манифестациях и Уголовный кодекс. Основная цель поправок – ограничение свободы протестов и выражения мнений, а также ужесточение санкций за нарушения. Ожидается, что изменения будут приняты в ускоренном режиме, и, судя по предыдущему опыту, для этого «Грузинской мечте» потребуется всего пара дней.

Предвидеть спонтанное

В грузинском законодательстве может появиться новое понятие «спонтанная акция» – «собрание или манифестация, проводимая незапланированно в ответ на значимое общественное событие, предугадать которое было невозможно».

В реальности это должно стать новым требованием для протестующих сообщать властям о таких «спонтанных акциях». Если уведомление не будет подано, власти смогут официально запретить митинг. Организаторы протестов в Грузии должны будут оперативно информировать соответствующие органы об акции протеста, указав все детали: форму и цель акции, дату, предполагаемое число участников, а также контактные данные организаторов и их адреса.

Кроме того, запрещается проведение акций в закрытых помещениях без письменного разрешения владельца. Это может напрямую коснуться студентов, которые уже несколько недель, а иногда и месяцев проводят протесты в университетских фойе и аудиториях.

Также вводится запрет на акции у домов судей. Вероятно, эта мера появилась после того, как в группах в соцсетях предложили проводить протесты у домов судей, которые выносят решения по делам задержанных на проевропейских демонстрациях.

Если поправки будут приняты, будет запрещено блокировать ключевые инфраструктурные объекты, включая входы в здания, автомагистрали, мосты, туннели, эстакады, железные дороги и транспортные узлы, определенные муниципальными властями.

Вводится еще одна норма: административные органы, в здании которых или рядом с которыми проходит акция, смогут устанавливать ограничения на проведение протестов в радиусе 20 метров от здания.

Участникам митингов запрещено будет создавать препятствия не только для транспорта, но и для пешеходов. Если акция блокирует часть дороги, МВД может принять решение восстановить движение, если количество участников позволяет провести ее по-другому, не препятствуя транспортному движению.

В случаях, когда митинг невозможно продолжать без нарушений со стороны протестующих, определенных законом, МВД получит право потребовать его немедленного прекращения. Если организатор не выполнит требование МВД в течение 15 минут, акцию разгонят.

Даже не как в России

Согласно новым поправкам, за каждое из перечисленных нарушений увеличиваются административные штрафы, которые будут варьироваться от 500 до 20 000 лари в зависимости от тяжести проступка. Также ужесточаются сроки административного ареста.

Это касается наказаний за мелкое хулиганство, вандализм (например, нанесение надписей на здание парламента) и одно из самых распространенных правонарушений – неповиновение или оскорбление сотрудников правоохранительных органов. Теперь за это будет грозить арест на 60 дней вместо прежнего максимума в 15 суток. Для сравнения, максимальный срок административного ареста в России составляет 30 дней, а в Беларуси – 25 дней.

В связи с этим бывший глава отделения по защите прав человека МВД Грузии Гога Хатиашвили отмечает, что теперь «Грузинской мечте» просто не подходят международные стандарты».

«В 2014 году «Грузинская мечта» сама сократила срок административного ареста с 90 до 15 дней, потому что это было слишком жесткое наказание и не соответствовало международным стандартам. Международные стандарты не изменились, но теперь «Грузинской мечте» это уже подходит. В России и других авторитарных странах все идет по тому же пути, и мы движемся в том же направлении», – пишет он на своей странице в Facebook.

В пояснительной записке к закону, сокращавшему срок административного ареста с 90 до 15 дней, указывалось:

«Мы считаем, что административный арест сроком 90 дней не соответствует принципу пропорциональности. То же самое показывает законодательство европейских и других развитых стран, где, как правило, срок административного ареста не превышает 15 дней».

Арест за оскорбление

Также вводится новое правонарушение – оскорбление должностного лица или государственного служащего. За это нарушение также предусмотрено до 60 дней административного ареста.

Оскорблением считаются словесные выпады, нецензурная брань, унизительное поведение и «другие оскорбительные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей». Такая формулировка оставляет широкий простор для субъективных трактовок.

«Те, кто смеялись над шутками про пробуждение в России, теперь знайте: вам угрожают не только побои и штраф, но и тюрьма, если вы осмелитесь сказать что-то плохое о Мамуке Мдинарадзе, Звиаде Харазишвили («Хареба») или вообще о тех, кто написал, поддержал или подписал эти законы. Не просто ругательства – даже если вы назовете их коррупционерами или предателями Конституции, это может привести к 60-дневному задержанию. А потом при вашем задержании они спокойно будут спрашивать: «Что, какая-то проблема, какой-то закон нарушаем?» – пишет юрист Саба Брачвели на своей странице в Facebook.

Уголовное наказание

За публичные призывы к насильственным действиям (устные, письменные или выраженные иными способами) с целью разжигания вражды добавляется альтернативное наказание – лишение свободы на срок до 3 лет. Ранее данное нарушение не предусматривало лишения свободы.

Верхний предел наказания за сопротивление сотруднику полиции или другому представителю власти увеличивается с 5 до 6 лет.

В кодекс добавляется новое преступление: угроза насилием в отношении лица, занимающего государственно-политическую должность, политического деятеля, государственного служащего, равного ему по статусу лица, или публичного служащего и членов его семьи в связи с их профессиональной деятельностью.

«Российское продолжение»

В «Грузинской мечте» считают свою инициативу частью системы сдержек, направленной на предотвращение саботажа национальных интересов и интересов грузинского народа со стороны «агентуры» Deep state.

«Мы инициируем законодательные поправки, чтобы заменить законы, направленные на неэффективное управление страной, нормами, которые предоставили бы избранному народом правительству соответствующие рычаги и средства для управления страной», – заявил Мамука Мдинарадзе на брифинге в офисе партии.

Офис Народного защитника обеспокоен, что обсуждаемые в парламенте законопроекты могут слишком ограничить права на свободу слова и справедливое судопроизводство. В заявлении говорится, что быстрое принятие этих законов может нарушить конституционные права. Поэтому омбудсмен призывает парламент не спешить с их принятием.

Бывший заместитель омбудсмена Георгий Бурджанадзе отмечает, что Народный защитник Леван Иоселиани может отправить законопроекты от «Грузинской мечты» в ОБСЕ/БДИПЧ для проведения экспертизы.

«Если он этого не сделает, это будет еще один шаг в сторону оправдания режима и демонстрации своей лояльности», – пишет он.

Противники «Мечты» считают, что действующий режим все больше напоминает режимы России и Беларуси. По мнению экспертов, некоторые из новых поправок, касающихся жесткости наказания, даже превосходят законы этих авторитарных стран – например, максимальный срок административного ареста. А есть и явно списанные моменты: теперь гражданин может попасть в тюрьму за критику депутата.

«В России, когда ловят за критику Путина, вы же в курсе? Так вот, если вам было смешно, что Грузия превращается в Россию, знайте, что Мдинарадзе анонсировал новые законодательные изменения, по которым нельзя будет не только оскорблять, но и за слово «коррумпированный» можно попасть в тюрьму. Нет-нет, что вы, нас не сделали «русскими» эти коцы [представители и сторонники «Грузинской мечты»]», – пишет активист в группе «Даитове».

Примечательно, что предложенные поправки поставили в тупик не только традиционных противников «Мечты», но даже их сторонников, членов прокремлевского движения «Альт-инфо». Как отмечает лидер движения Зураб Махарадзе, «таких законов не было даже при Мише [Саакашвили]».

«Как юрист вам говорю: репрессивные законы, которые принимает «Мечта», в современной истории Грузии никогда не принимались».

По словам Махарадзе, одного из главных противников грузинских либералов, часть этих инициатив играет на руку либералам, ненавидимым как «Альт-инфо», так и «Грузинской мечтой».

«Как только вы примете закон, что в соцсетях оскорбление властей наказуемо, вы исполните мечту либералов. То, что мы столько времени подтрунивали над ними, что борьбу они видели только в битье по клавиатуре, теперь вы делаете так, что это действительно произойдет. Они напишут сотни тысяч оскорблений и скажут, что этими постами устроили восстание против системы и протест. То есть вы узакониваете борьбу с системой постами. Вы сами инициируете флешмоб для вашего оскорбления. Может, кто-то у вас пошевелит мозгами?» – обращается в своем видео к членам «Грузинской мечты» Махарадзе.

Это ограничение затронет не только либеральные круги, считает другой член «Альт-инфо» Шота Мартыненко. По его словам, пострадать могут все недовольные нынешней ситуацией.

«Например, те, кто выражает недовольство продажей земли арабам и таким образом оскорбляет правительство в интернете. Поэтому нужно понимать, что цена введения таких жестких мер по ограничению свободы слова будет оплачена всей страной, и мы все будем ее платить», – пишет он на своей странице в Facebook.

Ранее, когда обсуждался «российский закон», конституционалист Вахтанг Хмаладзе отмечал, что это только первый шаг и за ним последует «российское» продолжение. По его словам, то, что Россия делала годами, «Грузинская мечта» сейчас сделает за очень короткий срок.

Однако протестующие вряд ли собираются с этим мириться. Для них инициативы «Грузинской мечты», особенно касающиеся регулирования протестов, являются неприемлемыми. В соцсетях они называют это своего рода красной линией, а в разворачивающихся дебатах задают риторический вопрос: «Если нас полностью лишат права на собрания, мы что, будем подчиняться?».

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG