Accessibility links

«Нас пустили в расход». Военные из Северной Осетии покинули Украину и подали иск к Минобороны


Уничтоженная колонна российской бронетехники в селе Дмитровка Киевской области. Апрель 2022 года
Уничтоженная колонна российской бронетехники в селе Дмитровка Киевской области. Апрель 2022 года

Порядка 50-ти контрактников из 58-й общевойсковой армии Южного военного округа, управление которой базируется во Владикавказе, судятся с Минобороны за право восстановиться на службе – военнослужащих отчислили за самовольный отъезд из Украины. Солдаты покинули зону боевых действий после первого дня войны, когда поняли, что они стали "пушечным мясом".

Один из контрактников, уроженец Северной Осетии, рассказал Кавказ.Реалии о состоянии российской армии и последствиях, с которыми он столкнулся после отказа продолжать войну.

Зауру (имя изменено по просьбе героя - Прим.ред.) из Владикавказа 33 года, последние шесть лет он служил водителем в армии в звании сержанта. До этого Заур получил высшее образование по экономической специальности – это один из самых популярных факультетов в республике. После университета он устроился работать в автосервис, подрабатывал таксистом. Когда женился, денег на семью не хватало – Заур решил вернуться в армию и на контрактной основе устроиться водителем в одну из воинских частей 58-й общевойсковой армии.

"По меркам среднестатистического жителя республики моя жизнь удалась: семья, стабильный заработок, военная ипотека. Еще и статус – на Кавказе быть военным почетно, во всяком случае, так было до известных событий. Занятия по боевой подготовке, учения раз в месяц на полигоне "Тарское" – служба не сложная, скорее скучная. За это ежемесячно получаешь денежное довольствие в 40-45 тысяч рублей, плюс еще различные надбавки и премии", - рассказал Заур Кавказ.Реалии.

Нам сказали, что надо дойти до Харькова, где местные жители будут встречать нас с цветами

В начале февраля 2022 года командование подразделения, в котором служил Заур, объявило, что их отправляют в Украину "на спецоперацию по освобождению Донбасса и Луганска". До этого, по словам собеседника, служба проходила в штатном режиме, "командировке" не предшествовало усиление боевой подготовки.

"Командование не предупредило, что нас отправляют на полномасштабную войну. Нам сказали, что надо дойти до Харькова, где местные жители будут встречать нас с цветами, как в свое время в Крыму. С таким настроем мы и отправились на "спецоперацию", толком не понимая, куда и зачем нас отправляют. Мы были без соответствующего обмундирования и без необходимого количества оружия", – признается военнослужащий.

Колонну российских войск, в которой был Заур, уничтожили в первый день войны в Херсонской области – по свидетельству героя, тогда погибло много солдат из Северной Осетии. Многих не могли опознать неделями и хоронили спустя месяц после смерти.

Военный автомобиль Заура ехал во главе колонны – в какой-то момент у машины лопнули колеса, экипаж остановился и пропустил остальных вперед. Как позже выяснилось, этот случай стал судьбоносным для Заура и его сослуживцев: когда колонна успела отъехать на несколько километров, ее разбомбили.

"В осетинском языке есть выражение "гром гремит так, словно небо о землю стучится". В момент бомбардировки было так же – "полегли" практически все и сразу. До сих пор страшно об этом вспоминать. Тогда-то и стало ясно, что нас просто кинули в мясорубку и Россия не готова к войне. Оставшиеся в живых поняли, что надо возвращаться домой", – вспоминает Заур.

Херсон в результате обстрела. Апрель 2022 года
Херсон в результате обстрела. Апрель 2022 года

Военные решили уйти ночью на уцелевших машинах. По словам военнослужащего, они снова подверглись обстрелу из-за автомобиля, который вклинился в их ряд и стал мигать фарами, посылая сигнал украинским дронам. Солдаты смогли выжить и вернуться на родину – в России их записали в дезертиры и уволили со службы.

"Настоящий ад"

Сегодня Зауру известно о 50-ти военнослужащих 58-й армии из республик Северного Кавказа, которые судятся с Минобороны за право восстановиться на службе, 14 из них – осетины, которым удалось выжить в Херсонской области. Все они друг друга знают и поддерживают связь. Однако Заур уверен, что "истинный масштаб возвращенцев" куда больше.

"У многих солдат из Новочеркасска, КБР, Осетии нет подходящей обуви – они воюют в кроссовках. У других нет касок и бронежилетов. Солдатам даже патронов не хватает, то есть самого элементарного. Ребята, которые провели на фронте больше времени чем я, говорят, что там настоящий ад. Недавно выяснилось, что солдатам не хватает тепловизоров, и в Осетии объявили сбор денег. Не понимаю, как можно было начать войну, не имея на это ресурсов", - задается вопросом Заур.

Он считает, что неправильно клеймить вернувшихся с войны дезертирами и рассуждать о патриотизме, сидя в тепле. Заур называет позором, то, что "учинили российские войска в Буче".

"Стыдно убивать мирных людей, а потом выставлять это "освобождением населения Донбасса и Луганска". Недавно одна знакомая сказала, что есть такая профессия - Родину защищать. Я готов ее защищать, но не нападать на чужую страну и убивать гражданских", - заявил собеседник.

У многих солдат из Новочеркасска, КБР, Осетии нет подходящей обуви – они воюют в кроссовках

Никаких прогнозов об исходе судебного дела по восстановлению в армии он не дает, но уверяет, что терять военным уже нечего.

"Многие мои знакомые пошли в контрактники из-за перспективы купить квартиру. Молодому человеку, тем более в провинции, невозможно заработать на собственное жилье в 25 лет, это трудно сделать с нашими зарплатами. А на контрактной службе уже через шесть лет можно взять квартиру в ипотеку, но платить за тебя будет государство, которое открывает счет и кладет туда каждый год определенную сумму денег. В прошлом году эту сумма достигла порядка 300 тысяч рублей", - объясняет молодой человек.

В 2021 году Заур успел взять в ипотеку двухкомнатную квартиру в одной из новостроек Владикавказа - ежемесячный платеж составляет 25 тысяч рублей.

Заявление на будущее

Юрист одной из правозащитных организаций, которая занимается защитой прав военнослужащих, считает дела о восстановлении в армии после возвращения из Украины бесперспективными.

"Шансы на восстановление минимальны, потому что если появится хоть один удачный прецедент, то это повлечет за собой массу других обращений военных, они будут массово отказываться от "командировки" в Украину. Но все же мой универсальный совет военным – обращаться в суды, потому что заявление будет зафиксировано и в последующем, после изменения ситуации, будет пересматриваться по протестам высших прокурорских или судебных органов", – считает адвокат.

Ранее стало известно, что от участия в войне в Украине отказались части самопровозглашенной Южной Осетии - речь идет о группе численностью около 300 человек. В конце марта взвод оперативной роты ОМОН "Пластун" Федеральных войск национальной гвардии из Краснодара был уволен после отказа пересекать границу с Украиной для участия в военной агрессии. 12 бойцов обратились в суд, чтобы оспорить приказ об увольнении как незаконный, однако позднее девять из них от иска отказались.

По данным Би-би-си, от поездки в Украину также отказались 80 военнослужащих из аннексированного Крыма, 60 - из Псковской области, и 11 омоновцев из Хакасии.

  • В настоящее время Кавказ.Реалии известно о 58-ти погибших из Северной Осетии, убитых на войне в Украине. Это лишь те, чьи имена названы официально или подтверждены источниками редакции – реальная цифра может быть гораздо выше.
  • Жители Северной Осетии уже больше месяца ведут сборы на покупку необходимого оборудования для военнослужащих из республики – в частности, политики, представители осетинских диаспор в России и за рубежом и даже охотники собирают "на нужды армии" системы наблюдения, дроны, тепловизоры, бензопилы, генераторы, полиэтилен и бинокли.

Кавказ.Реалии

XS
SM
MD
LG