Ровно три месяца прошло с 28 ноября, когда премьер-министр Ираклий Кобахидзе объявил о решении приостановить переговоры Тбилиси с Брюсселем о вхождении Грузии в ЕС. С тех пор ежедневные проевропейские акции протеста собирают так много людей, что они перекрывают главную столичную магистраль – проспект Руставели у здания парламента. За эти 90 дней власти крайне ужесточили репрессивную политику против оппонентов. В последние дни в «Грузинской мечте» стали особо критиковать и посла ЕС в Грузии Павла Герчинского. Оппозиция надеется на реализацию плана пятого президента Саломе Зурабишвили и ожидает усиления санкций от Запада против лидеров правящей силы во главе с Бидзиной Иванишвили.
Приостановка всех программ ЕС для правительства «Грузинской мечты» и перенаправление этих средств на укрепление гражданского сектора изрядно раздосадовало представителей правящей силы. Крайним в этом решении Брюсселя оказался посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, ставший объектом еще более агрессивных нападок сначала премьер-министра Ираклия Кобахидзе, а сегодня и депутатов «Грузинской мечты» и ее дочерней «Силы Народа». Гурам Мачарашвили, один из лидеров партии, взявшей на себя тяжелое бремя быть в парламенте истинной оппозицией (после того как представители оппозиционных партий отказались участвовать в нелегитимном, по их мнению, 11-м созыве парламента), возмущенно прокомментировал информацию о новой программе от Евросоюза по поддержке гражданского общества в Грузии с бюджетом более чем 1,5 млн евро. Он расценил это как вмешательство во внутренние дела страны. Мачарашвили, видимо, считал, что ведет себя как «убежденный оппозиционер», практически слово в слово повторяя премьер-министра Ираклия Кобахидзе про посла ЕС Павла Герчинского и называя последнего представителем никому неведомого «глубинного государства» Deep State:
«Мы видим, что посол ЕС обыкновенный наместник, каким был раньше наместник [царя], который ругал грузинские традиции, ну не знаю, там, грузинскую церковь, и шел против выбора грузинского народа».
Мачарашвили не стал уточнять, где и при каких обстоятельствах он услышал от Герчинского выражения, позаимствованные у наместников царской России, а потом и представителей Советских властей. По всей видимости, он имел в виду визиты европейского дипломата в регионы Грузии для встреч с молодежью:
«Вот о чем он [посол ЕС] должен говорить с молодыми людьми? О том, как черными деньгами из фондов ЕС финансировались в Грузии радикальные силы? Или о том, что покончено с трансгендерной и ЛГБТ-пропагандой в Грузии, как и во всем мире? Что теперь нужно восстанавливать традиции? К сожалению, посол ЕС стал обычным представителем коллективного «Нацдвижения». И это не только мои слова, это мнение американского народа и заявление администрации президента США. И это данность. Выбрал посол ЕС Deep State? Вот и ладно, разделит судьбу Deep State».
Общественности ничего не известно о сообщениях мировых СМИ, свидетельствующих о заинтересованности президента Трампа деятельностью посла ЕС в Грузии Павла Герчинского, однако этот тезис Мачарашвили повторили и другие представители «Грузинской мечты». Что сейчас действительно бурно пишут и обсуждают, так это слова президента Трампа о том, что он не может поверить, что сам назвал украинского президента Зеленского диктатором.
«Так Трамп может скоро удивиться и тому, что Deep State существовал, с которым обещал бороться в США?» – иронизировали сегодня в грузинских соцсетях, обсуждая новые нападки «Грузинской мечты» на послов ЕС, и особенно на посла Германии Петера Фишера. Дипломаты выступили от имени своих представительств с резкой критикой в адрес политики правящей силы. Фишер сообщил, что Германия приостановила все правительственные программы, в том числе и с Минобразования. Тем не менее посольство опровергает пропагандистское утверждение властей о том, что Берлин отказывается от программ обучения грузинских студентов и ученых в Германии.
«Мы уверены, что обмен студентами между Грузией и Германией вносит важный вклад в сближение с Европой, поэтому этот обмен будет продолжен», – говорится в заявлении посольства страны.
Подобной политике в целом следуют и в ЕС – это подтвердили спецкору «Интерпрессньюс» в пресс-службе этой организации в Брюсселе.
«Евросоюз приостановил программы, приносившие прямую выгоду властям Грузии. Мы не намерены прекращать с Грузией программы мобильности и обмена Erasmus+», – говорится в сообщении.
И хотя во всех заявлениях представителей стран ЕС и Еврокомиссии сохраняется призыв к грузинским властям вернуться на европейский демократический путь развития, «Грузинская мечта» эти три месяца ежедневно усиливает репрессивную политику, инициируя и принимая поправки в законы, которые резко ограничивают права человека и свободу выражения. И этим законодательным поправкам и новшествам не видно конца.
Тем не менее это не пугает пятого президента Саломе Зурабишвили, представителей оппозиции и гражданского сектора, а также часть общественности. Уже три месяца в любую погоду они ежедневно выходят на проспект Руставели у здания парламента в Тбилиси, требуя назначения новых парламентских выборов и освобождения политзаключенных.
Цель будет достигнута, уверена Саломе Зурабишвили, предоставившая на днях план из пяти пунктов, нацеленный на проведение новых выборов и управление страной в новой политической реальности. Частично об это Зурабишвили заявила вечером 25 февраля, в 104-ю годовщину оккупации Первой Грузинской Демократической Республики Красной армией:
«Наша политическая борьба переходит в фазу весны», – сказала Саломе Зурабишвили под аплодисменты сторонников европейского будущего и продолжила:
«Вы часто спрашиваете, какова избирательная программа. Я не знаю, сколько политических партий будут принимать участие в выборах. Я желаю всем проевропейским партиям успеха. Но я знаю одно: программа может быть лишь одна – это «Грузинская хартия», в которой написано, что все российские законы [принятые «Грузинской мечтой», в том числе закон об «иноагентах»] должны быть аннулированы. Что все заключенные [активисты проевропейских сил] должны быть освобождены, что мы должны вернуть справедливый суд. Что мы должны одолеть коррупцию. План, в котором расписано все то, что нужно будет сделать в первые же шесть месяцев после выборов».
План под названием «Грузинская хартия» Саломе Зурабишвили обнародовала еще в мае прошлого года. Документ, под которым подписались все ведущие оппозиционные силы, теперь видоизменен с учетом событий, произошедших после парламентских выборов в октябре 2024-го. И тогда, и сейчас представители правящей силы обвиняют Зурабишвили, всю оппозицию и западных партнеров в попытке сменить власть в Грузии революционным путем. Об этом заявил вице-спикер Гия Вольский 27 февраля, на второй день после обнародования плана Зурабишвили:
«Такие люди стремятся прийти к власти революционным путем, хотя они уже и так нанесли серьезный урон этой стране. Саломе Зурабишвили будет их главой или нет, это уже не имеет значения: это будет страна слуг, страна агентов, страна не имеющих родину, которой гарантирован серьезный крах на международном политическом поприще, экономический и даже физический. Вот это – альтернатива того, что мы имеем. Поэтому мы должны сегодня выбрать ту позицию, которая у «Грузинской мечты». Не потому, что она выражает позицию конкретной политической партии, а потому, что это единственная дорога для спасения государства».
В оппозиции утверждения о незаменимости «Грузинской мечты» называют отчаянной пропагандой, которая рушится на глазах. Мнение о том, что в рядах оппозиции нет единства, не разделяют сами оппоненты власти. Об этом еще раз заявила сегодня Теона Акубардия, представитель «Гахария за Грузию»:
«Попытки внести раскол в ряды оппозиции тщетны, когда речь идет об общей цели всей Грузии – назначении выборов и освобождении политзаключенных. В этих вопросах абсолютное единство, и это надпартийный вопрос. И это нормально, что есть другие вопросы, по которым у нас разные взгляды. Но главное то, что у нас есть координация, свидетелями которой общественность стала, когда мы два дня назад все были представлены на встрече с Саломе Зурабишвили как раз для обсуждения этих надпартийных вопросов».
Оппоненты власти рассчитывают, что уже в начале марта «Грузинская мечта» еще острее ощутит на себе санкции, введенные США, ЕС и отдельными странами Евросоюза. Ограничений будет еще больше, если судить по политическим дебатам, которые разворачиваются в Конгрессе США, Палате общин Великобритании и в законодательных органах стран ЕС. Главное, как часто отмечают представители проевропейских сил, чтобы на фоне международного давления не прекращались акции протеста – ведь для европейского будущего страны важно «простоять каждую ночь, да день продержаться».
Форум