7 января в Грузии, как и во многих православных странах мира, отмечали Рождество. С традиционным посланием к верующим в этот день обратился патриарх всея Грузии Илия II, который все реже появляется на публике в силу преклонного возраста и проблем со здоровьем. Внимания общественности привлек один пассаж рождественской эпистолы грузинского патриарха – о страхе смерти падшего человека и его стремлении к бессмертию. Многие усмотрели за этими словами завуалированную критику «Грузинской мечты» и ее лидера Бидзины Иванишвили. Что имел в виду патриарх и как в грузинской церкви относятся к проевропейской волне протеста в стране, «Эхо Кавказа» спросило у теолога Мириана Гамрекелашвили.
– Господин Мириан, приветствую вас. В праздник Рождества общество традиционно услышало послание патриарха Илии II. Внимание общества привлек один фрагмент, мнения о котором разделились. Я процитирую вам этот фрагмент: «Для падшего человека характерен и страх смерти. Поэтому он искал и продолжает искать способы продлить свою жизнь, выдумывает различные методы, чтобы создать иллюзию благополучия, но напрасно. Все это становится причиной еще больших ошибок и углубляет уже существующий в нас духовный кризис». Одни восприняли это как политическое послание в адрес Бидзины Иванишвили, другие с этим не согласны. Что вы об этом думаете?
У Католикоса-Патриарха есть своя стратегия, основанная на намеках и уклончивых фразах. Ему это очень нравится, он наслаждается этим, и ему это удается
– В рождественском послании, в энцикликах и текстах, которые готовятся к праздникам, всегда содержится текст, который должен выдержать испытание временем. Этот текст никогда не является конкретным комментарием о текущих событиях. Автор пытается написать текст, который будет обсуждаться годами, и теологи вроде меня будут размышлять о том, что в нем подразумевается. У Католикоса-Патриарха есть своя стратегия, основанная на намеках и уклончивых фразах. Ему это очень нравится, он наслаждается этим, и ему это удается. Фрагмент, который вы прочитали, следует рассматривать в контексте. Прежде чем перейти к вопросам бессмертия, есть вводная часть, библейская, теологическая, затем следуют рассуждения о падшем человеке и критика эгоизма, что ужасно ставить «Я» во главу угла, и это ведет к стремлению к бессмертию. При первом чтении и у меня перед глазами возник образ господина Бидзины Иванишвили, потому что он лучше всего олицетворяет все эти свойства. По крайней мере, его публичный образ именно таков. Он принимает решения эгоистично, не учитывая интересы страны, мнения различных групп, включая мнение церкви, (там говорится и об этом, об упоминании Бога всуе, формальном обращения к религии) пропагандирует здоровый образ жизни, который он внедрил с самого начала, – пить морковный сок и ложиться спать к 10 часам. Мы знаем, что сейчас он одержим манией стремления к бессмертию. Такое мнение сформировалось о нем в грузинском обществе. Правильно это или нет, мы выясним, когда предстанем пред Господом.
– В последнее время Илия II редко появляется на публике. После долгого перерыва 6 января на сайте патриархии было опубликовано видео, датированное 25 декабря, где его поздравляют с юбилеем. Патриарх Грузии называет важным открытие епархий, например, в Америке, Великобритании и Европе. Он говорит, что живущие там грузины не должны забывать грузинский язык, при этом подчеркивает, что следует изучать достижения Запада... Можно ли это рассматривать как политический намек?
Церкви необходимо учитывать мнение большинства своих прихожан, которым нужна Европа. Она не может это игнорировать и обманывать себя, в отличие от правительства
– Для меня это был намек. Это было видео в ответ на критику о том, что новогоднее обращение патриарха было монтажом. Это означает, что письменное поздравление патриарха Михаилу Кавелашвили могло также не быть подлинным, следовательно, у него нет легитимации со стороны церкви. В этом видео патриарх (как отметил мой коллега Бека Миндиашвили) произносит всего три предложения. Из них два посвящены разговору о Европе. Это очень важно. Представьте себе пожилого человека, который прошел свой путь, для него каждый вдох и каждое слово драгоценны и стоят больших усилий; даже в этот момент он говорит о самом важном для него. Что живущие в Европе грузины важны для нас, потому что это своего рода мост между нашей страной и другими странами, и что нам следует многому поучиться у Европы. В качестве ориентира он называет Европу. У патриарха никогда не было однозначного отношения к Европе, хотя в критические моменты он всегда делал акцент на проевропейском выборе. Церкви необходимо учитывать мнение большинства своих прихожан, которым нужна Европа. Она не может это игнорировать и обманывать себя, в отличие от правительства. Если правительство уйдет в отставку, его члены уедут и будут жить в других странах, а церковь – это институт, который должен жить в этой стране, поэтому она не может идти на конфронтацию со своими прихожанами. Следовательно, слова патриарха – это послание, и мне жаль, что этому не уделяется должное внимание в СМИ, если не считать наш разговор.
– Как мы знаем, и вы уже упоминали, возраст и здоровье не позволяют Илие II часто появляться на публике. Похоже, был найден своеобразный способ решения этой проблемы. Несколько дней назад на сайте патриархии было опубликовано новогоднее обращение Илии II, о котором вы уже вспоминали. Выяснилось, что это был смонтированный видеоролик, что признали представители самой патриархии. Поздравление вскоре было удалено, но вопросы остались. У кого есть право распространять подобный, прямо скажем, манипулятивный материал от имени патриарха?
– Прямо отвечаю на вопрос. Никто не имеет права распространять подобные манипулятивные материалы. Делать заявление от имени патриарха без его согласия – это в церковном смысле преступление, так как в период, когда Синод не собирается, патриарх представляет позицию церкви.
Монтаж новогоднего видео – это меньший грех по сравнению, например, с легитимацией нелегитимного правительства со стороны церкви от имени патриарха
Ситуация следующая: внутри патриархии существует две группы, которые управляют аппаратом. Это старая группа, объединенная вокруг уважаемой госпожи Шорены Тетруашвили, секретаря-референта патриарха. Есть вторая группа, во главе которой стоит митрополит Шио Муджири – вокруг него объединились молодые духовные лица. Его правой рукой является отец Андриа Джагмаидзе. И первая, и вторая группы пытаются говорить от имени патриарха. Определить, какая из них хотя бы символически делится с патриархом своими решениями, сложно. Я считаю, что монтаж новогоднего видео – это меньший грех по сравнению, например, с легитимацией нелегитимного правительства со стороны церкви от имени патриарха. Я имею в виду поздравления от имени патриарха и присутствие делегации патриархии на первом заседании парламента.
На последних выборах Эдуарда Шеварднадзе, когда выяснилось, что выборы были сфальсифицированы, Илия II не пришел на заседание парламента, так как считал, что игнорирование воли народа не является легитимным поступком. Патриарха не следует рассматривать как политическую фигуру. Он не может быть вовлечен в политику 24 часа в сутки, но в решающие моменты он делал интересные шаги. Например, не пришел на заседание парламента, который был нелегитимным.
Интересно, согласовали ли с патриархом присутствие делегации, которая была в парламенте? Знал ли он, что этому предшествовало? Признало ли международное сообщество это правительство? Я думаю, что так как он в возрасте, его могут обманывать «с добрыми намерениями».
– Мы не можем обойти стороной текущие события в стране: уже более 40 дней внушительная часть общества протестует на улице против отклонения от западного курса. Проевропейская оппозиция говорит, что «Грузинская мечта» тянет страну в Россию. Мы видим духовных лиц, в том числе представителей Синода, которые открыто осуждают насилие против протестующих, другая часть духовенства молчит. Есть ли такая проблема и в патриархии, там тоже разделились мнения о существующей ситуации?
– Эти детали выходят за рамки моей компетенции, но что можно заметить, наблюдая извне, так это то, что несколько почтенных иерархов явно открыто придерживаются проевропейских взглядов. Есть несколько высоких иерархов, в принципе, только одного могу вспомнить, который отличается резко негативным отношением [к протестующим], – это епископ Стефан Калаиджашвили. Он никогда не скрывал своего чрезмерно пророссийского взгляда. Есть простые священники. Многие из них поддерживают участников акций протеста. Особенно интересен священник Дороте Курашвили из братства Бетлемской церкви. Его проповеди в последнее время полностью посвящены этой теме. В ночь Рождества он вышел из храма и встретил праздник вместе с народом, совершил молитву для задержанных на акциях протеста. Есть отец Заза Тевзадзе, отец Тамаз Ломидзе, который всегда комментирует этот вопрос (предстоятель Мюнхенской церкви, где состою и я). Есть еще много священников, которые часто поддерживают протестующих. Вы знаете, что прошел марш детей священников. Эти дети своим маршем сказали многое, в том числе от имени своих отцов. Есть несколько священников, которые выделяются агрессивностью и повторяют правительственные послания. Есть группа, объединенная вокруг митрополита Шио, который изначально, много лет назад, вошел в церковную жизнь как представитель пророссийской группы, и они никогда не скрывали своей пророссийской позиции. Епископ Шио учился в России, там и сформировался. Эта культура для него ближе и органичнее, чем европейская. Он никогда этого не скрывал. Он считает, что спасение Грузинской церкви – в пророссийском курсе. Но пока патриарх жив, технически много чего сделать у него не получится. Например, патриарх должен созвать тот же Синод, но он в таком состоянии, что не может ничего организовать. В этих условиях Синод не будет созван, чтобы выяснить и согласовать определенное мнение, а его патриарший местоблюститель Шио всегда воспользуется этим и скажет, что патриарх поддерживает то или иное решение.
– Как назначили митрополита Шио?
Епископ Шио ничего не скрывает. Он поздравляет своего «духовного наставника» с днем рождения в Москве, он слушает его и не скрывает, что связан с этой орбитой
– Я много раз говорил об этом и получил критические отзывы, в том числе от ваших коллег. Не могу сказать, что он агент, но карьерный путь епископа Шио был очень интересным. Существовала комиссия церквей на оккупированных территориях, которую с нашей стороны возглавлял очень уважаемый иерарх, епископ Исаия. Русские потребовали от грузинской стороны, чтобы этого человека убрали и назначили вместо него епископа Шио Муджири. Это было сделано официально. После этого в Грузии побывал епископ Иларион Алфеев (так сказать, министр иностранных дел РПЦ), через несколько дней после этого визита патриарх объявил, что назначает епископа Шио Муджири патриаршим местоблюстителем. Для меня между этими двумя событиями есть прямая связь. Не могу обманывать себя и с притворной скромностью сказать, что ошибаюсь. И епископ Шио ничего не скрывает. Он поздравляет своего «духовного наставника» с днем рождения в Москве, он слушает его и не скрывает, что связан с этой орбитой.
– Вы упомянули отдельных священников, которые озвучивают проправительственные сообщения. Мы слышали, как отдельные священники оскорбляют и ругают протестующих. Затем они говорят, что их не так поняли и извиняются. Какова, по вашему мнению, роль церкви в существующем политическом кризисе?
– Давайте различать две основные вещи: положение церкви и положение отдельных лиц. Это, конечно, связано друг с другом. Прямо скажу, что на протяжении истории церкви параллель можно провести с периодом после советизации – в смысле ее ограниченных возможностей. Дискредитированная и связанная церковь в Грузии была только после оккупации.
Все началось с того, что новая и старая группа начали обвинять друг друга в коррупции. Это не было видно публично. Об этом писалось только в нескольких газетах. Затем был большой скандал – цианидовое дело. Сейчас мы знаем, что это была фейковая история. Кроме полушутливого рассказа этого священника, никаких доказательств не было – ни яда, ни кинжала. Киллеры не рассказывают в баре о своих операциях, поэтому я не верю в эту историю. Она была использована в политических целях. Мы узнали о ней от тогдашнего премьер-министра Квирикашвили. Оно получило статус государственного дела. И именно это открыло пространство для СМИ, которое можно было использовать в лучших целях. Однако позже правительство показало новые документы – так называемые файлы службы госбезопасности. Для критически настроенных медиа было огромным искушением использовать эти документы с моральной точки зрения. Эти документы уничтожили доверие внутри церкви. Архиепископы принимали решения, основываясь на этих документах. Они узнавали какие-то истории друг о друге. Ложь и правда переплетались. Понятно, что духовные лица тоже люди, у кого-то есть любовницы, кто-то получил взятку. Но это настолько незначительные проблемы по сравнению с тем, что называется потерей суверенитета церкви. Каждый иерарх запуган, все знают, что если они принципиально выступят против решений правительства, их дискредитируют. Эта дискредитация может основываться на реальных фактах (мы все-таки общество моралистов) или на сфабрикованных. В современных условиях с использованием искусственного интеллекта сделать это – задачка для детей, и никто не начнет искать истину. Тем не менее нескольким иерархам хватает смелости, и они говорят правду.
Но есть священники, которые оскорбляют протестующих. Я знаю нескольких таких священнослужителей. Одного из них я сознательно не назову. Он не очень умный человек. Служит в одном из престижных районов Тбилиси и работает по методологии негативного алгоритма. Он скажет какое-то безумие, и многие считают своим долгом критиковать его заявление. В результате оно распространяется и получает больший охват. Этот человек не имеет веса внутри церкви, однако среди своих прихожан в элитном районе он авторитет. Он основывается только на поддержке государства. Есть прямая связь между государственным аппаратом и его высказываниями. Затем ему часто приходится извиняться за распространение фейков.
– И напоследок хочу вернуться к теме, с которой мы начали разговор – к посланиям патриарха. Можете привести пример, когда в них содержались скрытые обращения к правительству?
Когда господин Иванишвили был избран, патриарх подарил ему часы. Часы символически являются подарком правителю, который должен осознать, что его время ограничено и он не вечен
– Это характерно для патриарха, и о многих событиях у него есть свои соображения. Нужно хорошо его знать, чтобы это видеть. Когда господин Иванишвили был избран, патриарх подарил ему часы. Часы символически являются подарком правителю, который должен осознать, что его время ограничено и он не вечен. Когда Шеварднадзе ушел с поста, он подарил ему чашу. Это означало, что его карьера была завершена и с этим нужно было смириться.
Его тексты тоже пишутся с подтекстом. И последнее послание, если рассматривать его без контекста, можно воспринять как совершенно нейтральный текст. Но если учесть политический контекст, в нем можно увидеть Бидзину Иванишвили.
Его последнее послание, которое было для меня очень интересным, (если я не ошибаюсь, это было пасхальное послание), содержало библейский отрывок, касающийся сна Навуходоносора. Это отрывок, в котором Навуходоносору во время пира на стене появляются три арамейских слова. Библейский пророк прочитает их и скажет, что это «мене, текел, фарес» («Исчислил Бог царство твое и положил конец ему»). В Европе существует «мене текел теология» – это политическая теология. Когда церковь предупреждает власти, что их дни сочтены. Это значит, что решения властей не соответствуют воле народа.
– В каком году это было?
– Это было в прошлом году, я очень хорошо это помню. Этот отрывок был, возможно, вырван из контекста, но это было понято опытному человеку. За этим не последовало большого резонанса, потому что у нас нет культуры теологического анализа. Ваша передача является, вероятно, единственным исключением в этом году. В остальных случаях в телеэфирах интересуются расколами, интригами, потому что коммерческие СМИ основаны или на рекламе, или на количестве просмотров.
Форум