Accessibility links

Михайло Самусь: «Это операция с целью изменения стратегической ситуации на фронте»


Михайло Самусь
Михайло Самусь

ПРАГА---В Курской области четвертый день идут бои между российскими и украинскими военными, которые вошли на территорию этого региона России утром 6 августа. В области объявлен режим ЧС федерального масштаба. По поступающей информации, украинские силы пытаются закрепиться на занятой территории, на отдельных участках им удается продвигаться вперед. В частности, под контролем ВСУ большая часть райцентра Суджа. Издание The Washington Post со ссылкой на анонимного советника президента Украины пишет, что захвачено около 100 квадратных километров российской территории. Это крупнейшая наступательная операция ВСУ на территории страны-агрессора с начала российского вторжения в Украину. О целях и задачах дерзкой операции и ее политическом значении говорим с украинским военным аналитиком, директором New Geopolitics Research Network Михайло Самусем

– Очень много разной противоречивой информации приходит о ситуации в Курской области, наступательной операции вооруженных сил Украины. Подтверждения этому из официальных источников, будь то украинские или российские, нет. Что из этого заслуживает доверия?

Сейчас проводится операция неназванными силами на территории России с целью изменения стратегической ситуации на фронте

– Мне ничего неизвестно. Вы говорите, что это операция вооруженных сил Украины – мне, например, это неизвестно. Официальных заявлений на этот счет не было и пока не будет. Я единственное могу сказать, что сейчас проводится операция неназванными силами на территории России с целью изменения стратегической ситуации на фронте, с целью принуждения командования вооруженных сил Российской Федерации принять тяжелое решение: или прекратить выполнение задач наступательных на Донбассе и перебрасывать резервы в Курскую область, или сдать Курскую область, но при этом продолжать наступление на Донбассе. Вот такая вот дилемма. Но я думаю, что будут еще операции на других направлениях со стороны вооруженных сил Украины.

– То есть военная цель этой операции – отвлечь российские ресурсы от наиболее горячих точек соприкосновения на востоке Украины?

– Абсолютно не так. Еще раз повторюсь: перед российским командованием поставлена дилемма – или они сейчас снимают резервы с Донбасса и отправляют их для решения вопроса Курской области, или они сдают Курскую область, продолжают наступать на Донбассе, а украинская армия проводит наступательные операции на других направлениях.

– Цель украинской армии какова?

– Цель украинской армии – деоккупация территории Украины.

– На ваш взгляд, была ли операция согласована с западными партнерами? Мы не слышим критики с их стороны, наоборот, они говорят, что Украина имеет право на самозащиту, в том числе и на удары по российской территории. Это зеленый свет?

– Я не знаю, знали ли наши партнеры об этой операции, но то, что они говорят, это абсолютная правда – Украина имеет право защищаться.

– Есть ли силы у украинской армии, чтобы удержать ту территорию, которую они сейчас контролируют, и превратить ее в некий постоянный очаг противостояния? Ресурсы на данный момент для этого имеются?

Если же Россия попытается остановить это наступление, я думаю, что Россия может проиграть и на Донбассе, и в Курской области

– Еще раз повторюсь: зависит от решения российского командования. Если российское командование остановит наступление на Донбассе, а это будет означать, что на Донбассе украинская армия начнет наступать и выбрасывать российскую армию с Донбасса, тогда Россия может остановить наступление в Курской области, и тогда эта территория может быть освобождена. Если же Россия попытается избежать такого сценария, то есть они будут продолжать наступать на Донбассе имеющимися очень сомнительного качества войсками, попробуют остановить это наступление, я думаю, что Россия может проиграть и на Донбассе, и в Курской области, и, еще раз повторюсь, на юге.

– Мы видели до сих пор отдельные вылазки добровольцев на территорию Российской Федерации – не Вооруженных сил Украины. Понятно, что это провал российской разведки, это хорошо спланированная операция. В чем ее особенность для вас как для эксперта, что вас больше всего удивило?

– Ничего не удивило. Дело в том, что вы зря называете вылазками операции, которые проводились РДК. Это были тоже хорошо спланированные операции рейдового разведывательного толка, а сейчас проводится войсковая операция, тоже хорошо спланированная. То есть это не значит, что тогда были плохо спланированные операции, а сейчас хорошо спланированные. Просто операции разные – то были диверсионно-разведывательные, рейдовые операции, а это войсковая операция, с более серьезными целями.

– То есть разница в масштабах…

– Нет, абсолютно не в масштабах. Между войсковой операцией и диверсионно-разведывательной операцией совершенно очень большая разница по функционалу, по задачам, по ресурсам, по применяемым силам и средствам и так далее. И совершенно различный масштаб – это не главное здесь, скажем так, не определяющий момент.

– Каким может быть ответ Москвы? Есть сообщения об эвакуации жителей прилегающей украинской территории – Сумской области. Украина готовится к какому-то ответу?

Россия использовала все свои возможности, поэтому никакого сюрприза мы не ожидаем

– Наоборот, для Сумской области это означает прекращение отстрелов, потому что Россия терроризировала Сумскую область как раз последние два месяца артиллерийскими силами, действиями авиации. Сейчас российские силы отброшены на 30 километров, а это означает, что обстрелов авиационных не будет. А что касается возможного ответа России – ну, Россия по Украине применила уже все оружие, которое есть, и даже иранское, и северокорейское, и любое. Буквально позавчера сюда в Киев северокорейская ракета прилетала, баллистическая. То есть нам опасаться нечего. Опасаются больше наши западные партнеры. Но Россия использовала все свои возможности, поэтому никакого сюрприза мы не ожидаем.

– По данным отдельных источников, бои в Курской области идут в 30 километрах от Курчатова, где находится Курская атомная электростанция. Как вы оцениваете возможность установления контроля над этой атомной электростанцией, это может быть целью украинских военных?

Россия не понесла никакого наказания за то, что она оккупировала Чернобыльскую, Запорожскую АЭС и продолжает оккупировать Запорожскую АЭС

– Во-первых, еще раз говорю: я не знаю, какие вооруженные силы, вы их все время называете Вооруженные силы Украины. Второе: дело в том, что международное сообщество само создало ситуацию, когда атомные станции стали военными объектами. Россия оккупировала две украинские атомные станции, Чернобыльскую и Запорожскую, потом с Чернобыльской они сбежали. Но смысл в чем? Россия никак не была наказана за это, то есть Россия не понесла никакого наказания за то, что она оккупировала Чернобыльскую, Запорожскую АЭС и продолжает оккупировать Запорожскую АЭС. «Росатом» управляет этой станцией, а «Росатом» при этом продолжает контракты с Соединенными Штатами, Европейским союзом, с целым рядом стран по всему миру, зарабатывая сотни миллиардов долларов на этом, а «Росатому» ничего за это нет, никакого наказания нет. Поэтому прежде чем оценивать возможности, опасности, риски для Курской АЭС, давайте все-таки посмотрим, что происходит на Запорожской АЭС, а потом будем волноваться за Курскую.

– Какова политическая цена этого публичного унижения для Владимира Путина? Кремль долго конструировал образ российского президента, который вторгся в Украину, как защитника России и простых россиян…

– Я думаю, это ничего не значит. Я не верю в российское население, скажем так.

– То есть вы считаете, что российская пропаганда сможет опять исказить и преподнести происходящее так, как выгодно власти?

– Это будет преподнесено как победа – оккупация какими-то силами Курской области будет преподнесена как победа путинского режима. Это 100 процентов, даже сомневаться нечего.

– А в глазах западных партнеров это добавит лишний балл Вооруженным силам Украины и украинскому командованию за разработку дерзкой и неожиданной операции?

– Добавит балл? Какой балл?

– В глазах западных партнеров.

– Я не думаю, что Вооруженные силы Украины это волнует каким-то образом – какие-то баллы в глазах западных партнеров.

– Они все-таки партнеры и они дают оружие...

Никто не хочет, чтобы российская армия стояла на границе Польши, поэтому нам помогают

– Они дают оружие не потому, что Вооруженные силы Украины им нравятся, а потому что Вооруженные силы Украины действуют в интересах наших западных партнеров. Никто не хочет, чтобы российская армия стояла на границе Польши, поэтому нам помогают, потому что это выгодно. И нам не нужно здесь баллы зарабатывать, мы должны освобождать свою землю, вот и все.

– Эта операция приближает к конечной цели?

– Конечно. Я же говорил, что это операция в рамках других операций. Это операция в рамках более широкой операции, которая, я думаю, будет развиваться очень скоро.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG