Accessibility links

Местные выборы как ловушка для оппозиции


Георгий Гахария, коллаж
Георгий Гахария, коллаж

До муниципальных выборов в Грузии остается полгода, но вместо подготовки страна тонет в политическом кризисе. Протесты не стихают, обвинения в нелегитимности власти звучат все громче, а в самом оппозиционном лагере нет единства: идти на выборы или бойкотировать?

После парламентских выборов-2024 и последовавшего за ними политического обвала, оппозиция объявила о нелегитимности «Грузинской мечты». Сегодня среди ключевых требований всех оппозиционных партий — освобождение «узников совести» и проведение новых выборов. В попытке объединить усилия для достижения этих целей под эгидой пятого президента Саломе Зурабишвили была создана «Платформа сопротивления». Но уже на старте стало ясно: единства нет. Как минимум, в вопросе участия в муниципальных выборах. Даже в программный документ платформы не удалось включить пункт о бойкоте выборов: против выступила партия «Гахария — За Грузию».

Бывший премьер-министр Георгий Гахария стал первым в оппозиционном лагере, кто открыто заговорил о подготовке к выборам. По его словам, участие в выборах — базовая обязанность любой политической силы. Гахария по-прежнему настаивает: приоритетом остаются досрочные парламентские выборы и освобождение задержанных на фоне проевропейских акций. Однако подготовка к муниципальным уже началась. Гахария осторожен в формулировках: категорического «нет» по участию в местных выборах 4 октября не говорит, но и уверенности в своей позиции пока не демонстрирует.

«Мы готовимся к местным и парламентским выборам вместе, в октябре. Если выборы [парламентские] не будут назначены, тогда мы решим, будем ли участвовать», — сказал он в эфире TV Pirveli.

Гахария убежден, что и другие политические силы придерживаются той же позиции, но пока предпочитают выжидать.

«Те, кто сейчас не говорит об этом открыто, ждут, кто сделает первый шаг», — считает Гахария.

Кто именно склоняется к участию в выборах, экс-премьер уточнять не стал. Но что такие разговоры действительно ведутся, подтвердил и лидер «Коалиции за перемены» Ника Мелия. В эфире TV Pirveli он подчеркнул — половина оппозиционного спектра всерьез рассматривает возможность выхода на муниципальные выборы, несмотря на прежние заявления о бойкоте. И хотя Мелия тоже предпочел не называть конкретные партии, он отметил, что его команда, включая его самого, прилагает все усилия, чтобы удержать оппозицию от этого шага.

Ника Мелия
Ника Мелия

«Если бы не парламентский бойкот, вряд ли кто-то вообще вышел бы на улицы. Максимум на одну неделю протестов, если бы оппозиционные партии не обратились к бойкоту. Мы должны принять опыт 2020-2021 годов как урок», — заявил Мелия.

Пока только две партии — «Национальное движение» и коалиция «За перемены» — однозначно заявляют, что на местные выборы в условиях нелегитимной власти они не пойдут. Лидер коалиции Зураб Гирчи Джапаридзе твердо обозначил позицию: никакого участия ни в выборах, ни в сопутствующих процессах не будет до тех пор, пока не выполнят два главных требования. А те, кто делают подобные Гахария заявления, по его словам, на деле просто ждут, когда протест сойдет на нет.

«Чтобы потом сказать, что с улицы ничего не получилось, и теперь мы войдем в парламент и хотя бы получим трибуны. Я это уже видел после выборов 2020 года», — говорит Джапаридзе.

Часть оппозиции настаивает: говорить сегодня о включении в избирательный процесс — не просто преждевременно, а политически и морально неприемлемо. По их убеждению, в стране нет легитимного избирательного процесса — он де-факто отменен. А любые разговоры об участии в выборах в такой ситуации воспринимаются как формальная коллаборация с авторитарным режимом.

«Это либо неадекватная оценка политической обстановки, либо ты миришься с системой и становишься системной оппозицией. Потому что всем диктаторам требуется системная оппозиция», — говорит член «ЕНД» Ираклий Павленишвили.

Неопределенность сохраняет и партия «Лело». В партии не говорят четкого «нет» в вопросе участия в местных выборах. По словам членов партии, обсуждение этого вопроса в принципе не должно стоять в повестке дня, так как это играет только на руку режиму.

«Только парламентские выборы могут вытащить страну из тяжелого политического кризиса. Так что в повестке только это, хотя мы, конечно, готовимся к выборам», — говорит член партии Саба Буадзе.

Точно примет участие в выборах партия «Гирчи». Об этом там заявили еще в самом начале. По словам лидера Сандро Раквиашвили, в их логике есть два варианта действий для прихода к власти: через выборы или через уличный переворот.

Сандро Раквиашвили
Сандро Раквиашвили

«Переворот делать никто не намерен, вот и очевидно, что нужно принять выборы», — говорит Раквиашвили.

Лидер партии «Федералисты» Тамар Черголеишвили уверена, что участие оппозиционных партий в местных выборах не будет зависеть от «удобных условий» или политических расчетов. Все решат обстоятельства, которые создаст сам грузинский народ. Для нее это не вопрос стратегии, а вопрос народной воли.

«Если бы 28 ноября люди не вышли на улицы, все оппозиционные партии сидели бы в парламенте — моя твердая убежденность. То же самое произойдет и сейчас. Если у народа будет настрой на бойкот, ни Гахария, ни «Лело», ни ЕНД не осмелятся участвовать. Если же настроя не будет, даже если каждый партийный лидер поставит на карту свою семью, они все равно нарушат условия. Нарушение условий — дополнительный ущерб, и мы верим, что протестный электорат нужно защищать от разочарований», — написала она в социальной сети.

До недавнего времени участие в местных выборах для оппозиции в принципе могло стать невозможным. С помощью временной следственной комиссии Теи Цулукиани власти планировали запретить «коллективное Нацдвижение», перекрыв им доступ ко всем выборам и участию в политической жизни. Однако в «Мечте» передумали: план по запрету оппозиции был отложен. Лидер «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе заявил, что партия дает им еще один шанс побороться на выборах.

Мамука Мдинарадзе
Мамука Мдинарадзе

«Мы готовы к тому, чтобы на нынешних местных выборах народ Грузии дал адекватный ответ агентурным партиям, а мы, в свою очередь, победим на этих выборах. Затем мы подготовим очень сильную и фактически обоснованную конституционную жалобу, которая, в свою очередь, должна стать основанием для запрета «коллективного Нацдвижения», — сказал Мдинарадзе.

Все это может быть связано с нарастающими страхами «Грузинской мечты». Наблюдатели предполагают, что олигарх Бидзина Иванишвили пытается избежать международных санкций, и для этого ему жизненно важно создать на выборах фасадный демократический процесс, который сможет обеспечить ему легитимацию на Западе. В этом контексте главная цель — вывести на выборы крупную оппозиционную партию, чтобы продемонстрировать миру, что процесс все еще остается «демократичным».

По мнению политика Гиги Угулава, сама схема — сначала угрожать запретом оппозиции, а затем дать ей участвовать — наглядно демонстрирует, что «Грузинская мечта» использует местные выборы как приманку. Это не выборы, а ловушка, расставленная для оппозиции, говорит он. Кто-то уже склоняется к участию, кто-то еще колеблется, а кто-то принципиально отказывается — но в условиях такой политической игры, по словам Угулава, необходима четкая и единая позиция в виде дорожной карты.

Гиги Угулава
Гиги Угулава

Он предлагает несколько идей, чтобы проверить, насколько велико желание «Мечты» втянуть оппозицию в выборы. Среди условий для участия Угулава называет: освобождение политзаключенных, отмену всех жестких и драконовских законов, принятых «Грузинской мечтой» за последний год, а также проведение плебисцита с вопросом: «Хотите ли вы, чтобы новые парламентские выборы состоялись 27 декабря 2025 года?».

«Политические партии, президент Зурабишвили, общественные группы и движения — все заинтересованные стороны должны обсуждать это, а не навешивать ярлыки друг на друга. Если будет дорожная карта, то коллегам будет трудно отойти в сторону. Простое заявление, что «мы не участвуем», не является сдерживающим. Так же, как и «я готовлюсь к участию» — оставляет ощущение предательства и сделки», — пишет Угулава в своей социальной сети.

Важно и то, что об участии в выборах думают родители политзаключенных, освобождение которых оппозиция сама называла своей главной задачей. Для них заявление Георгия Гахария не просто политическое маневрирование, а прямое предательство. Они заявляют: если оппозиция выйдет на местные выборы, они начнут кампанию по призыву людей не приходить на избирательные участки.

«Мы надеялись, верили, а теперь нас предают в последний момент. Загляните в свое сердце и поймите, какую ошибку вы совершаете. Пусть на вашей совести будут эти политзаключенные и вся страна», — говорит мать задержанного студента Звиада Цецхладзе.

Проведение муниципальных выборов при участии оппозиции для «Грузинской мечты» — шанс сохранить контроль и легитимность в глазах Запада. Для части оппозиции — возможность вернуть площадку для политического существования. Но для многих — это выбор без выбора. И пока ключевые решения отдаются на откуп «обстоятельствам», судьбу будущих выборов, возможно, по-прежнему определит не политическая стратегия, а настроение на улицах.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG