Как утверждается в заключении американских властей, российский политтехнолог Илья Гамбашидзе стоит за масштабной дезинформационной кампанией, направленной на подрыв доверия к демократическим процессам и институтам в США и за их пределами.
Оригинал статьи опубликован на сайте «Голоса Америки»
Его агентство цифрового маркетинга во взаимодействии с Кремлем создает поддельные новостные сайты, иногда — сайты-клоны настоящих СМИ для информационных вбросов. Судя по публикациям, часто цель этих операций – уменьшение поддержки Украины Западом.
В марте 2024 года Министерство финансов США вслед за руководством ЕС добавило Гамбашидзе, его бизнес-партнера и их компании в санкционные списки. Это привлекло внимание к персоне малоизвестного политтехнолога, ранее работавшего на российских депутатов и региональных политиков.
С 2013 по 2020 компании, принадлежащие частично или полностью, Гамбашидзе или его близкой родственнице, получили госконтрактов на сумму около 180 млн рублей (примерно $2,7 млн по среднему курсу 2016 года). И это не все фирмы, которыми владеет политтехнолог.
Когда в последние годы он начал заниматься дезинформацией, направленной на внешний рынок, его предположительным куратором в Кремле стала чиновница, регулярно участвовавшая в мероприятиях, связанных с искусственным интеллектом — одной из технологий, вызывающих тревогу среди экспертов по дезинформации.
Хотя Гамбашидзе работает на дестабилизацию социальной и политической ситуации в США, его сыновья продолжают жить в этой в этой стране.
«Голосу Америки» подтвердила эту информацию бывшая супруга Гамбашидзе, которая 15 лет живет в США. Она и ее новый муж (мы не указываем их имена) считают, что экономические санкции в отношении Гамбашидзе стали ударом по его детям: «По нашему мнению, единственное, что делают эти санкции – наносят вред образу жизни его детей, очень скромному — говорит их отчим. — Они просто ходят в обычную школу, общественный колледж».
Расследование «Голоса Америки» показывает тесную связь между российскими деловыми интересами и внешней политикой Кремля, а также демонстрирует, как люди, работающие на дискредитацию западных институтов, сами относятся к Западу.
По мнению Джейд Макглинн, старшего научного сотрудника Центра стратегических и международных исследований (CSIS) и научного сотрудника Департамента военных исследований Королевского колледжа Лондона, в мире политтехнологий не всегда легко отличить финансовые мотивы от идеологических: «Да, конкретные действия могут быть обусловлены финансовой выгодой, но преобладающее идеологическое пространство — даже если вы не являетесь полным идеологом в этом вопросе — делает эту работу гораздо более комфортной и приемлемой».
Сам Гамбашидзе не ответил на вопросы «Голоса Америки»: нам удалось до него дозвониться, однако он попросил написать ему в мессенджере. На сообщения там он не ответил.
Что известно о Гамбашидзе
Полную биографию Ильи Гамбашидзе по открытым источникам восстановить сложно, однако основные данные доступны.
Политтехнолог родился в Киеве в 1977 году, согласно информации Управления по контролю за иностранными активами (OFAC), отвечающего за соблюдение американских санкций, а также деловых документов, находящихся в распоряжении «Голоса Америки».
В 2008 Гамбашидзе защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Российском государственном гуманитарном университете. Тема его работы: «Особенности развития местного самоуправления в Российской Федерации в контексте трансформации партийной системы».
Когда в 2009 Гамбашидзе работал помощником префекта Северного округа Москвы, он стал жертвой странной попытки похищения. Похоже, что примерно в это же время, его бывшая жена и дети оказались в США.
Гамбашидзе остался в России, где работал советником заместителя председателя Государственной Думы Петра Толстого, о чем свидетельствует протокол заседания постоянного комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 2017 года.
По сообщениям СМИ, Гамбашидзе также работал на ВРИО главу Калмыкии Бату Хасикова, а в преддверии выборов`2023 — на партию ЛДПР.
В том же году Российская ассоциация политических консультантов вручила призы командам, в которые входил Гамбашидзе, за три проекта. Два из них были весьма необычны: памятник основателю ЛДПР Владимиру Жириновскому, умершему в 2022, и первомайский митинг в игре Minecraft, а также нейросеть «Жириновский». Последний проект — виртуальная версия покойного политика, якобы основанная на технологиях искусственного интеллекта, способная отвечать на вопросы в стиле (и голосом) Жириновского.
В марте 2024 перед президентскими выборами в России, по словам одного из его соратников, команда Гамбашидзе создала юмористическую агитационную рекламу, адресованную жителям Тамбова. В музыкальном видео парни и девушки в русской народной одежде танцуют вместе с аниматорами в костюмах медведя и волка, играют на гармошках и балалайках и поют на английском (с характерным русским акцентом) о своем желании участвовать в общенародном волеизъявлении.
— «У нас есть народный обычай: мы все ходим на избирательные участки!» — поют они, — «There is no autocracy, we live in democracy!» («Нет у нас автократии, мы живем в демократии»).
Независимые эксперты и западные правительства не согласны с этой оценкой.
Кремлевская дезинформация
Начиная с 2022 года, платформы социальных сетей, исследователи, западные правительства и журналисты все чаще и чаще связывают две компании Гамбашидзе с проектом по распространению дезинформации в Украине, Европе, Латинской Америке и США.
В ноябре 2022 компания Meta заявила, что удалила свыше 2300 аккаунтов и страниц в своих соцсетях Facebook и Instagram за «скоординированное недостоверное поведение». Эти аккаунты делились контентом с сайтов, выдававших себя за настоящие СМИ и страницы правительств. Эти статьи «критиковали Украину, хвалили Россию и утверждали, что западные санкции против России будут иметь негативные последствии» — писала Meta.
Целью дезинформации были Европа и Украина. Европейские чиновники позже назвали кампанию «Doppelganger» («Двойник»).
Meta связала кампанию с двумя российскими фирмами: маркетинговой компанией «Агентство Социального Проектирования» (АСП) и IT-фирмой «Структура», которые потратили суммарно около $105 000 на рекламу в Facebook и Instagram.
Согласно данным Минфина США, компания «АСП» была учреждена Гамбашидзе (формально она записана на женщину, предположительно связанную с его политтехнологическими проектами в Тамбове).
Гамбашидзе был соучредителем «Структуры», но она сегодня принадлежит Николаю Тупикину. О нем информации в открытом доступе еще меньше. Нашлась лишь одна «официальная» фотография Тупикина из русскоязычного телеграм-канала, посвященного стартапам.
Тупикин отказался от комментариев «Голосу Америки» по телефону и не ответил на наш запрос по электронной почте.
В июле 2023 ЕС ввел санкции против Гамбашидзе, «АСП» и «Структуры».
Спустя несколько месяцев, французские власти обвинили кампанию «Doppelganger» в попытке нагнетания тревожности во Франции на фоне войны между Израилем и ХАМАС. В соцсетях распространялись фотографии звезд Давида, появлявшихся на стенах в Париже. Французская полиция позднее задержала двух уроженцев Молдовы, которые, предположительно, работали по заказу прокремлевского бизнесмена из Приднестровья. Российское посольство в Париже отрицало обвинения. Спустя несколько месяцев газета Le Monde сообщила, что французские спецслужбы подозревают ФСБ в провокации.
В ноябре 2023 Центр глобального взаимодействия Госдепартамента США (Global Engagement Center) обвинил Гамбашидзе, Тупикина и их фирмы в развертывании масштабной кампании дезинформации в Латинской Америке по заказу Кремля.
В серии статей, основанных на утекших кремлевских документах, газета The Washington Post смогла воссоздать более четкую картину кампании «Doppelganger».
Команда политтехнологов работала под руководством первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко, который, сообразно с должностью, должен курировать внутреннюю политику.
Политтехнологи пользуется услугами бот-ферм, напоминающих старую «фабрику троллей» Евгения Пригожина, которые иногда постят в соцсетях от имени обычных «жителей США», выступающих против американской поддержки Украины.
В рамках этой кампании боты пытались нагнетать страх по вопросам безопасности американских границ, усиливать межрасовое и экономическое напряжение в обществе, а также поддержать изоляционизм в США, пишет Washington Post.
По словам источника газеты координатором и «мозгом» европейского и украинского направлений кампании выступала некая София Захарова из Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.
Согласно посту в соцсети «ВКонтакте» о встрече между Захаровой и студентами Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, кремлевская чиновница является выпускницей этого вуза с опытом работы в Администрации президента, МИД и ООН.
«Голосу Америки» не удалось связаться с Захаровой через Администрацию Президента и Посольство РФ в США.
София Захарова, судя по информации из открытых источников, с 2019 года неоднократно участвовала в конференциях и мероприятиях, посвященных искусственному интеллекту (ИИ). Два раза она участвовала во встречах специального комитета по искусственному интеллекту под эгидой Совета Европы.
«Доминирующая дискуссия о выборах в мире в этом году сосредоточена на злонамеренном использовании генеративного искусственного интеллекта для пропаганды и дезинформации» — отмечалось в недавнем отчете Центра анализа угроз Microsoft.
Исследователи из Университета Джорджа Вашингтона недавно предсказали, что к лету 2024 года случаи активности злоумышленников с применением ИИ станут ежедневными.
Однако, по мнению Microsoft, технология пока не демонстрирует значительной эффективности в плане распространения дезинформации.
Гамбашидзе также недалек от ИИ. В недавнем комментарии российскому социологическому агентству«Russian Field» он отмечал, что политтехнологи «начнут активно использовать ИИ для сбора и обработки информации из Интернета: будут изучать комментарии в соцсетях и тональность постов, оценивать статьи в СМИ и так далее».
«Да, безусловно, ботофермы и политический заказ будут давать какую-то погрешность, — добавил политтехнолог, — но в целом картина будет ясна».
Бизнес политических технологий и пиара
Помимо работы на политиков и Кремль, за последнее десятилетие Гамбашидзе также пробовал себя в разных сферах бизнеса. С 2013 его компании неоднократно выигрывали тендеры на госзакупки.
Гамбашидзе владел третьей компанией «Дип Коммьюникейшн». По данным официального российского портала госзакупок, в период 2014-2016 компания получила 12 контрактов совместной стоимостью свыше 118 млн рублей (около $1,76 млн по среднему курсу 2016 года).
В 2014 компания «Ю.СИ.ПИ.АР.», принадлежавшая Гамбашидзе и его деловому партнеру, получила госконтракт стоимостью 3,2 млн рублей. В период 2013-2017 компания «Энерго-Коммьюникейшн», принадлежавшая Гамбашидзе, получила 15 госконтрактов стоимостью почти 56,9 млн рублей. Компания «Этюд», принадлежащая близкой родственнице (предположительно, его матери), получила один контракт за 1,8 млн рублей в 2020.
Часть услуг, оказываемых компаниями Гамбашидзе, были стандартными для его направления работы: поддержка веб-сайтов, исследования общественного мнения, реклама, проведение фокус-групп, и т. д.
Были и более неожиданные задачи: согласно одному из контрактов, компания «Дип Коммьюникейшн» занималась производством фильма «Жасмин», получившего госфинансирование. Судя по информации в контракте и данным из открытых источников, «Жасмин» – это фильм «Хит» режиссера Маргариты Михайловой, вышедший в 2016.
Тема кино неоднократно появляется в биографии Гамбашидзе. «Дип Коммьюникейшн» также работал над кыргызско-российским фильмом «Сулейман-Тоо», а самого Гамбашидзе нам удалось разглядеть на одном снимке с Каннского кинофестиваля в 2012 году: на переднем плане фото был запечатлен прибывающий на кинофестиваль американский актер Зак Эфрон (Zac Efron).
В общей сложности компании Гамбашидзе получили госконтрактов более чем на 179,9 млн рублей (около $2,7 млн согласно среднему курсу 2016 года). Почти все компании, получившие господряды, уже ликвидированы.
Когда в марте 2024 Минфин США наложил санкции на Гамбашидзе, были также заморожены два «кошелька», которые, по словам исследователей «Chainalysis», приняли примерно $200 тысяч в криптовалюте. Значительная часть этой суммы была передана через «Garantex», обменник криптовалют, попавший под санкции.
Гамбашидзе также являлся учредителем различных компаний, не получавших госконтракты: список фирм и направлений их деятельности достаточно широк. Это и общественное питание, страховки и даже «чемпионат по чтению вслух».
Он также является собственником болгарской компании «Мой Бряг» («Мой Берег»), полученной от отца. Согласно официальной финансовой отчетности, компания никогда не получала доходов.
Вероятный сайт этой фирмы – с офисом в Москве – уже недоступен, но по архивным версиям сайта можно увидеть, что «Мой Берег» рекламировал недвижимость на Черноморском побережье Болгарии и в Греции.
Согласно болгарским документам, у отца Гамбашидзе имеется квартира в болгарском городе Бяла.
Если болгарские компании когда-то и использовались Гамбашидзе для сохранения активов или приносили доход, сегодня они ему недоступны из-за санкций. И, как утверждают бывшие родственники, это создает проблемы для его американских детей.
Единственный способ получить алименты от попавшего под санкции политтехнолога — это получить специальную лицензию от Минфина США, рассказывают мать и отчим детей Гамбашидзе. Пока, утверждают они, этого сделать не удается.
Санкции затронули «только его (Гамбашидзе) детей, которые являются гражданами США и хорошо учатся — рассказал их отчим. — Они не живут в России, они постоянно живут здесь. Они полностью американские. Им это вредит больше всего».