Accessibility links

Криминал как пятая власть в Южной Осетии


Очередной инцидент с участием ОПГ Александра Гаглоева родного брата президента вызвал огромный общественный резонанс в Южной Осетии. В этот раз жертвой угроз и избиений стал председатель Таможенного комитета Александр Чочиев. Лидеры политических партий один за другим выступают с гневными заявлениями из-за разгула криминала в республике. Правоохранительные органы продолжают «искать» преступников, имена которых знают все.

В Южной Осетии продолжают обсуждать субботний инцидент, когда три криминальных деятеля из ОПГ Александра Гаглоева (родного брата президента), среди которых были опознаны Хох Габараев и Олег Джабиев (Пемпо), ворвались в кабинет начальника Таможенного комитета Александра Чочиева, и угрожая пистолетом Glock 19, потребовали, чтобы он продлил контракт с одной из своих сотрудниц Фатимой Грабаревой.

Свои требования злоумышленники подкрепляли побоями и обещаниями пристрелить чиновника. На шум прибежала охрана, продление контракта не состоялось.

После ухода криминальной «делегации» МВД был объявлен план «Перехват». По тревоге подняли более сотни сотрудников ведомства.

Жители Цхинвала непосредственно наблюдали это действо: милиционеры патрулировали улицы города, останавливали и досматривали подозрительные, по их мнению, автомобили.

По итогам оперативного мероприятия были задержаны 11 жителей республики, якобы подозреваемых в причастности к преступлению. Остальных якобы устанавливают, что само по себе странно. Инцидент произошел в присутствии свидетелей, в том числе охранников офиса. В маленьком городе информация о нападавших разошлась многогенно, их личности уже ни для кого не секрет, но МВД воздерживается от огласки имен.

Так было и после инцидента у школы № 12 в 2024 году, когда брат президента и его товарищи, в том числе Джабиев и Габараев, обстреляли из пистолетов братьев Кабисовых, приближенных экс-президент Анатолия Бибилова. Братья отделались ранениями лёгкой и средней тяжести, их отправили на лечение во Владикавказ.

Резонансное дело тогда взял под личный контроль президент Гаглоев, он дал поручение силовикам учинить следствие и разыскать злоумышленников. Решительные намерения президента восстановить законный порядок транслировали по местному ТВ. Население встретило это действо гомерическим хохотом: инцидент произошёл при свете дня под окнами многоэтажек, всех участников свары горожане знают в лицо. Чего там выяснять?

В 2022 году Хох Габараев и Олег Джабиев организовали похищение предпринимателя Владислава Валиева, получившего выгодные контракты на строительство в Южной Осетии. У бизнесмена вымогали деньги, пытали, в том числе (по некоторым данным) весьма экзотическим способом — при помощи удава. Преступников задержали в бытность Анатолия Бибилова, а судили уже при президенте Гаглоеве. Суд приговорил похитителей к 8 годам лишения свободы условно.

После условного приговора за тяжкое преступление милиция напрочь забыла, как они выглядят, и наотрез отказывается верить тем, кто их опознает.

Как указывают спикеры, это уже не просто «криминогенная обстановка», это открытое криминальное давление на общество со стороны ОПГ, напрямую связанного с президентом. Под давлением ОПГ чиновники, силовики, бизнес, политические оппоненты президента.

Теперь к сути происшествия в Таможенном комитете. В республике, где через один таможенный пост проходят импорт и экспорт почти всего — от стройматериалов и автомобилей до продуктов писания и лекарств, Таможенный комитет — одно из самых привлекательных госучреждений. Там масса «вкусных тем», начиная от неформальных поборов с предпринимателей и перегонщиков иномарок, заканчивая контрабандными трафиками.

Понятно, что за контроль над комитетом идет постоянная борьба между различными группировками в окружении президента. Очевидно, президенту Гаглоеву такая ситуация на руку — она не позволяет окружению сговориться. Конкуренты постоянно стучат друг на друга, что позволят главе республике быть в курсе происходящего за его спиной. Кроме того, он всегда имеет основания для увольнения чиновника, если тот вдруг окажется ему неугодным. В общем — это такая система сдержек и противовесов внутри команды.

Среди общеизвестных претендентов на контроль за таможней — руководитель администрации президента Алан Алборов. По уверениям спикеров, он прочит на эту должность своего друга — сотрудника Таможенного комитета Рудольфа Битиева. Соответственно, и коллектив таможни поделился на сторонников Чочиева и Битиева.

Иными словами, все, как везде, если бы на эту историю на наложились интересы группировки Александра Гаглоева. Они тоже имели свой гешефт в таможне, соответственно, и свои кадровые предпочтения…

Фатима Габараева, из-за которой побили председателя Таможенного комитета, принадлежит к лагерю Рудольфа Битиева. Когда подошел к концу срок ее контракта, Александр Чочиев отказался его продлевать. Тогда она обратилась за помощью к Хоху Габараеву — они знакомы с детства, живут в одном районе по соседству. Тот решил помочь, как умеет.

Некоторые паблики поспешили сделать Хоха Габараева подельником Алана Алборова, а Александра Чочиева — образцовым чиновником и жертвой козней злоумышленников. Все не так, настаивают инсайдеры, просто в одной точке сошлись две истории.

Что до милиции, то ей и на этот раз не удалось установить личности нападавших. По утверждению источников, среди задержанных в рамках «перехвата» нет ни одного участника нападения на главу Таможенного комитета.

Жители республики восприняли это как прямой вызов. На защиту общественных интересов встали некоторые политики.

Парламентская партия «Единая Осетия» разместила в своем телеграмм-канале заявление, в котором потребовала созвать экстренное заседание парламента и призвала депутатов отреагировать на инцидент:

«Предлагаем парламентариям создать комиссию депутатского расследования совершенного деяния, — говорится в заявлении РПП «Единая Осетия». — Обращаемся также к руководству Министерства внутренних дел РЮО, КГБ РЮО и Генеральной прокуратуры РЮО расследовать совершенные против государственного должностного лица действия беспристрастно, со всей строгостью Закона и в соответствии с принципом неотвратимости наказания».

Свое возмущение из-за разгула преступности в республике выразил председатель партии «Единство народа» Владимир Келехсаев. В югоосетинских интернет-ресурсах разошлось его обращение к общественности на осетинском языке, то есть адресованное югоосетинскому обществу как часть внутреннего дискурса.

В отличие от Келехсаева Дзамболат Тедеев опубликовал заявление на русском языке с расчётом на более широкую аудиторию.

«Когда прекратится этот нескончаемый поток насилия в Южной Осетии: убийства, похищения людей, нанесение телесных повреждений, шантаж и вымогательства? Неужели в нашем родном городе Цхинвале невозможно гарантировать безопасность граждан, чтобы они перестали испытывать страх за свою жизнь и благополучие своих близких? Каким образом мы сможем остановить отток населения, если жизнь для обычных людей превратилась в кошмар? Как привлекать инвестиции и развивать туристическую отрасль в условиях запредельной преступности?» — говорится в заявлении.

Дзаболат Тедеев прямо возложил ответственность за произошедшее на руководство республики:

«Я обращаюсь к руководству Республики с тем, чтобы они позволили вести расследование независимо и не оказывали политического давления! Иначе народ Южной Осетии сделает окончательные выводы о тех, кому доверил свою жизнь и безопасность!»

Это заявление, как удар по двум направлениям: с одной стороны, оно явно рассчитано на привлечение внимания федерального центра, с другой — широкая огласка принуждает Гаглоева к каким-то действиям по сокращению криминального давления на общество.

Министр внутренних дел Алан Гучмазов выступил с ответным заявлением, в котором ответил на упреки Дзамболата Тедеева.

«Ни один сотрудник МВД не заслуживает ни единого упрека от кого-либо, тем более от Дзамболата Ильича. Поэтому высказывания действующего депутата североосетинского парламента носят оскорбительный характер и чрезмерно отдают популизмом», — говорится в заявлении главы МВД.

Гучмазов подчеркнул, что министерство внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой проводит все необходимые мероприятия для задержания подозреваемых в совершении нападения на должностное лицо.

Генеральная прокуратура Южной Осетии в свою очередь предостерегла политических деятелей от распространения деструктивных публичных заявлений в связи с недавним нападением на председателя Таможенного комитета.

«Обвинения в ангажированности и замалчивании правонарушений правоохранителями под давлением, являются клеветническими, надуманными, зловредными и преступными. Они подрывают авторитет правоохранительной системы в глазах народа и способствуют созданию напряженности в обществе», — подчеркивается в заявлении ведомства.

Сам Алан Гаглоев происшествие не комментирует. Он как будто не замечает общественного возмущения.

27 апреля, то есть через день после резонансного нападения на главу Таможенного комитета, информагенство «Рес» опубликовало приветственный адрес Алана Эдуардовича председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентине Матвиенко по случаю Дня парламентаризма.

Сегодня президент выступил на траурном митинге, посвященном памяти жертв Цинагарской трагедии в апреле 1991 года. В своей речи он подчеркнул важность сохранения исторической памяти и передачи ее следующим поколениям.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG