В Грузии исчерпаны все правовые пути разрешения политического кризиса. Конституционный суд окончательно и без права на обжалование отклонил иск президента и оппозиционных депутатов о признании итогов парламентских выборов 26 октября неконституционными. Накануне президент Саломе Зурабишвили призвала общество оказать давление на КС для вынесения решения, которое могло бы вывести страну из кризиса.
Президент Саломе Зурабишвили и более 30 оппозиционных депутатов, которые подали иск в КС, не верили, но все-таки надеялись, что высшая судебная инстанция хотя бы на этот раз освободится от влияния правящей «Грузинской мечты» и вынесет справедливое, на их взгляд, решение – признает итоги парламентских выборов неконституционными. В своих почти аналогичных исках президент Зурабишвили и депутаты-оппозиционеры заявляли, что во время выборов были нарушены два конституционных принципа – тайна голосования и всеобщность выборов.
Однако семь из девяти судей коллегии КС сочли, что в исках не было достаточного доказательств упомянутых утверждений, и решили не принимать иск в судопроизводство. У двух судей, Теймураза Тугуши и Георгия Кверенчхиладзе, оказалось другое мнение, но они оказались в меньшинстве.
Так бесповоротно улетучилась последняя надежда президента и оппозиции разрешить политический кризис мирным путем. На это указала опытный юрист, депутат из коалиции «Единство – «Национальное движение» Тамар Кордзая:
«Если бы КС вынес справедливое решение и признал итоги выборов неконституционными, это было бы единственной правовой возможностью все завершить мирным путем. К сожалению, на руках главы КС Мераба Турава, судей Ирины Имерлишвили, Мананы Кобахидзе и остальных, за исключением тех двух, которые зафиксировали отличное от других мнение, кровь тех молодых людей, которые лежат в больницах после жестокого разгона. Пусть посмотрят на свои руки и увидят кровь этих молодых. Я больше ничего не могу сказать. Потому что иски были абсолютно обоснованы. И нам не дали возможность предоставить соответствующие доказательства. Но главное это то, что они, судьи, навечно останутся в списках предателей. Они не воспользовались последним шансом».
Не скупилась на жесткие слова и другой оппозиционер, бывшая глава Ассоциации молодых юристов, депутат «Лело» Анна Нацвлишвили:
«Судей КС, которые проголосовали против этой единственной правовой тропинки, теперь общество должно знать как российских палачей, действующих против Грузии. Это невообразимое приношение в жертву людей, которых ежедневно избивает «Грузинская мечта». Потому за все то, что происходило в эти дни, за все факты насилия и жестокости, которые планирует продолжить «Грузинская мечта», теперь персональную ответственность несут все судьи КС, за исключением двух».
Возмутились и в рядах гражданского сектора. Нино Ломджария, бывший омбудсмен, чья организация «Европейская орбита Грузии» входит в наблюдательскую коалицию НПО «Твой голос», заявила:
«В этой стране больше не существует Конституционного суда. Эти судьи в плену у режима, или сами решили ему служить. Этим решением, признанием КС фальсифицированных выборов конституционными, режим сам отрезал себе правовой путь для отступления. Это политическое решение, и находящаяся у власти самопровозглашенная группа нам говорит, что сама закрывает правовой путь для разрешения данного крайне тяжелого кризиса».
В ходе акции солидарности с потерпевшими во время разгона протестов Нино Ломджария с возмущением перебирала варианты мотивов судей, принявших сегодняшнее решение:
«Наверное, [ими руководят] какие-то бизнес-интересы, защита сколоченного богатства или желание остаться в коррупционной власти».
Всем критикам через соцсети ответила судья КС Ирина Имерлишвили: «Грузия – Европа!». Она напомнила обществу, что ранее, когда она занимала другую, отличную от большинства судей позицию, ее называли «националом».
Судья Имерлишвили, попавшая в КС по президентской квоте еще при Георгии Маргвелашвили, пишет, что верна только судейской клятве, что разделила мнение остальных судей по поводу нынешнего иска президента и оппозиции потому, что «верит, что Грузия обязательно станет полноправным членом европейской семьи». И что каждый гражданин Грузии ответственно отнесется к своим обязанностям и будет действовать в рамках компетенции для полной интеграции Грузии в ЕС и НАТО.
Однако слова Имерлишвили не смягчили строгую оценку президента Саломе Зурабишвили, которая считает, что «в Конституцию страны сегодня вонзили нож». Созвав вечером брифинг, в присутствии оппозиционных лидеров, а также конституционалистов президент заявила:
«Сегодня КС вынес приговор себе и всем институтам страны. Был шанс решением КС вернуть страну в конституционные рамки, к той ситуации, которая была до выборов. С началом всех этих нелегитимных, переплетенных друг с другом событий, мы пришли к тому, что теперь в стране не существует ни одного легитимного института – нет ни парламента, ни избранного парламентом правительства, нет КС, который потерял свою сущность, нет целого ряда институтов, которые теперь зависимы от однопартийного строя, установившегося в стране».
Взявшие после нее слова известные в стране конституционалисты отмечали, что КС обязан был хотя бы назначить устные прения, тем более что при изучении иска судьи сочли недостаточными приведенные в нем аргументы.
Исчерпав все правовые пути, президент и оппозиция теперь надеются только на продолжение протестов, которые охватили почти все города и поселки в стране, и на международную реакцию в виде санкций в отношении лидеров правящей партии и силовиков. Первым в этом направлении сделали шаги три государства Балтии, а США приостановили стратегическое партнерство с Грузией.
Тем не менее президент и другие оппоненты власти считают этого недостаточным для того, чтобы остановить «Грузинскую мечту» и добиться назначения повторных выборов. Если еще два дня назад Саломе Зурабишвили называла Ираклия Кобахидзе нелегитимным премьер-министром, то накануне, увидев еще больший беспредел со стороны «робокопов» против митингующих, она в соцсети Х назвала власть «марионеточным режимом России». А в интервью France Inter Зурабишвили предположила, что силы спецназа находятся под действием наркотических веществ, о чем свидетельствует их брутальность. «Им раздают «амфетамин» или, не знаю, какие-то другие вещества, что обусловливает их выносливость», – сказала президент.
За это президент подверглась очередным оскорблениям со стороны премьер-министра Ираклия Кобахидзе, который продолжает делать акцент в негативной коннотации на ее возраст и психическое состояние.
«Эмоциональное состояние Саломе Зурабишвили неустойчивое, и мы можем ей посочувствовать. Ей остались четыре пятницы, и, конечно, на этом фоне ее эмоциональные заявления никого не удивляют. Да, по ее словам, полицейские были под наркотическим опьянением, а насильники-митингующие были абсолютно трезвыми – все видели, кто был трезв, а кто нет в эти дни на этих митингах», – заявил Кобахидзе, там же поблагодарив в очередной раз сотрудников МВД за терпение и следование высоким стандартам при разгоне демонстраций.
Это идет в полный разрез с оценками правозащитных НПО, Народного защитника и международных партнеров. Последние не скрывают недоумения и по поводу других заявлений главы правительства. Кобахидзе и сегодня заявил о том, что его слова о приостановлении переговоров с ЕС до 2028 года неправильно поняли, и продолжил брать Брюссель на слабо:
«Мы сожалеем, если сказанное нами поняли неправильно. Евроинтеграция, конечно же, продолжается. Никаких препятствий не будет на этом пути. Пусть положат на стол документ о начале диалога по вхождению Грузии, и в тот же день, в ту же секунду мы подписываем это. Вместо шантажа – дело. Дело – вместо шантажа, и справедливость – вместо несправедливости. Это наше отношение к вопросу, и с таким же отношением мы продолжим свою деятельность в будущем».
На это посольство США в Грузии в соцсети Facebook под словами Кобахидзе ответило одним словом: «Понятно». А позже в ответ на обвинения грузинских властей «радикальной» оппозиции, гражданского сектора и их зарубежных «сообщников» в разрыве со стратегическими партнерами посольство США написало на голубом фоне белыми буквами одну фразу: «Не вините других».
Форум