Комиссия, возглавляемая Теей Цулукиани, продолжает допросы политиков и военных для выяснения обстоятельств августовской войны 2008 года и событий, предшествующих ей. Этот процесс вызывает множество споров, и мнения о его целях разнятся. Некоторые считают, что расследование направлено на переписывание истории и обвинение Грузии в развязывании войны, что выгодно Кремлю. Другие же утверждают, что за события 2008 года должны нести ответственность все виновные, включая грузинских политиков и военных.
«Ну и что, что он военный»?
Работа Комиссии, легитимность которой оспаривают как оппозиция, так и пятый президент, а также часть грузинского общества и международное сообщество, вызвала реакцию Министерства иностранных дел самопровозглашенной Южной Осетии. Опираясь на допросы, проводимые в стенах грузинского парламента, оно поднимает вопрос о привлечении к ответственности тех, кто виновен в развязывании конфликта.
«Для Южной Осетии трагедия августа 2008 года, повлекшая гибель сотен мирных жителей, российских и осетинских миротворцев, принесшая страдания тысячам ее гражданам, была и остается незаживающей раной. Несомненно, преступники, виновные в развязывании военной агрессии, отдававшие приказы о вторжении в Южную Осетию, нападении на миротворцев, совершении актов геноцида в отношении осетинского народа, должны понести наказание», — говорится в заявлении ведомства.
В Цхинвали уверены, что время покажет, «насколько точно и прозрачно нынешняя комиссия подойдет к оценке событий августа 2008 года»:
«Но очевидными являются итоги работы международной комиссии во главе с Х.Тальявини, определившей, что Грузия — агрессор. <…>. Август 2008 года наглядно продемонстрировал, кто является другом осетинского народа, а кто недругом».
Комиссия Тальявини — первая международная комиссия, созданная в 2008 году для расследования войны, а также для определения ответственности сторон. Однако утверждать, что она признала Грузию агрессором, неверно. В отчете говорилось следующее:
«Широкомасштабный вооруженный конфликт начался бомбардировкой г. Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа Вооруженными силами Грузии.<…>. Но, это было той кульминацией возрастающей напряженности, провокаций и инцидентов, которые осуществлялись на протяжении длительного периода».
Российская пропаганда всегда выделяла только первую часть этого заявления, сознательно игнорируя вторую. Официальная позиция Грузии состоит в том, что она была вынуждена начать оборонительную операцию поздно вечером 7 августа, чтобы противостоять уже развернутой агрессии со стороны России.
Об этом во время своего допроса сообщил и генерал Заза Гогава, бывший начальник Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии. Он отметил, что «нужно быть полным дураком», чтобы безосновательно и бессмысленно планировать военную операцию в Цхинвали.
«Но было много провокаций со стороны российских так называемых миротворцев, особенно в направлении Южной Осетии, больше, чем Абхазии. Другая сторона провела эвакуацию за три дня до нас…<…>. Приказ открыть огонь я получил в 23:45. Мы не бомбили Цхинвали», — заявил генерал Гогава.
Справедливость требует, чтобы и до них дотянулся карающий меч правосудия
Хотя многие называют этот процесс политическим, включая саму главу комиссии Тею Цулукиани, в Цхинвали настаивают на привлечении к ответственности и самих военных. Местный блогер Алан Кочиев считает, что судить следует не только отдававших приказы, но и «боевиков, со рвением и особой жестокостью эти приказы исполнявших».
«Хочется надеяться, что в Грузии найдутся честные люди, способные поднять вопросы ответственности за военные преступления грузинских вооруженных формирований и политических деятелей начала 1990-х и 2004 года. Справедливость требует, чтобы и до них дотянулся карающий меч правосудия», — пишет Кочиев.
Как ни удивительно, но подобное заявление зазвучало и в самом Тбилиси. На седьмом заседании комиссии во время дачи показаний бывший лидер военизированной группировки «Охотник» и уполномоченный президента Грузии в Кодорском ущелье в 2001–2003 годах Эмзар Квициани заявил — «военные должны нести ответственность как любой другой, кто совершит преступление против грузинского государства».
«Военные также должны понести ответственность, как и я, и любой другой, кто совершит преступление против грузинского государства. Тогда будет справедливость, ну и что, что у него есть «погоны», ну и что, что он военный», — сказал Квициани.
Работа Комиссии дает Цхинвали повод начать разговоры об инициировании международных расследований в рамках своего признания (Южная Осетия признана Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру и Сирией). Телеграм-канал «БОНВ[Ӕ]РНОН» задается вопросом, почему власти Южной Осетии до сих пор не поднимают вопрос о геноциде осетинского народа на международном уровне, и готовы ли они требовать экстрадиции грузинских военных.
«Пока грузинские власти публично допрашивают военных, отдававших приказы обстреливать мирные кварталы Цхинвала, в Южной Осетии не звучит ни официальных протестов, ни требований международного расследования. Где попытки зафиксировать в международном праве факт геноцида осетинского народа? <…>. Рядовые жители республики хранят семейные архивы, фотографии погибших, истории сожженных домов. Но их голоса не слышны на международной арене. Бездействие властей ставит под удар не только историческую справедливость, но и легитимность самой государственности РЮО. Почему Южная Осетия не инициирует собственное расследование преступлений августа 2008 года с привлечением экспертов хотя бы из числа государств, признавших нашу независимость? Готово ли руководство республики требовать от Тбилиси экстрадиции виновных в военных преступлениях?», — говорится в публикации.
Оскорбление памяти
Как пишет местный телеграм-канал, либо Южная Осетия сама сформирует нарратив своей трагедии, либо это сделают за нее другие, в угоду собственным интересам. Оппоненты «Грузинской мечты» убеждены, что сегодня партия формирует нарратив о войне в угоду Кремлю. По мнению представителей партии «За Грузию», обвинение собственной страны в начале войны, особенно на фоне того, что Грузия выиграла все международно-правовые споры против России, наносит серьезный удар по территориальной целостности и суверенитету страны. Следует отметить, что в 2022 году Гаагский суд завершил расследование, по результатам которого были выданы ордера на арест трех бывших югоосетинских чиновников, признанных виновными в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
«Это оправдывает агрессию России, оккупацию и этнические чистки, снимая ответственность с государства-оккупанта. Подрывает перспективу мирного восстановления территориальной целостности Грузии. Еще больше усложняет возможность возвращения вынужденных переселенцев в их дома. Вредит политике непризнания оккупированных территорий. Противоречит решениям Европейского суда по правам человека, вынесенным в пользу Грузии по делу о войне августа 2008 года. Поощряет продолжение агрессивной политики России и увеличивает угрозу повторной агрессии», — говорится в заявлении оппозиционной партии.
Но что самое главное, говорят критики, — это оскорбляет память героев, погибших в борьбе за родину. Также подрывается достоинство грузинской армии, что может снизить моральный дух и мотивацию в оборонительных силах, являющихся важнейшим компонентом их боеспособности.
Участники войны 2008 года — одни из главных действующих лиц тех событий, не остались в стороне. Один за другим они публикуют письма в социальных сетях, в которых заявляют, что сегодня Россия с помощью грузин пытается осудить Грузию.
Майор Малхаз Кикабидзе, участник войны
«Обвинять Грузию в провоцировании войны 2008 года — предательство. Это открыто враждебное отношение к грузинской армии. Армия — гарант суверенитета и независимости Грузии, и в 2008 году она не позволила России развеять российский флаг над Тбилиси. Мне удивительно молчание тех высокопоставленных чиновников, которые лично участвовали в борьбе с врагами. Невозможно, чтобы звание, должность или жилплощадь мешали отличить друга от врага».
Вице-полковник Лухуми Чаласури, участник войны
«Попытки возложить вину за эту войну на Грузию и переписать историю — оскорбление как самой страны, так и каждого, кто за нее сражался. А оскорбление военных — непростительный поступок. Я заявляю и повторю это многократно: за войну 2008 года ответственность несет исключительно Россия. Преданные стране генералы, которые сделали все для защиты родины, не должны быть судимы предателями. Мы знаем это лучше всех, потому что ни на секунду не отступали и всегда стояли на страже нашей родины».
Заал Балиашвили, участник войны
«Я участник войны 2008 года. Мне очень жаль, что сегодня такое происходит. Хочу обратиться к парням из Минобороны — пусть скажут свое слово, ничего не боятся и громко заявят, что мы невиновны. Мне могут изуродовать тело, но душу мне никто не изуродует».
Заза Цховребадзе, участник войны
«Я, Заза Цховребадзе, как рядовой солдат своей страны, участник так называемых Гальских событий, а также доброволец в августе 2008 года, категорически осуждаю и отвергаю мнение о том, что войну начала Грузия. Это — российский нарратив, и предателем является каждый, кто утверждает, что в 2008 году войну начала Грузия».
Важа Цецадзе, участник войны
«С момента своего основания Грузия всегда защищала себя и никогда не была завоевателем, поэтому российская агрессия и развязывание войны против Грузии в 2008 году не имеют никакого оправдания! Немедленно прекратите обсуждение абсурдных версий абсурдной комиссии Цулукиани в прямом эфире и вообще! Это предательство родины и попытка очернить Вооруженные силы Грузии!»
Демна Шамугия, участник войны
«Мне, как участнику войны 2008 года, стыдно за этот маскарад, за незнающих людей, которые обсуждают войну в таком формате и публично обвиняют нашу страну. Оказывается, защита страны не была нашей главнейшей обязанностью, и как это мы открыли ответный огонь на нашей земле против врагов. Вы, кто не были там, не знаете, что там происходило, вам очень легко за круглым столом говорить о вашей мужественности. Пусть все пересмотрят свое прошлое, промоют рты, а потом пусть говорят Цулукиани, Хаиндрава и другие номерные агенты России. Все это — большой стыд».
Политический вопрос
Михаил Саакашвили превратил армию и двух генералов, которые здесь присутствовали, в свои игрушки
Тея Цулукиани, открывая восьмое заседание комиссии по теме войны, охарактеризовала происходящее как «ажиотаж». Она попыталась оправдать ситуацию, заявив, что расследуются не действия военных, а «преступления ЕНД», в частности, экс-президента Михаила Саакашвили и других высокопоставленных политиков, таких как бывший глава Минобороны Ираклий Окруашвили и экс-глава МВД Вано Мерабишвили. По ее словам, уже не дожидаясь окончательного заключения комиссии, можно сказать, что все они вели боевые действия без военного плана. А план, который составили военные, был отложен ими в сторону.
«Они пожертвовали мирными гражданами и оставили их <…>. Почему резервисты были превращены в пушечное мясо? Почему не было никакого плана? Почему армия и солдаты были превращены в пушечное мясо? Мы задаем эти вопросы политикам того времени.
Мы также спрашиваем: почему Георгий Анцухелидзе не вернулся к своей семье и детям? Почему он попал в плен? Это было неизбежно, или этого можно было избежать? Георгий Анцухелидзе был не один. Там были Ушанги Сопромадзе и Кахабер Хубулури. Почему Ушанги Софромадзе не вернулся к своей жене и детям? Эти вопросы остаются открытыми — можно ли было этого избежать? Михаил Саакашвили превратил армию и двух генералов, которые здесь присутствовали, в свои игрушки».
Войну начала Россия!!! Россия воевала с нами и в другие годы!!!
Вдова Национального героя Грузии Георгия Анцухелидзе, убитого после пыток в 2008 году, Мака Чиквиладзе возлагает ответственность за смерть своего мужа и других погибших исключительно на Россию. Об этом она заявила в своем открытом письме.
«Каждый раз, когда обсуждают события 2008 года, когда упоминают Георгия, я не просто жена, мать, член семьи… От меня, когда люди задают вопросы, порой даже не спрашивая, ожидают определенной позиции, мнения… Часто это добавляет мне ответственности, которую я не всегда готова взять на себя, по разным причинам…
Я говорила это много раз и буду повторять до конца жизни, столько, сколько понадобится: войну начала Россия!!! Россия воевала с нами и в другие годы!!! Враг — это Россия, которая часто использует сепаратистов и внутренних врагов!!!».
Чиквиладзе добавляет, что каждый спор о войне только помогает врагу, давая ему возможность снова «оскорблять нас своими заявлениями, обвинять нас, перекладывать на нас свою вину, требовать извинений…».
«В конце концов, все это может привести к тому, что подвиг наших героев окажется под сомнением. Кому это нужно? Кому это выгодно?».
Чиквиладзе считает, что о военных вопросах и определенных ошибках должны говорить военные и компетентные лица за закрытыми дверями, а не в прямом эфире, чтобы не навредить национальным интересам страны.
Форум