Израиль согласился на условия соглашения о прекращении огня и возвращении заложников. Госсекретарь США Энтони Блинкен заверил, что итоги его переговоров в Тель-Авиве обнадеживают. Однако ХАМАС не столь оптимистичен. Представители группировки настаивают: Вашингтон пошел на поводу у Биньямина Нетаньяху и, следовательно, условия, на которых Израиль согласен прекратить огонь, не соответствуют ожиданиям палестинцев. Масла в огонь подлило обнаружение в Секторе Газа тел еще шести израильских заложников.
Тела шести погибших в плену у ХАМАС заложников доставлены в Израиль. Они были обнаружены в районе Хан-Юниса в результате операции ЦАХАЛа и Агентства безопасности. Конкретные обстоятельства гибели граждан неизвестны, однако представители Армии обороны считают, что все они были убиты в начале года.
Йоав Галант, МИНИСТР ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ: «Армия обороны Израиля и Агентство безопасности провели сложную операцию, проникнув в туннели ХАМАСа в Хан-Юнисе, чтобы спасти тела заложников Ягева Бухштаба, Александра Данцига, Авраама Мундера, Йорама Мецгера, Надава Попплвелла и Хаима Пери – благословенна их память. Я разделяю глубокую скорбь их семей и близких. Эта операция отражает решимость и мужество наших войск. Мы продолжим работать над достижением целей этой войны – возвращением заложников в Израиль и ликвидацией ХАМАСа», – написал в социальной сети Х министр обороны Израиля Йоав Галант.
Соболезнования семьям погибших выразили представители израильского руководства. Президент страны Ицхак Герцог пообещал приложить максимум усилий, чтобы вернуть заложников, назвав это высшим моральным долгом Израиля:
«Мы не должны ни на минуту прекращать работу всеми возможными способами, чтобы вернуть всех заложников – живых в объятия их семей, а мертвых, чтобы они были похоронены. Это высший моральный долг Израиля».
Однако родственники остающихся в Секторе Газа заложников считают, что правительство тянет время вместо того, чтобы приложить максимум усилий для заключения сделки, которая бы позволила вернуть их родных домой. Собравшиеся на улицах Тель-Авива граждане обвиняют правительство Биньямина Нетаньяху в том, что чем дольше длятся переговоры, тем меньше вероятности вернуть заложников живыми.
«К сожалению для нас, израильское правительство не делает все возможное. Оно тянет время. Оно торпедирует собственную инициативу, и все из-за политических выгод, и мы хотим поблагодарить американскую администрацию за то, что она приложила усилия к тому, чтобы обе стороны подписали соглашение сейчас. Наши близкие все еще страдают, и нельзя терять времени», – говорит родственник заложника Захиро Шахар Мор.
Впрочем, госсекретарь США Энтони Блинкен, в очередной раз прибывший на Ближний Восток, чтобы добиться долгожданного прогресса, по итогам встреч с премьер-министром Биньямином Нетаньяху заверил: Израиль согласился с условиями сделки. Теперь дело за ХАМАСом.
«На очень конструктивной встрече с премьер-министром Нетаньяху он подтвердил мне, что Израиль принимает предложение. Теперь ХАМАС должен сделать то же самое. А затем стороны с помощью посредников, США, Египта и Катара, должны собраться вместе и завершить процесс достижения четкого понимания того, как они будут выполнять обязательства. Отсюда я поеду в Египет и Катар. Это два наших важнейших партнера в усилиях по достижению соглашения о прекращении огня и возвращению заложников домой. Поэтому я с нетерпением жду консультаций с президентом Сиси, с эмиром, шейхом Тамимом, с другими важными коллегами в обеих странах о ближайших шагах. И, в частности, о том, что необходимо сделать, чтобы гарантировать, что ХАМАС присоединится к соглашению».
Переговоры о прекращении огня и освобождении заложников, начатые на прошлой неделе в Дохе, продолжаются в Каире. Накануне нынешнего раунда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дал понять: Израиль готов обсуждать, как будут размещены войска, но не пойдет на компромисс в том, что касается «фундаментального» требования об их присутствии.
«Мы ведем переговоры об освобождении наших заложников. Это национальная миссия высочайшего порядка. Мы ведем очень сложные переговоры, в которых другая сторона – это смертоносная террористическая организация, необузданная и упрямая. Однако я хотел бы подчеркнуть: мы ведем переговоры, а не следуем сценарию, по которому мы просто идем на уступки. Есть вещи, в которых мы можем быть гибкими, и есть вещи, в которых мы не можем быть гибкими, на которых мы будем настаивать. Мы прекрасно умеем различать эти два понятия».
Документ, который одобрил Израиль, в частности, предполагает, что постоянное прекращение огня будет обсуждаться на втором этапе, после освобождения живых заложников – женщин, включая военнослужащих, и больных. ХАМАС, впрочем, продолжает настаивать на том, чтобы соглашение о постоянном прекращении огня было достигнуто с самого начала, а оптимизм Блинкена считает необоснованным.
«Нам не нужны новые переговоры, нам нужно договориться о механизме реализации. Когда Блинкен говорит, что израильтяне согласились, а затем израильтяне говорят, что есть обновленный документ, это означает, что американская администрация уступает давлению Израиля, а не наоборот. Согласно тому, что мы получили от посредников, Израиль пришел на встречу в Дохе с новыми требованиями и новыми условиями, которые даже противоречат предложению Байдена. В предложении Байдена говорится, что Израиль полностью отступит в два этапа и полностью прекратит огонь. В то время как требования Израиля включают только временное прекращение огня на шесть недель. Израильские силы останутся в коридоре Нецарим и будут инспектировать тех, кто возвращается на север – это означает, что в коридоре останется большая военная сила, в дополнение к тому, что они останутся в Филадельфийском коридоре. Согласие рассмотреть возможность передислокации в коридоре и остаться на контрольно-пропускном пункте Рафиах означает зависимость помощи от одобрения Израиля. Нет сомнений, что имеет место попытка посеять оптимизм, что было продемонстрировано после встречи в Дохе, но мне не кажется, что этот оптимизм серьезен, а напротив, этот оптимизм пытается скрыть многие препятствия, которые создают израильтяне», – заявил представитель группировки Усама Хамдан.
Согласно предварительной информации, условия, на которые согласился Израиль, действительно подразумевают, что ЦАХАЛ будет действовать в районе Филадельфийского коридора, но в сокращенном формате. Что касается КПП Рафах, то он перейдет под контроль Палестинской администрации, но останется под израильским надзором. Жители севера Газы смогут вернуться в свои дома без проверки. КПП между Севером и Югом не будет. Также переговоры о восстановлении Газы не начнутся до успешного завершения первого этапа. Определенное количество освобожденных палестинских заключенных будет выслано за пределы Сектора, а Израиль сохраняет за собой право вето на освобождение сотни палестинских заключенных, которые отбывают сроки за особо тяжкие преступления.
Еще один фактор, мешающий заключению соглашения, – постоянно меняющаяся позиция Ирана. В преддверии встреч в Каире Тегеран, ранее увязывавший возможность удара по территории Израиля с результатами переговоров, в очередной раз поднял ставку.
«Этот вопрос не имеет ничего общего с законным и юридическим правом Ирана наказать агрессора и не будет иметь к нему прямого отношения. Мы не стремимся к обострению нестабильности в регионе. Мы поддерживаем усилия с благими намерениями в отношении прекращения огня. Между тем мы настаиваем на законном праве Ирана на реализацию своих прав и наказание агрессора, а также создание сдерживающего фактора против террористического режима. Мы воспользуемся этим в подходящее время. Мяч на стороне США и сионистского режима. Правительство США должно показать, является ли проведение этих переговоров политическим маневром для достижения собственных политических целей и выигрыша времени для сионистского режима с целью продолжения убийств палестинского народа или же они на самом деле направлены на создание условий для установления прекращения огня. Мы считаем, что наказание агрессора на самом деле является действием на пути содействия миру и стабильности в регионе и даже помощи делу палестинцев», – заявил представитель иранского МИД Нассер Канаани.
В последние недели военные действия грозят перерасти в полномасштабную региональную войну после убийства в конце июля главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании и одного из высших командиров «Хезболлы» Фуада Шукра. Иран заявил, что воздержится от нанесения ответного удара по Израилю, пока идут переговоры о прекращении огня и освобождении заложников, но ответит, если переговоры провалятся или если в Тегеране сочтут, что Израиль затягивает переговоры.
Соединенные Штаты неоднократно предостерегали Иран от любой эскалации. В Вашингтоне считают: Израиль достиг большинства своих военных целей в борьбе с ХАМАС в Газе, но вряд ли сможет полностью уничтожить террористов, и дальнейшее укрепление безопасности потребует дипломатии, а не авиаударов. В Израиле придерживаются иной точки зрения, указывая, что ХАМАС – лишь часть разрушительного пазла, собранного Ираном.
«В конечном итоге люди должны понять, что все начинается с отказа ХАМАСа двигаться вперед. Мы просто все еще очень надеемся, что сможем двигаться вперед в переговорах, которые ведут посредники. И я хочу поблагодарить Соединенные Штаты, Египет и Катар за их усилия во имя этого благородного дела. Нет более важной гуманитарной цели и нет более важного гуманитарного дела, чем возвращение наших заложников домой, поскольку они должны были вернуться уже давно. Вы собрали очень мощную и впечатляющую коалицию армий, флотов и сил, которые находятся здесь, чтобы защищать интересы коалиции стран, которые хотят двигаться к миру и лучшему будущему на Ближнем Востоке против империи зла, которая зарождается и исходит из Тегерана. Я хочу поблагодарить вас лично и хочу поблагодарить президента за демонстрацию и проецирование силы в этом регионе, поскольку послание должно быть ясным, что никто не должен нападать на Израиль или вмешиваться в наше явное неотъемлемое право на самооборону», – заявил президент Израиля Ицхак Герцог.
Тем не менее Белый дом дал понять: какие бы опасения ни существовали в Вашингтоне по поводу продолжения операции в Газе, США продолжат поддерживать Израиль. Но в администрации президента Байдена предлагают исходить из ретроспективной оценки подобных конфликтов. В частности, войны США в Афганистане и Ираке доказали, что победы над обычными силами недостаточно для прочного мира. А в основе ХАМАС лежит идеология, которую можно победить только невоенными средствами. Продолжение уничтожения боевиков и лидеров террористов может принести пользу Израилю в краткосрочной перспективе. Но если на смену ХАМАС не придет послевоенное правительство, которое предложит палестинцам лучшее будущее, нападения на Израиль, скорее всего, продолжатся.
Форум