Финансирование партий из бюджета стало предметом разногласий в оппозиции, представители которой обменялись взаимными обвинениями по поводу принятия помощи государства. Тем временем «Грузинская мечта» объявила парламент легитимным.
По данным Центризбиркома, по итогам парламентских выборов 26 октября семь политических объединений получили право на государственное финансирование. В их числе отказавшиеся от мандатов «Национальное движение», «Коалиция за перемены», «Гахария за Грузию» и «Сильная Грузия». Из них только «Коалиция за перемены» публично отказалась от положенного финансирования.
Необходимо отметить, что оппозиционные партии, преодолевшие барьер, не признают результаты выборов. Все они, за исключением команды Гахария, обратились в парламент с просьбой аннулировать свои мандаты, а также закрыли избирательные списки в ЦИК, что исключает возможность прохода депутатов в парламент. Однако «Грузинская мечта» решила не отменять мандаты оппозиции.
«Люди должны бастовать и не выходить на работу, бизнес должен бастовать и не платить налоги, заводы должны закрыться и не выпускать продукцию – вот к чему политики призывали, обвиняли других, а в конце концов сами не отказались от финансирования, основанного на сфабрикованных цифрах «мечтателей». Вот это я понимаю!» – раскритиковал коллег лидер «Коалиции перемен» Ника Гварамия.
Это воззвание возмутило другие партии. Лидер «Сильной Грузии» Мамука Хазарадзе обвинил некоторых оппозиционеров в сознательной игре на власть, задавшись вопросом о происхождении средств партии Ники Гварамия «Ахали».
«В ходе личных встреч мне не удалось получить ответа на этот вопрос. Я бы не хотел вступать в полемику, но когда вы транслируете нарратив «Мечты», пусть всем станет ясно, кто играет в какую игру. Или кто может быть заинтересован в том, чтобы в критический момент запутать избирателей?!» – написал Хазарадзе в соцсети.
Кроме того, по словам Хазарадзе, наверняка его партия не получит эти деньги: как только будут удовлетворены заявления партий о сложении парламентских мандатов, финансирование будет приостановлено. Но до тех пор деньги из госбюджета будут «использоваться для поддержки пострадавших во время акций протеста лиц, что уже происходит». Политик также подчеркнул, что «бюджетные средства не имеют никакого отношения к легитимности парламента», очевидно имея в виду заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе, который в эфире телеканала «Имеди» объявил легитимацию парламента сверившимся фактом.
«Получив финансирование, они признали результаты выборов. Также хотел бы напомнить, что партия «Лело» [коалиция «Сильная Грузия»] получила должность в ЦИК и, значит, признала результаты выборов. В реальности все видят, что они смирились с легитимностью выборов, но они приступили к новой игре по заданию своего начальства, которое подразумевает смещение власти насильственными методами. В феврале, когда откроется очередная сессия парламента, наверно, они забегут в парламент раньше нас», – предсказал премьер.
В партии «Гахария за Грузию» считают, что заявление власти лишено всякого содержания. По словам Бердии Сичинава, бюджетные средства не явлются «милостью» Иванишвили – эти деньги принадлежат избирателям.
«Те, кто сейчас вбрасывают эту тему, уводят внимание общественности от главного вопроса, и по факту соглашаясь с интервью Кобахидзе, добавляют ему значимости, чем лишь усиливают его истерические бредни о легитимности. Задайтесь вопросом, нет ли оснований усомниться в их честности?!»
По мнению бывшего депутата Романа Гоциридзе, политические субъекты имели полное право на эти деньги:
«Партии финансируются избирателями из бюджета – отказ от этого означает, что они оставляют эти средства на усмотрение «Мечты», чтобы дальше из-за трудного финансового положения быть не в состоянии отстаивать интересы своих избирателей. Избиратели платят деньги партиям, и отказываться от них неправильно ни с моральной, ни с прагматической точки зрения».
Напомним, согласно законодательству, из государственного бюджета Грузии ежегодно выделяются деньги на финансовую поддержку партийной деятельности и развитие партийной системы. Из бюджета финансируются партии, получившие не менее 1% голосов избирателей на выборах в парламент Грузии.
Что касается объема финансирования, то партия ежегодно получает из бюджета 15 лари за каждый полученный в пределах 50 тысяч голосов, и плюс 5 лари за каждый последующий голос.
По этой формуле годовое финансирование оппозиционных партий, преодолевших барьер, составит:
- «Коалиция за перемены» – 1 645 540 лари.
- «Единство – Национальное движение» – 1 555 480 лари.
- «Сильная Грузия» – 1 414 515 лари.
- «Гахария за Грузию» – 1 306 575 лари.
Однако партия теряет право на получение финансирования из государственного бюджета, если половина членов парламента, избранных по спискам этой партии, досрочно прекратит свои полномочия.
Также партия не сможет получить бюджетное финансирование, если более половины избранных ее депутатов не примут участие более чем в половине очередных пленарных заседаний по неуважительным причинам. И, наконец, если партия отказывается от предусмотренных законом денег, они возвращаются в государственный бюджет.
Форум