Идея основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили о возможном объявлении православия государственной религией не нашла поддержки у Грузинской православной церкви. Более того, некоторые высокопоставленные иерархи назвали эту инициативу предвыборным трюком власти. Судя по реакции власти, вопрос будет отложен до лучших времен.
«Грузинская мечта» уже много лет утверждает, что политические оппоненты пытаются подорвать основы православия, и, отталкиваясь от этого, старательно примеряет на себя мантию единственного защитника Грузинской церкви и веры.
Первым вопрос поднял Бидзина Иванишвили на встрече с избирателями. 25 августа в высокогорном регионе Рача он заявил, что правящая партия работает над «экзистенциально важным для страны и веры вопросом». Как позже подтвердили в ГПЦ, речь шла о возможном объявлении православия государственной религией.
Накануне в Патриархии Грузии прошла встреча первосвященников, на которой обсуждался вопрос объявления православия государственной религией. По завершении встречи пресс-спикер Патриархии ГПЦ Андрия Джагмаидзе заявил, что «государство не внесет никакой записи без церкви, и это не будет иметь форму объявления государственной религией».
Гораздо радикальнее в отношении инициатив власти высказался митрополит Ахалкалаки, Кумурдо и Кари Николоз. Он расценил предложение правящей партии как предвыборное предложение.
«Кто бы как это ни скрывал, это предвыборное предложение, двух мнений тут быть не может. Проще говоря, это попытка дать взятку. Этот шаг навстречу Православной Церкви и приходу не был до конца продуман. Конечно, это предложение покорит сердца людей. Я предлагаю оппозиции также не ограничивать себя, пусть партии тоже предпримут аналогичные шаги, чтобы завоевать сердца людей», – сказал митрополит журналистам.
В правящей партии заявление высокого иерарха восприняли как насмешку. Вице-спикер парламента Гия Вольский не скрывал разочарования:
«Плохо, что архиепископ Николоз говорит это с сарказмом – это не предвыборное обещание, это должно быть принципом управления государства, потому что в наших руках находятся механизмы идентичности, которые, объединяя нацию в полном вызовах мире, создают и укрепляют фундамент грузинского государства. Это заявление предоставило радикальной оппозиции и ее телеканалам возможность для истерических политических вскриков. Мы должны дать общественности обещание, что эта составная часть государства будет и далее укрепляться в соответствии с принципом, согласно которому любая конституционная формулировка будет согласована и принята консенсусом».
И судя по высказыванию других спикеров «Мечты», после реакции ГПЦ принято решение отложить дело в долгий ящик.
«Для внесения изменений в Конституцию необходимо конституционное большинство. Поэтому по крайней мере до ноября у «Грузинской мечты» не будет такой легитимности. А после того, как мы получим конституционное большинство в следующем парламенте, начнутся легитимные обсуждения и консультации. Сейчас это просто подготовительная работа, опробование позиций. Мы не собираемся ничего принимать в ускоренном порядке, поэтому сейчас начались такие консультации на высоком уровне», – убеждал общественность депутат Бека Одишария.
В оппозиции выразили удовлетворение позицией церкви.
«Церковь играет очень важную роль, она оказывает влияние на миллионы прихожан, в том числе за пределами Грузии, и ей предстоит сделать много добрых дел. Именно это имел в виду преподобный в своей речи. Объединение двух институций до выборов – неправильный, нелогичный шаг. Я слышал от представителей церкви, что можно без спешки обсуждать эти вопросы после выборов, но не сейчас», – заявил генеральный секретарь «Нацдвижения» Петре Цискаришвили.
По словам заместителя председателя политсовета партии «Лело» Аны Нацвлишвили, представители церкви поняли финт «Грузинской мечты»:
«Все слышали позицию представителей церкви. И, думаю, они раскусили идею «Грузинской мечты». Я не представляю, как партия власти сможет ввести в заблуждение кого-либо, какими бы благородными мотивами они не прикрывали свои инициативы», – заявила депутат.
В настоящее время отношения между государством и ГПЦ регулируются конституционным соглашением от 2002 года, в котором говорится, что «Государство и Церковь подтверждают свою готовность сотрудничать, соблюдая принцип взаимной независимости, на благо населения страны».
Опросы показывают, что большинство населения Грузии удовлетворено действующим конституционным соглашением между государством и Православной Церковью. Согласно последнему опросу Кавказского исследовательского ресурсного центра, 65% этнических грузин и 36% этнических меньшинств поддерживают особый правовой статус, предоставленный церкви конкордатом.
По данным последней переписи Национальной статистической службы, 16,6% населения Грузии, или около 616 тысяч человек не являются православными. Среди них преобладают мусульмане (10,74%) и представители Армянской Апостольской церкви (2,94%).
Форум