Accessibility links

«Грузинская мечта» определилась с тройкой политических врагов


Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили рассказал о содержании иска «Грузинской мечты» к КС. В нем партия власти требует признать неконституционными «Национальное движение (ЕНД)», Коалицию за перемены и «Сильную Грузия - Лело». В иск не указана партия экс-соратника, бывшего премьер-министра Георгия Гахария «За Грузию».

На данном этапе для «Грузинской мечты» в «коллективное Нацдвижение», которое нужно запретить, вошли три политические силы. Их названия спикер парламента Шалва Папуашвили зачитал так, как они зарегистрированы в ЦИКе:

«Политическое объединение граждан “Единство – Национальное движение”, политическое объединение граждан “Коалиция за перемены – Гварамия, Мелия, Гирчи, Дроа”, политическое объединение граждан “Сильная Грузия – Лело, За народ, За свободу”».

Папуашвили на этом не остановился и напомнил, что в эти коалиции входят также отдельно зарегистрированные партии — например, в «Коалицию за перемены» входят партии «Дроа» во главе с Эленой Хоштария и «Гирчи — больше свободы» Зураба Джапаридзе. Однако эти партии, как «однодневки», «с одним партийным членом», правящую силу мало интересуют — по крайней мере, пока:

«Это фиктивные, состоящие из одного человека и малочисленные партии. Однако, поскольку в настоящее время они, в силу своего размера и организационной структуры, не имеют существенного влияния, в том числе реальной перспективы преодоления избирательного барьера, нет необходимости в их запрете на данном этапе. Вопрос об их конституционности может быть поставлен на повестку дня позднее, если они приобретут существенное влияние на политический процесс», — пообещал спикер парламента Шалва Папуашвили.

Почему в этом «черном списке» не оказалось партии их бывшего соратника, экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию»? Ответ прост: они не аннулировали свои парламентские мандаты, а сегодня даже приступили к работе. Тем самым, как сказал Папуашвили, партия Гахария проявила «провою изворотливость».

Что говорится в конституционном иске «Грузинской мечты»

В иске все претензии «Грузинской мечты» обращены к «Нацдвижению», а другие две партии, которые по итогам прошлогодних парламентских выборов также преодолели избирательный барьер, но отказались признавать легитимными итоги голосования, указаны как продолжение бывшей партии власти.

Им вменяется нарушение конституционной статьи № 23 — «Свержение и насильственная замена конституционного строя Грузии».

Далее, опираясь на заключения временной парламентской следственной комиссии по установлению правонарушений в годы правления «Нацдвижения» (во главе с вице-спикером Теей Цулукиани), партию экс-президента Михаила Саакашвили обвиняют в свержении избранной власти (при президенте Эдуарде Шеварднадзе), в пытках в пенитенциарных учреждениях и в нарушении других фундаментальных прав.

Во втором пункте партии обвиняются в «посягательстве на независимость Грузии и нарушении территориальной целостности страны». Здесь речь идет не только о событиях августовской войны 2008 года:

«Начиная с 2004 года, “Национальное движение” систематически и последовательно осуществляло действия и мероприятия, которые способствовали не только оккупации территорий Грузии, но и укреплению политических позиций оккупирующей силы в отношении оккупации», — говорится в обнародованном иске «Грузинской мечты».

В нем также утверждается, что «подрывные действия» ЕНД продолжались и после ухода из власти:

«“Национальное движение” продолжало совершать действия, направленные против независимости и территориальной целостности Грузии, даже после 2012 года, осуществляя их совместно с другими неконституционными политическими партиями, с которыми оно уже было тесно связано. Сразу после вторжения России в Украину в 2022 году была раскрыта цель и стремление неконституционных политических партий максимально обострить конфликт между Грузией и Российской Федерацией на фоне российско-украинской войны. Неконституционные политические партии продолжают пытаться обострить ситуацию между Грузией и Россией в той же форме и масштабе, что и “Национальное движение” до войны 2008 года».

В этом же ключе далее в иске говорится о «помощи иностранной державе в нарушении независимости Грузии»:

«В частности, эти политические партии стремятся из-за рубежа “наказать” грузинское государство и правительство по различным вопросам, чтобы аккумулировать недовольство граждан Грузии, настроить их против законно избранной власти и использовать эти процессы как механизм саботажа против грузинского государства и рычаг давления на правительство Грузии. В частности, к таким попыткам относятся:

• действия, наносящие ущерб сохранению безвизового режима для граждан Грузии на территории государств — членов Европейского Союза;
• действия, препятствующие вступлению Грузии в Европейский Союз;
• систематические информационные атаки из-за рубежа на грузинское государство и правительство», — говорится в документе.

В конце иска перечисляются партии, которые, хотя и «связаны» с «Нацдвижением», но пока, из-за их малочисленности и неэффективности, «Грузинская мечта» согласна оставить. Эти партии: «Федералисты», «Дроа», «Гирчи», «Гахария — за Грузию» (партия бывшего премьер-министра начала свою парламентскую деятельность сегодня, 28 октября), «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия».

«Грузинская мечта», «уважая право грузинских избирателей», не требует аннулирования мандатов 59 депутатов «Лело», которые вошли в местные сакребуло после муниципальных выборов 4 октября.

Что сказали в оппозиции

О запрете «коллективного Нацдвижения» на конституционном уровне в правящей партии говорили еще перед прошлогодними парламентскими выборами. Он входил даже в предвыборные обещания. Иск стал логическим продолжением политики правящей силы, которая уже успела арестовать более ста проевропейских гражданских активистов и лидеров оппозиционных партий.

С учетом всего этого в «Нацдвижении» заявили, что продолжат «борьбу с российским оккупационным режимом до конца». Председатель партии Тина Бокучава в этом иске даже увидела новые возможности:

«Неважно, какие партии Конституционный суд, называемый “кенгуру Иванишвили”, упразднит или не упразднит. “Национальное движение” борется за европейскую демократическую Грузию, где у граждан есть шанс на самореализацию и процветание, и за эту идею мы продолжим бороться все, включая те партии, которые Иванишвили грозится упразднить. Это может стать новой возможностью для демократических политических сил — для тех людей, которые фактически борются с бандой предателей и преступников и за несокрушимое будущее этой страны — объединиться в единый фронт, в единое движение сопротивления и своим единством победить Бидзину Иванишвили», — заявила Тина Бокучава, предвещая санкции против лидеров «Грузинской мечты».

Борьбу «до победного конца» обещают и в «Сильной Грузии — Лело»:

«Антинациональная и антигрузинская “Мечта” решила нанести решающий удар по демократии и запретить прозападные оппозиционные партии, в том числе политическую коалицию “Лело — Сильная Грузия”. Сопротивление российскому режиму и “Грузинской мечте” будет бескомпромиссным и принципиальным», — заявил на брифинге генсек «Лело» Ираклий Купрадзе.

Установлением однопартийной диктатуры назвал планы «Грузинской мечты» один из лидеров «Федералистов» Гига Бокерия:

«Это лишает граждан права выбора — не только тех, кто сейчас симпатизирует запрещённым партиям, но и всех. То есть Иванишвили, режим и правительство будут решать, какой выбор у вас, граждане, независимо от политических симпатий. Это прямое установление однопартийной диктатуры, и, конечно, эта мера и этот драконовский инструмент приведут к падению режима Иванишвили», — заявил Гига Бокерия.

Запрет на деятельность политических партий и их членов в конечном итоге подорвет демократию в Грузии, — заявляют в правозащитной НПО, грузинском филиале Transparency International. Дав правовую оценку принятым в ускоренном порядке поправкам в законодательстве, которые упрощают процедуру запрета партий, юристы НПО пришли к выводу:

«Принятые поправки явно неконституционны, создают инструмент для разрушения политического плюрализма и ограничивают возможности граждан участвовать в политическом процессе. Эти изменения резко сузят демократическое пространство, подорвут принципы верховенства права и ограничат права человека, что напрямую противоречит международным обязательствам Грузии, в том числе принятым при присоединении к Европейской конвенции о правах человека и другим международным договорам и соглашениям в области прав человека», — говорится в заявлении Transparency International.

Пока на сайте Конституционного суда нет новости о поступлении иска «Грузинской мечты». Возможно, этот иск будет объединён с другим, внесённым накануне представителем «Лело» Георгием Сиорадзе. В нём требуется признать неконституционным принятый партией «Грузинская мечта» закон о запрете политических партий, на основе которого и был подготовлен обнародованный сегодня иск в КС о запрете оппозиционных партий.

Состав КС полностью укомплектован лояльными власти судьями. Так, в октябре 2023 года КС полностью удовлетворил иск «Грузинской мечты» против пятого президента Саломе Зурабишвили, признав её зарубежные визиты в европейские столицы антиконституционными. Тогда «Мечте» не удалось довести процедуру импичмента президента Зурабишвили до конца — прозападная часть оппозиции провалила голосование. Но за эти два года правящая сила продолжает зачищать политическое поле внутри страны и обостряет отношения с западными партнёрами, из-за чего страна может лишиться безвизового режима с ЕС.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG