«Грузинская мечта» не сможет получить необходимое количество голосов для формирования правительства – таковы итоги опроса, проведенного британской компанией SAVANTA по заказу «Фонда свободы медиа», основанного сотрудниками оппозиционного канала «Мтавари».
Проходной барьер, как следует из результатов опроса, кроме правящей «Грузинской мечты», набирающей 36% опрошенных, преодолеют четыре оппозиционных центра:
Это «Коалиция за перемены», сформированная бывшими лидерами «Нацдвижения» (Ника Гварамия, Ника Мелия, Зураб Джапаридзе, Элена Хоштария), – 18%; «Единство», в которое входят «Национальное движение», «Стратегия Агмашенебели» и «Европейская Грузия», – 14%; Партия «Гахария – За Грузию» – 10%. Замыкает четверку «Сильная Грузия», в которой объединены «Лело», «За народ», «Площадь свободы» и «Граждане», она получила поддержку 8% опрошенных.
На долю остальных партий пришлось 14%.
Если итоги опроса совпадут с итогами выборов, оппозиция получит в парламенте следующего созыва не менее 85 мандатов, что достаточно для формирования кабмина.
Лидерами антирейтинга оказались «Нацдвижение» и «Грузинская мечта»: соответственно 32% и 28% опрошенных заявили, что ни при каких обстоятельствах за них не проголосуют.
В «Грузинской мечте» не комментируют результаты опроса. Там считают, что им вполне по силам получить в будущем парламенте около 60%, о чем свидетельствуют результаты исследования общественного мнения, проведенного компанией GORBI по заказу проправительственного канала «Имеди». В нем правящую партию «Грузинская мечта» поддержали 59,5% опрошенных, и только две оппозиционные партии преодолели проходной барьер в 5%.
Оппозиция проигрывает эти выборы, заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в беседе с журналистами. Верным признаком этого он считает то, что Еврокомиссия перенесла публикацию своего заключения о Грузии с 20 на 30 октября.
«Мы часто говорим о влиянии «Партии глобальной войны» на подобные процессы. То, что заключение Еврокомиссии было перенесено на поствыборный период, говорит о том, что фактически у «Партии глобальной войны» уже нет надежды на победу на выборах в Грузии, они видят, что оппозиция эти выборы сильно проигрывает, поэтому акцент смещен на период после выборов. Думаю, что решение связано именно с этим», – сказал Ираклий Кобахидзе.
Премьер отозвался и о двух не аффилированных с «Нацдвижением» партиях, назвав «Лело» и партию экс-премьера Георгия Гахария «исключительно опасными политическими образованиями».
«Что касается «Национального движения» и новой партии, состоящей из бывших лиц ЕНД, то они легко узнаваемы и имеют прямую связь с предыдущим режимом, так как представляли тогдашнюю власть. Хазарадзе же, хотя он и не представляет напрямую тогдашнюю власть, принимал непосредственное участие в преступных действиях режима, связанное с рэкетом. Гахария целенаправленно, будучи министром внутренних дел, противопоставлял государство и граждан, полицию и молодежь. Это была его задача, он действовал как иностранный агент, получал задания, и эти задания служили этой цели – дискредитации государственных институтов».
По прогнозу политолога Вахтанга Дзабирадзе, вполне возможно, что «Мечта» наберет не более 35% голосов избирателей. Однако это вовсе не означает ее ухода с политической сцены.
«Если учесть, что на выборы придут более 2 миллионов человек и правящая партия получит 35%, то это 700-750 тысяч голосов, это вполне реально без каких-либо фальсификаций и соответствует практике прошлых выборов. Если же около 15-20% голосов останутся нераспределенными (не преодолеют барьер), это будет означать, что «Грузинская мечта» получит 60-65 мандатов. Следовательно, ей нужно будет добавить еще 11-15 мест, чтобы остаться у власти, и вот еще один вопрос: в сегодняшней оппозиции, которая преодолеет барьер, найдутся ли депутаты, которые могут перейти на сторону «Грузинской мечты»? При тех неограниченных финансовых возможностях, которыми сегодня располагает Иванишвили, это вполне реально. Цена вопроса – 15-20 миллионов долларов».
По мнению политолога, такой расклад снимет проблему признания результатов выборов западными партнерами и даст шанс «Мечте» сформировать коалицию. Исторических примеров более чем достаточно: в начале нулевых сторонники Шеварднадзе сначала переправились в «Национальное движение», а спустя 10 лет депортировались оттуда в «Грузинскую мечту».
При этом Дзабирадзе не исключает, что какая-либо партия поддержит «Грузинскую мечту» и сформирует с ней коалицию, если «Мечта» уступит место премьер-министра и несколько портфелей.
Форум