Accessibility links

Грузинская экономика, у которой похитили Европу


Иллюстративный коллаж
Иллюстративный коллаж

В прошедшем году Грузия показала высокие темпы экономического роста. Однако, по мнению многих бизнесменов и экспертов, приостановка евроинтеграции и антизападная риторика лидеров «Грузинской мечты» могут подорвать этот процесс, в том числе из-за протестов и угрозы западных санкций.

По предварительным данным Национальной службы статистики Грузии, за 11 месяцев уходящего года по сравнению с соответствующим периодом 2023 года реальный валовой внутренний продукт (ВВП) страны увеличился на 9,4%. Внешнеторговый оборот составил 21 миллиард 110 миллионов долларов, что превосходит соответствующий показатель 2023 года на 6,6%. Экспорт превысил 6 миллиардов долларов (рост на 7,9%), а импорт – 15 миллиардов долларов (рост на 6,1%).

Впрочем, оппозиция и эксперты предрекают, что динамика может измениться, если стране не удастся преодолеть разразившийся после выборов политический кризис, который усилился после выступления Ираклия Кобахидзе перед парламентом – 28 ноября премьер-министр заявил, что Грузия присоединится к Европейскому Союзу к 2030 году только случае, если условия по вступлению в ЕС не будут противоречить национальным интересам Грузии. Также премьер пообещал до 2028 года не вести переговоры об интеграции в ЕС, «чтобы лишить противников грузинской власти орудия шантажа»:

«Евросоюзу тоже предстоит доказать, что они уважают наше достоинство. Когда мы говорим о движении в европейском направлении, ЕС тоже должен доказать, что намерен учитывать наши национальные интересы и традиционные ценности».

Также лидеры «Грузинской мечты» напомнили об экономических проблемах, ожидающих страну в случае вступления в ЕС. В эфире «Рустави-2» спикер парламента Шалва Папуашвили заявил, что членство в ЕС может подорвать экономический потенциал страны:

«Если мы сегодня станем членами Европейского союза, нам придется отозвать массу соглашений о свободной торговле с Китаем, многими другими странами, включая государства-члены СНГ. Со многими странами нам придется отменить безвизовый режим. Поэтому, с одной стороны, это интеграция с ЕС, с другой – дезинтеграция со многими государствами, включая отмену безвизовых режимов».

Впрочем, по мнению оппонентов, именно риторика и действия власти способны обрушить шаткую экономическую стабильность.

Массовые протесты, ставшие ежедневными, столь же массовые избиения и аресты митингующих на акциях – все это вместе привело к западным санкциям: 19 декабря США и Великобритания ввели ограничения против министра МВД Вахтанга Гомелаури и других высокопоставленных служащих МВД Грузии. Ранее, 13 декабря, Государственный департамент США объявил о введении визовых ограничений в отношении примерно двух десятков представителей грузинской власти. Кроме того, двухпартийная группа Конгресса США намерена в январе повторно представить MEGOBARI Act о санкциях против лидеров «Грузинской мечты», которые «подрывают демократию» в Грузии.

Власти решили изменить внешнеполитический вектор, изолируясь от всего развитого мира, что, к сожалению, способно разрушить экономику нашей страны, заявил экономист, бывший декан университета «Кавкасия» Сосо Берикашвили.

«Помощь, которая к нам поступала из западных стран, уже прекращена, что грозит ухудшением экономической ситуации. Наша экономика настолько мала, что любой внешний фактор, включая санкции против государственных руководителей, способен затормозить ее рост. У нас отсутствуют подушки безопасности, нефть и другие природные ископаемые, единственное наше богатство – это экономическая открытость. Так мы жили раньше. Мы можем развиваться в этом направлении, но сегодня действующая власть все это блокирует. В условиях изоляции экономика обязательно рухнет, но я надеюсь, что будут предприняты шаги в правильном направлении для того, чтобы разрядить политический кризис», – заявил эксперт.

Эти доводы разделяет директор исследовательского центра PMC Георгий Хиштовани. По его мнению, свертывание отношений с ЕС и рост автократии в стране могут переформатировать экономику страны отнюдь не в лучшем направлении:

«Если в Грузии будет установлен автократический режим, риски которого растут с каждым днем, все выгоды исчезнут в один момент. Помимо того, что мы теряем связи с Западом, в которых заинтересованы граждане, видевшие в этом гарантию благополучия и инклюзивной жизни, есть высокий риск того, что мы потеряем связи, на которых выросла экономика Грузии. Есть риски, что инвесторы не захотят покупать недвижимость в подвергнутой санкциям стране, меньше людей захотят приезжать с туристическими целями, торговля с Грузией перестанет быть такой привлекательной и т. д. Если не разрядить ситуацию в сжатые сроки, в 2025 году к политическому кризису может добавиться экономический кризис. «Грузинской мечте» необходимо предпринять конкретные шаги для перезапуска ситуации. Наиболее адекватным было бы назначение новых выборов, но, к сожалению, мы наблюдаем, что шаги власти направлены скорее на обострение, чем на завершение кризиса».

Традиционно, первыми жертвами внутриполитического кризиса стали представители туристического бизнеса. Ассоциация туризма провела исследование, которое показало, что последние события в стране привели к переносам на более поздние сроки бронирований, у некоторых компаний они сократились на треть, а у некоторых почти на 100%, число же отмененных броней колеблется в пределах от 10% до 35%. Особенно заметна отмена бронирований в секторе т. н. делового (MICE) туризма, который был основным источником доходов гостиничного сектора в ноябре-декабре.

«Чтобы вывести страну из политического кризиса, важно привлечь все доступные государственному сектору средства для продолжения диалога, который должен способствовать сохранению мира в стране и созданию стабильной обстановки. Мы твердо верим, что скоро присоединимся к европейской семье, а сектор туризма будет играть еще более важную роль в укреплении экономики страны. Интеграции Грузии и вступление в Европейский Союз нет альтернативы!!! Недавние события поставили экономику нашей страны перед серьезными проблемами, которые оказали особенно серьезное влияние на туристическую отрасль. В результате ближайший период станет самым сложным для сферы туризма и приема гостей, как с точки зрения поддержания бизнеса, так и с точки зрения его дальнейшего развития», – говорится в заявлении ассоциации.

В свою очередь, основатель туристической компании AG travel & adventure Александр Гиоргидзе заявил СМИ, что государство никак не реагирует на сложившуюся ситуацию. Об этом он рассказал на акции протеста, организованной «Альянсом туризма».

«Туристический сектор сразу ощущает на себе влияние текущих событий. В результате того, что происходит в последние недели, отменены зимние бронирования, а некоторые запланированные мероприятия либо провалились отменены, либо перенесены. Мы хорошо видели в последние дни, даже после угроз санкций, реакцию премьер-министра и других представителей «Грузинской мечты», которые больше не говорят о Евросоюзе. У сектора пессимистичный прогноз. Если безвизовый режим с ЕС будет приостановлен, это приведет к банкротству туристического сектора».

Политический кризис затронул и рынок недвижимости, где с конца ноября наблюдается стагнация – критически сократились продажи почти всех типов квартир. Спрос на коммерческие помещения также снизился. Часть международных компаний приняла решение уйти с рынка, а часть находится в режиме ожидания.

А ведь совсем недавно отрасль переживала лучшие времена: в ноябре в Тбилиси, который вкупе с Батуми считается индикатором состояния рынка, было продано 3740 жилых квартир, что на 11% превышает показатели ноября 2023 года.

Согласно обновленному обзору рынка жилой недвижимости от Colliers Georgia, стоимость проданных квартир за этот период выросла на 20% по сравнению с ноябрем 2023 года, а всего в Тбилиси продано квартир на 264 миллиона долларов.

«И продажи, и аренда падают. В этом отношении декабрь обычно является пиковым периодом, но показатели однозначно снижены по сравнению с предыдущим периодом – и к предыдущему году, и к предыдущему месяцу», – сообщили в компании «Еврохолдинг».

По словам сотрудника этой компании, помимо продаж наблюдались проблемы и в сфере арендной недвижимости:

«В случае с арендой фактор снижения здесь заключается в том, что из-за неоднозначной ситуации иностранцы в основном предпочитают не задерживаться в Грузии, и пока тут происходят беспорядки, у них, вероятно, будут такие же сомнения и по поводу покупок и продаж».

В «Грузинской национальной ассоциации недвижимости» (GNARE) подтвердили, что продажи в декабре 2024 года «сведены к минимуму», а «сделки приостановлены – все ждут развития событий».

В состав ассоциации входит до 110 субъектов, 30% из которых – девелоперские компании, а 70% – брокерские.

«Когда мы связываемся с людьми, которые оставили контакт на страницах нашей компании, они говорят: «Почему вы нам звоните, сейчас не время говоришь о покупке недвижимости», – говорит президент ассоциации Нато Бочоришвили.

«Я честно признаю, что нынешняя ситуация оказывает негативное влияние на экономику», – заявил министр экономики и устойчивого развития Грузии Леван Давиташвили в ответ на вопрос о возможности воздействия санкций и внутриполитического кризиса на экономику.

«Я буду честен в своих оценках и не стану утверждать, что наложение санкций на члена нашей команды [министра МВД] Вахтанга Гомелаури не принесет вреда, в том числе и для экономических процессов. Это разрушительный и прискорбный факт для репутации страны, но я надеюсь, что все изменится. Разумеется, общество, и особенно бизнес, беспокоит потенциальная изоляция страны; и на это уже дан ответ с нашей стороны, что у страны не будет таких рисков. Я возлагаю большие надежды на то, что у нас будет откровенный обмен информацией и диалог с новой администрацией США, что позволит нам перезагрузить наши отношения и поднять наши отношения с США на более высокий уровень сотрудничества. И это также станет важным посланием для других стран, приведет к улучшению репутации страны на международной арене и важным посланием для инвестиционного сообщества», – пообещал Леван Давиташвили.

В правительстве Грузии пытаются воздействовать на бизнес. По всей видимости, закрытая встреча премьер-министра с представителями бизнес-сообщества была призвана снизить накал все чаще звучащих от него заявлений о недопустимости жестких действий власти против митингующих, увеличивающих риски секторальных санкций. Однако, по мнению некоторых экспертов, показательные шаги власти не предполагают таких конкретных действий по преодолению политического кризиса, как переговоры с оппозицией или амнистия политзаключенных.

По словам бывшего президента Национального банка Георгия Кадагидзе, встреча премьера являлась одним из проявлений слияния бизнеса с властью.

«Союз олигархического государства и интересов «большого бизнеса» называется хронокапитализмом [crony capitalism], когда успех в бизнесе зависит от личных связей бизнесменов с государственными служащими. В этой системе крупный бизнес и политическая элита сливаются, их естественной средой является фаворитизм, коррупция, подавление конкуренции. Это безобразие создает тепличные условия для нескольких крупных игроков и убивает условия равных возможностей для остальных. На встрече с премьер-министром мы увидели возвращение дани от закадычных друзей власти в обмен на интересы страны. Большинство развитых стран проходили этот этап, выход в верховенстве закона и наличии независимого суда, к чему нам обязательно придется вернуться».

Несмотря на то, что большинство приглашенных к премьеру бизнесменов являются активными жертвователями власти, нашлись и те, которые уже публично присоединились к общественному протесту, считая, что кризис создан правящей партией.

К примеру, генеральный директор девелоперской компании «Арси» заявил, что по итогам почти 4-часовой встречи с премьер-министром Кобахидзе они не услышали ничего нового.

По словам Бесо Ортоидзе, часть бизнеса выступила с требованием новых выборов, и разговор также касался этого вопроса, но каково было отношение представителей «Грузинской мечты» к этому вопросу, он не уточнил.

Следует отметить, что компания «Арси» является одной из 2300 компаний, присоединившихся к петиции онлайн-платформы freebusiness. В документе подчеркивается необходимость разрядить кризис, и наиболее оптимальным решением видится назначение новых выборов и освобождение до конца года людей, задержанных в ходе недавних эксцессов.

Неутешительны и другие перспективы. В будущем году Грузия, возможно, столкнется с серьезными финансовыми вызовами: в сопроводительном документе Минфина к проекту бюджета на 2025 год говорится, что сумма компенсации, которую требуют инвесторы по 10 арбитражным спорам, составляет 1,7 миллиарда долларов, или 6% ВВП.

Самым громким из них является проигранный в ноябре правительством Грузии международный арбитражный спор с турецкой компанией ENKA, выигравшей тендер на строительство Намахвани ГЭС. По данным компании, компенсация составит 383,2 миллиона долларов, или 1,1 миллиарда лари. Напомним, 21 апреля 2021 года правительство Ираклия Гарибашвили объявило 12-месячный мораторий на строительство плотины Намахвани, а затем в июне заявило, что строительство не будет реализовано в его проектном виде. Компания ENKA обратилась в арбитражный суд, и после многомесячной тяжбы выиграла спор.

По мнению бывшего главы Нацбанка Романа Гоциридзе, действия власти ставят Грузию на грань банкротства, ведь впереди еще несколько аналогичных инвестиционных споров:

«И без того близкие к истощению валютные резервы страны не выдержат этого удара. Из-за преступных действий власти мы вынуждены выплатить турецкой компании компенсацию, вследствие чего бюджет страны недосчитается одного миллиарда лари. Бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили, министр экономики Натия Турнава и другие члены правительства понесут ответственность за причиненный стране ущерб».

Также эксперт не исключил, что некоторые представители правительства могли помочь турецкой компании получить через компенсацию гораздо больше средств, чем она израсходовала на самом деле.

По мнению генерального секретаря бизнес-совета Европа-Грузия Звиада Чумбуридзе, непоследовательная политика власти и политическая нестабильность способны отпугнуть и без того немногочисленных инвесторов:

«Представим, что потенциальный инвестор решил вложить деньги в Грузию. На что он в первую очередь обратит внимание? Естественно, на сорванные проекты типа Намахванской ГЭС. И обратит внимание на зависимость судебной власти от прихоти заинтересованных лиц. Необходимы твердые гарантии государства по защите инвесторов, а не личные предпочтения политиков. Политика и экономика неотделимы друг от друга. Как может страна привлекать инвесторов в нынешних условиях? Необходимо создавать условия для устойчивой бизнес-среды, иначе нас ждут трудные времена».

Кроме того, следует учитывать, что немалые бюджетные средства расходуются на юристов для ведения арбитражных споров. Согласно данным Минфина, на арбитражные суды после 2020 года правительство потратило 230 миллионов лари, или порядка 83 миллионов долларов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG