Accessibility links

Гранты под контролем «Грузинской мечты»


Иллюстративный коллаж
Иллюстративный коллаж

Законодательный конвейер «Грузинской мечты» продолжает работать. После ряда инициатив, ограничивающих деятельность гражданского сектора и СМИ, на повестке дня появилась новая инициатива, которая касается иностранных грантов. Согласно ей, любое финансирование из-за рубежа будет возможным только с разрешения правительства. Представители НПО видят в этом попытку усилить контроль и подавить инакомыслие в стране.

Разрешение/запрет на грант

«Грузинская мечта» внесла в парламент поправки в Закон о грантах, которые могут существенно изменить систему финансирования местных организаций. Согласно новым правилам, для получения любого иностранного гранта необходимо разрешение от правительства Грузии или уполномоченного им органа. То есть система будет устроена так, что согласие должен получить донор, а не неправительственная организация.

Мониторинг осуществления новой нормы будет возложен на Антикоррупционное бюро. Именно этот орган получит право определять законность получения средств, а также налагать санкции. Без соответствующего разрешения организации, получившие финансирование, могут быть оштрафованы на сумму, в два раза большую, чем сумма гранта.

Эти изменения намерены рассматривать в ускоренном порядке.

Исключения предусмотрены только для грантов от международных спортивных федераций и комитетов, индивидуальных стипендий для учебы или научной работы за рубежом, а также для грантов, получаемых международными организациями, работающими в Грузии.

Однако, как говорят наблюдатели, даже эти исключения могут быть затронуты, так как международные организации в Грузии иногда делегируют проекты и перераспределяют гранты местным организациям. То есть это может поставить под сомнение всю систему внешней помощи и грантовой поддержки.

Борьба с «безответственными донорами»

В «Грузинской мечте» цель нового закона объясняют «обеспечением полной прозрачности». Они считают, что иностранные доноры часто финансируют деструктивные проекты в Грузии. В этой связи упоминаются уже ставшими классикой теории о влиянии Deep State, а также использовании национальной бюрократии для осуществления недобросовестных планов.

«Внешнее финансирование использовалось для поддержки революционных сценариев дестабилизации в Грузии и возвращения к власти коллективного «Национального движения», — объясняет Ираклий Кобахидзе необходимость изменений в законе.

Ираклий Кобахидзе и Шалва Папуашвили
Ираклий Кобахидзе и Шалва Папуашвили

Правительство, по его словам, должно взять под контроль любые потоки внешнего финансирования, чтобы избежать «вреда интересам грузинского общества».

Спикер парламента Шалва Папуашвили уверяет, что это обеспечит полную прозрачность для граждан, и все будут знать, какие деньги поступают, что финансируется и какие проекты получают поддержку.

«Кроме того, будет обеспечено, что это происходит в интересах грузинского народа, а не в интересах властей Эстонии или какой-либо другой страны. Мы – граждане Грузии, и всё должно происходить в наших интересах, а не в интересах других народов и их политических целей, как, к сожалению, иногда бывает», — сказал Папуашвили.

Многие доноры, по словам «Мечты», ведут себя безответственно, предоставляя деньги для протестов, которые продвигают насилие или радикальные идеи. Новые поправки же предотвратят проведение тренингов, на которых «обучают людей, как организовывать насильственные акции или использовать бульдозеры и тракторы во время демонстраций».

В «Грузинской мечте» заверяют — согласие на гранты будет выдаваться только для мероприятий, не наносящих ущерба суверенитету страны. В других случаях правительство будет дополнительно рассматривать вопрос о согласии и принимать решения, которые важны для безопасности страны.

«Задушить несогласных»

Представители неправительственных организаций и независимых медиа бьют тревогу. По их словам, новые поправки к закону — не просто контроль, а реальный механизм подавления независимого сектора.

Ключевую роль в этом процессе будет играть Антикоррупционное бюро, возглавляемое Ражденом Купрашвили. Эту организацию уже обвиняли в попытке ограничить деятельность НПО. До парламентских выборов 2024 года бюро признало организацию Transparency International – Georgia, которая долгое время следила за избирательным процессом, а также «Выбери Европу» «структурой с заявленной избирательной целью». В результате этим организациям было отказано в праве наблюдать за выборами. Однако, под давлением общества и международных партнеров, которые осудили давление на важные независимые институты, Купрашвили был вынужден отменить это решение, объяснив отмену «заботой о публичных интересах».

Ражден Купрашвили
Ражден Купрашвили

Независимые НПО и медиа — основные грантополучатели из-за рубежа, свою деятельность они осуществляют в основном за счет иностранного финансирования. Представители этих организаций считают, что «Грузинская мечта» пытается подавить их «неудобную» работу, так как они играют важную роль в мониторинге демократии и являются своего рода «сторожевыми псами» для властей.

«С помощью этого закона «Грузинская мечта» перекроет финансирование всем неудобным организациям, которые работают в сфере прав человека, антикоррупции и других общественно значимых направлениях. Таким образом, «Мечта» заставит закрыться все медиа, которые осмеливаются освещать коррупцию — такую же отравленную, как и прокисшее молоко», — пишет на своей странице в Facebook Саба Брачвели, юрист «Фонда гражданского общества».

По его словам, это ограничение не только для доноров, но и запрет для грузинского народа на получение безвозмездной помощи:

«После этих изменений, если у тебя будет спор по поводу земельного участка, ты захочешь выяснить правила легализации земли, работодатель не выплатит зарплату или полицейский тебя притеснит — вместо бесплатной помощи тебе придется либо нанимать частного адвоката и тратить огромные деньги, либо просто проглотить несправедливость. И это коснётся не только юридической сферы — тотальная цензура будет установлена везде, где выдаются гранты».

Суть этих изменений, по словам юриста, установить для грузинского народа фильтр запретов: какую безвозмездную помощь можно получать, от кого и на каких условиях.

Руководитель правозащитной организации «Центр социальной справедливости» Тамта Микеладзе заявляет, что «Грузинская мечта» последовательно уничтожает независимые пространства, теперь напрямую вмешиваясь в работу гражданского общества.

Тамта Микеладзе
Тамта Микеладзе

«В условиях консолидации авторитаризма и власти Грузинская мечта целью ставит разрушение и ослабление независимых пространств, в первую очередь гражданского общества. Один за другим принимает новые законы, чтобы ограничить нашу автономию и функционирование. Изменения в законе о грантах практически подразумевает содержательный контроль работы гражданского общества», — говорит она в интервью телеканалу Formula.

Примечательно, что таких жестких регуляций нет даже в России, где практически полностью уничтожено пространство для инакомыслия. Подобные ограничения существуют в таких странах как Беларусь, Азербайджан, Китай и некоторых африканских странах.

Контроль вместо демократии

В 2023 году «Грузинская мечта» попыталась принять закон «об иноагентах», но из-за протестов его отозвали, пообещав, что больше не вернутся к этой теме. Однако спустя год обещание было нарушено, и закон был вновь продвинут, несмотря на массовое сопротивление. Полностью механизм запустить не удалось, и в реестре зарегистрировалось лишь небольшое количество организаций.

В 2025 году «Грузинская мечта» заменила закон «об иноагентах» на аналог американского FARA, но с измененным контекстом. Например, в США этот закон не распространяется на НПО только за получение иностранного финансирования, тогда как в Грузии под его действие попадают практически все организации.

«В апреле 2025 года, после принятия закона, аналогичного FARA, «Мечта» решила, что этого недостаточно, и вообще запретила все гранты без благословения Кобахидзе. То есть, они говорят: быть агентом иностранного влияния можно только с разрешения Кобахидзе», — пишет член партии «Гахария — За Грузию» Теона Акубардия в своем Facebook.

Теона Акубардия
Теона Акубардия

На фоне этого «Грузинская мечта» внесла дополнительные поправки еще в один закон «О политических объединениях граждан». Теперь политические партии и отдельные лица, заявляющие о своих предвыборных целях, не смогут организовывать лекции, семинары и другие публичные мероприятия с поддержкой иностранных организаций. Международные организации, в свою очередь, также не смогут организовывать подобные мероприятия для политических партий.

«Жду закон о запрете дыхания — такими темпами, похоже, и до этого дойдет», — пишет Акубардия.

В «Ассоциации молодых юристов Грузии» считают, что такие действия со стороны «Грузинской мечты» попыткой устранить политических оппонентов, усилить пропаганду и в долгосрочной перспективе уничтожить здоровую оппозицию, установив в стране однопартийное авторитарное правление.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG