Accessibility links

Госсекретарь Рубио впервые высказался о грузинских властях


Ираклий Кобахидзе, Бидзина Иванишвили и Марко Рубио (коллаж)
Ираклий Кобахидзе, Бидзина Иванишвили и Марко Рубио (коллаж)

Госсекретарь США Марко Рубио впервые прокомментировал ситуацию в Грузии после прихода к власти новой администрации во главе с Дональдом Трампом. Вопрос о политике в отношении «Грузинской мечты» главе Госдепа был задан известным критиком грузинской правящей партии, конгрессменом-республиканцем Джо Уилсоном в ходе слушаний в Палате представителей Конгресса США. Интерпретаций ответа Рубио сегодня было так много (со стороны и «Мечты», и оппозиции), что посольству США в Тбилиси пришлось вмешаться и предоставить свой вариант перевода на грузинский язык.

«Вопрос изначально был провокационным», — вторят с утра представители «Грузинской мечты», комментируя ответ госсекретаря Марко Рубио на вопрос конгрессмена Джо Уилсона. Соавтор санкционных законопроектов MEGOBARI act и «Акта о непризнании «Грузинского кошмара» Уилсон сформулировал свой вопрос следующим образом:

«Что будет сделано под вашим руководством, чтобы Госдепартамент ввёл реальные меры против антиамериканской «Грузинской мечты» в интересах грузинского народа?».

На что госсекретарь Рубио отвечает:

«Как я уже сказал в своём вступительном заявлении, цель Соединённых Штатов — следовать нашим национальным интересам. Поэтому мы задаём себе вопрос: соответствует ли нашим интересам существование антиамериканского правительства в важном регионе мира? Если нет — мы предпримем соответствующие действия, чтобы это правительство понесло издержки. Сейчас этот вопрос рассматривается, и мы ищем возможные меры и дополнительные варианты».

Госсекретарь добавил, что для решения этого вопроса Госдеп обращается «к региональным бюро и местному представительству, чтобы получить рекомендации в связи с мерами, на которые правительство, антиамериканское правительство отреагирует наиболее чувствительно».

Упомянутые госсекретарем Рубио «региональные бюро и местное представительство» — это, прежде всего, посольство США в Грузии. А оно — в частности, посол США Робин Данниган — уже давно объявлено грузинскими властями агентом Deep state и сподвижником революционного сценария свержения власти «Грузинской мечты».

Мака Бочоришвили
Мака Бочоришвили

Не сосредотачиваясь на словах Рубио, Мака Бочоришвили — министр иностранных дел, чью легитимность не признают оппозиция и часть общества, — в эфире «Рустави-2» пояснила, как грузинскому обществу следует понимать слова госсекретаря: «У США в отношении Грузии нет сформированной позиции», — и добавила: «Где в Грузии антиамериканское правительство?»

В этом же духе выступали и представители «Грузинской мечты» в парламенте. Председатель парламентского комитета по юридическим вопросам Арчил Гордуладзе заявил:

«Марко Рубио сказал такую вещь, что спросит у местных бюро, есть ли там антиамериканское правительство. Он не мог ответить по-другому на изначально провокационно поставленный вопрос. В Грузии нет антиамериканской власти, наоборот — наша власть стремится к равноправным и сбалансированным отношениям со всеми партнёрскими странами и организациями. Именно этому служило открытое письмо Ираклия Кобахидзе, а также заявления членов нашей команды, в которых мы подчёркиваем: для нас важно, чтобы в отношениях с партнёром была чётко обозначена дорожная карта — как мы стремимся и как нам удаётся вывести наше стратегическое партнёрство на новый качественный уровень».

Гордуладзе возложил ответственность за «испорченные отношения» с Америкой на прежнюю президентскую администрацию Джо Байдена и Deep state. Впрочем, на упомянутое им письмо премьер-министра Ираклия Кобахидзе к президенту Трампу, которое было опубликовано 13 мая, ответа не последовало. Об этом Ираклий Кобахидзе сообщил журналистам накануне, добавив, что «молчание для нас также важный ответ».

Слова госсекретаря Рубио — это и есть ответ на письмо Кобахидзе, говорит секретарь по внешним связям оппозиционной партии «Лело» Григол Гегелия:

«Марко Рубио косой прошелся по режиму Ираклия Кобахидзе, когда сказал, что это антиамериканский режим, и это значит, что он (режим) не соответствует американским национальным интересам. Нам следует понимать, что в его словах очень четкое совпадение интересов США и грузинского народа. Большая часть грузинского населения — дружелюбны с США, воспринимают их как стратегического и дружественного партнера. Но у нас во главе режим, полностью отклонившийся от этих ценностей. И это можно исправить единственным путем — новыми парламентскими выборами».

Оппоненты власти убеждены, что более четкого послания из Вашингтона и не могло быть, и теперь следует ожидать новых санкций в отношениях лидеров «Грузинской мечты» во главе с Бидзиной Иванишвили. Это мнение разделяет экс-госминистр по вопросам европейской интеграции, аналитик Фонда Рондели Алекси Петриашвили. Он назвал слова госсекретаря Рубио очень плохим посланием, сигналом для «Грузинской мечты»:

«Я бы уже не назвал это предупреждением. Это уже открытый мессидж, открытый сигнал от Государственного департамента, что очень скоро режим Иванишвили и «Грузинская мечта» получат очень четкий, очень конкретный сигнал из США. Единственное, зачем все это делается, это для того, чтобы сохранить, притянуть к себе тот слой общества Грузии, который становится все меньше, но все еще поддерживает «Грузинскую мечту», надеясь на то, что она сможет наладить отношения с администрацией Трампа», — говорит Петриашвили.

Он напоминает, что очень скоро Сенат рассмотрит MEGOBARI act, за который в Палате представителей недавно проголосовали 349 конгрессменов, и большинство из них — это представители Республиканской партии, дважды выдвинувшей на пост президента США Дональда Трампа.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG