Accessibility links

Голодные игры в Южной Осетии


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Парламент Южной Осетии предложил ввести регулирование цен в продуктовых магазинах и аптеках. Югоосетинские эксперты считают, что таким образом власти пытаются переложить ответственность за бедственное положение в экономике на предпринимателей. По их мнению, депутаты действуют по отмашке президента, который недавно выступил с критикой недобросовестных коммерсантов.

Спикер парламента Южной Осетии Алан Маргиев поручил созвать заседание комитета по экономике для обсуждения проблемы завышенных цен в магазинах республики.

Депутаты обсудили на сессии проблему «необоснованно высоких цен на продовольственные товары в магазинах республики».

Вопрос вынес на заседание депутат Азамат Джанаев, отметив, что граждане часто обращаются к парламентариям с жалобами на высокие цены на продукты питания, медикаменты и другие товары.

Спикер Алан Маргиев подчеркнул, что недопустимо, когда предприниматели злоупотребляют ситуацией и необоснованно завышают цены:

«При Минэкономразвития есть управление, которое должно регулировать ценообразование в республике. Это действительно важный вопрос. Мы не говорим о том, чтобы ущемить права предпринимателей, наоборот, стремимся их поддерживать. Однако иногда предприниматели, пользуясь определенной ситуацией, необоснованно завышают цены на продукты, и это недопустимо. Есть категория граждан с невысокими доходами, и изменения в ценах, безусловно, в первую очередь бьют по их карманам».

Алан Маргиев поручил председателю комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству провести заседание по этому вопросу и привлечь к работе комитета Министерство экономического развития. Он отметил, что парламент готов рассмотреть законодательную инициативу, если это потребуется для решения проблемы.

Судя по дискуссии в социальных сетях и реакции местных наблюдателей, в югоосетинском обществе инициативы депутатов восприняли как дурную шутку.

На предложение спикера отреагировал популярный в Осетии телеграм-канал БОНВ[Ӕ]РНОН:

«Цены в магазинах Южной Осетии повысились из-за ряда объективных причин, таких как увеличение таможенных тарифов, рост стоимости горюче-смазочных материалов, повышение НДС и тарифов на ЖКХ. Эти факторы напрямую влияют на себестоимость товаров и их конечную стоимость для потребителей. Прежде чем обвинять предпринимателей, важно разобраться в этих причинах, а причины следующие: пошлины, налоги и сборы повышал именно Гаглоев и его команда, /она/ подписывала вслепую любое соглашение с Москвой, на которое давал отмашку Арсен Гаглоев и его кураторы в Администрации президента России…. Поэтому спикеру стоило бы сначала разобраться в бумажках, которые наподписывал /президент/, а уже затем созывать комитет по экономике для поиска решений».

«Жаль, что такие формулировки вообще могут возникать. это же просто страшно … увы, госслужащие, которые прямо очень оторваны от того, как создавать эту самую экономику», – комментирует публикацию пользователь Sarmat.

«А с непосильными для большинства населения тарифами на газ и свет они не хотят разобраться?», написала под статьей пользователь Ариана.

По мнению местных спикеров, депутаты ополчились на бизнес по отмашке президента. На одном из недавних совещаний Алан Гаглоев также прошелся по «недобросовестным» коммерсантам, задирающим цены без каких-либо оснований.

Не иначе, речь идет о подготовке к информационной кампании, цель которой переложить ответственность за обвал уровня жизни населения республики с правительства на некий заговор торговцев.

Президент явно пытается разделить ответственность за бедственное положение местных жителей с предыдущим руководством, недобросовестным бизнесом и Москвой.

Предшественники под давлением Москвы приняли на себя обязательства по увеличению налогов и таможенных сборов до российского уровня, и переходу таможенного регулирования на «Нижнем Зарамаге» на стандарты ЕАЭС. Нынешнему руководству, как неоднократно подчеркивал президент Гаглоев, остается лишь их выполнять.

В этом же контексте часть ответственности перекладывается и на Москву, настаивающую на выполнении обязательств, как тех, что были приняты в бытность президента Бибилова, так и новых, подписанных уже президентом Гаглоевым – в первую очередь речь идет о Соглашении по оптимизации штатов бюджетников и государственных служащих.

К ответственности Москвы относится и монополия «Роснефти» на поставки ГСМ в республику, что привело к резкому скачку цен на топливо, а также рост тарифов на природный газ и электроэнергию, как следствие – увеличение закупочных цен.

И конечно, часть ответственности необходимо переложить на недобросовестных коммерсантов, которые «злоупотребляют ситуацией и необоснованно завышают цены».

Местное экспертное сообщество разделяет эту точку зрения лишь отчасти.

По мнению спикеров, президент Гаглоев мог добиться отмены разорительных обязательств по повышению налогов и сборов во время первой встречи с президентом Путиным в 2023 году. В этом особенность первой встречи новоизбранного президента с хозяином Кремля – у Путина можно попросить и он не откажет.

Именно поэтому к встрече готовились, что называется, всем миром: со своими предложениями выходили экономисты, депутаты… Одни предлагали попросить Путина об индексации югоосетинского бюджета, которого не было уже больше десяти лет, другие настаивали на хотя бы отсрочке обязательств по увеличению налогов и т.д. К всеобщей неожиданности Гаглоев попросил газифицировать двести горных селений республики, три четверти из которых уже вымерли. Иными словами, президент выступил в качестве лоббиста, заинтересованного в освоении миллиардного подряда на газификацию.

С газификацией не вышло, зато убийственные для югоосетинского населения обязательства остались.

На эту историю наложилась другая. Президент вдруг лихорадочно начал принимать взаимоисключающие решения.

В 2022 году он подписал с Россией соглашение, обязывающее Цхинвал к поэтапному сокращению бюджетных служащих. Соответственно, и Москва давала деньги на содержание бюджетников с учетом оптимизации их численности. Но вместо сокращения штатов президент решил поднять зарплаты силовикам. То есть доходная часть уменьшилась, а расходная увеличилась.

Президента понять можно, он не захотел ссориться с самыми влиятельными социальными группами – чиновниками и силовиками.

Проблема лишь в том, что рост налогов не покрывает возросшие расходы. Он лишь убивает бизнес.

По мнению представителей бизнес-сообщества, доходы в бюджет нужно было увеличивать не за счет налоговой нагрузки, а за счет роста экономики.

Но это сложнее – необходимы государственные программы развития, нужно подпустить предпринимателей к льготным российским кредитам (5% годовых), которые подмяло под себя руководство и не желает делиться с чужаками.

Средства, направляемые Москвой на развитие предпринимательства, распиливаются под предлогом заведомо провальных проектов, либо возвращаются в Россию, но уже как инвестиции в бизнес, аффилированный с югоосетинской бюрократией, например, в сфере строительства. Выходит, даже местное руководство не считает целесообразным вкладываться в республику.

Как следствие этой «экономической политики», количество налогоплательщиков не растет, скорее наоборот, все больше предприимчивых людей машет рукой на республику и уезжает в Россию. Зато растут цены. По уверениям местных потребителей, цены на товары первой необходимости сравнялись с московскими. Это болезненно, если учесть, что в Москве средняя заплата порядка 160 тысяч рублей, а в Южной Осетии меньше тридцати тысяч. Причем цены растут на фоне задержек с выплатой заработных плат бюджетникам.

В результате, по определению одного из респондентов «Эхо Кавказа», «социальное напряжение в Южной Осетии растет темпами, опережающими самые пессимистические прогнозы».

В этом смысле понятно желание руководства если не переложить ответственность за сложившуюся ситуацию, то хотя бы поделиться ею с недобросовестными коммерсантами.

Вопрос лишь в том, во что материализовать упреки? Заставить коммерсантов снизить цены? Магазины не станут торговать себе в убыток, им проще закрыться. Они и так едва сводят концы с концами – отдают продукты в долг до получки, пишет телеграм-канал БОНВ[Ӕ]РНОН:

«В условиях повышенных налогов и сборов … многие из /предпринимателей/ продают продукты в кредит, потребители частично гасят долги от зарплаты до зарплаты, что требует дополнительных усилий для выживания в сложных экономических условиях».

По сути, это беспроцентный продовольственный кредит, благодаря которому люди не голодают. Пока местный бизнес за свой счет спасает правительство от голодных бунтов, руководство ломает голову, как переложить на него ответственность и за собственную некомпетентность.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG