Accessibility links

«Фарс», «ложь» и принципы Зураба Джапаридзе 


В зале Тбилисского городского суда был задержан один из лидеров оппозиционной «Коалиции за перемены» Зураб (Гирчи) Джапаридзе. Судья удовлетворил ходатайство прокуратуры о замене меры пресечения с залога на лишение свободы. Политик отказался выплатить 20 000 лари за неявку на заседание временной парламентской следственной комиссии. Представители оппозиции и гражданского сектора говорят, что в Грузии стало на одного политзаключенного больше.

«Рабы!» — этими возгласами завершилось заседание Тбилисского городского суда, где было принято решение о заключении под стражу оппозиционного лидера Зураба (Гирчи) Джапаридзе. Судебное заседание продолжалось около пяти часов.

Лидер «Коалиции за перемены» и партии «Гирчи — больше свободы» одним из первых отказался вносить залог в размере 20 000 лари, назначенный судом за его неявку на заседание временной парламентской следственной комиссии под руководством Теи Цулукиани. Эта комиссия была создана в январе 2025-го с целью расследования «преступлений предыдущего режима» в период с 2004 по 2012 год, когда у власти находилось «Единое национальное движение». Джапаридзе вызвали на допрос, чтобы узнать его мнение о ситуации с правами человека в тот период.

В парламент политик не явился, назвав комиссию Цулукиани «фарсом» и инструментом лжи действующего режима. Он заявил, что отказывается участвовать в этом «цирке» и не собирается играть по правилам диктатуры.

В результате на Джапаридзе завели уголовное дело. Следствие вменяет ему в вину «неисполнение требований временной следственной комиссии парламента» (часть 1 статьи 349 УК Грузии), что грозит штрафом, лишением свободы до одного года и запретом занимать должности до трех лет. 16 апреля Тбилисский городской суд избрал меру пресечения — залог. Месяц на уплату истек, но с первого дня Джапаридзе твердо заявил, что не заплатит ни копейки.

«Для меня это принципиальный вопрос. Так называемый парламент, комиссия — все это фарс. Режим в этой стране полностью основан на лжи. Ложь — не только то, что распространяется через пропаганду. Ложь — это и когда полицейский лжесвидетельствует. Ложь — когда прокуратура смотрит на это и делает вид, будто ничего не происходит. Ложь — когда судья все это видит, но все равно расписывается под этим. Этот режим держится на том, что люди соглашаются участвовать во лжи в той или иной форме. Если люди откажутся, режим рухнет. Для меня принципиально важно иметь право на индивидуальное решение — не участвовать в этом», — заявил он за час до начала судебного заседания грузинской службе Радио Свобода.

За два часа до процесса Тбилисский городской суд превратился в осажденную крепость: были введены особые меры безопасности и мобилизовано беспрецедентное количество полицейских.

Сотрудников правоохранительных органов доставили на место на микроавтобусах. Поддержать политика пришли его сторонники и активисты, но силовики удерживали их за пределами двора. Некоторых активистов задержали.

Ассоциация молодых юристов Грузии зафиксировала ряд нарушений: охрана без законных оснований не пускала граждан на территорию суда; устраивала допросы у входа, требуя объяснить цель визита, и отказывала в пропуске пришедшим на слушание Джапаридзе; заседание проводили в малом зале, игнорируя общественный интерес; часть СМИ столкнулась с ограничениями.

«Сегодня здесь, в суде, происходит нечто гораздо более серьезное. Мы фактически наблюдаем хронику заранее объявленного ареста. Похоже, собираются арестовать Зураба Джапаридзе, и мы видим, что происходит. Суд превратился в крепость — все двери заперты. Полиция стянута сюда со всей Восточной Грузии. Это и есть современное полицейское государство», — заявил политик Гиги Угулава журналистам.

По версии самого Джапаридзе, беспрецедентная мобилизация полицейских — знак того, что «власть уже знает решение судьи».

Сразу после начала судебного заседания сторона защиты подала ходатайство о его переносе в другой зал, сославшись на неудобные условия работы — адвокатам приходилось держать ноутбуки на коленях. Однако просьба была отклонена. На процессе по делу Зураба Джапаридзе смогли присутствовать лишь 19 человек: 10 журналистов, 5 родственников и представители посольств Чехии и Швеции.

Адвокат Джапаридзе и по совместительству один из лидеров «Коалиции за перемены» Ника Гварамия также потребовал отвода судьи, указав на возможный конфликт интересов из-за дружбы прокурора с супругой судьи. Это ходатайство также не было удовлетворено. После повторного отказа в замене зала заседания адвокаты покинули его в знак протеста, заявив о нарушении права на защиту и полном игнорировании всех их ходатайств.

После этого Джапаридзе попросил назначить ему государственного адвоката, но судья отклонил и эту просьбу, оставил его без защиты.

Кто из политиков заплатил залог, кто отказался и почему?

Несмотря на неоднократные административные задержания, Зураб Джапаридзе никогда раньше не привлекался по уголовной статье.

«Я готов к тюрьме. Годами раньше я уже понял, куда ведет нас эта реальность, и, зная себя, понимал, что этот момент рано или поздно наступит. Психологически я как-то с этим смирился. Но до конца не знаю, что это такое [тюрьма]. Буду знать с сегодняшнего дня, наверное», — сказал он в интервью грузинской службе Радио Свобода до начала суда.

Арест Джапаридзе для многих был лишь вопросом времени. Отказ платить залог уже стоил свободы бывшему министру обороны Ираклию Окруашвили. Его взяли под стражу в зале суда 14 мая по аналогичному обвинению за неявку на допрос комиссии 26 марта и неуплату залога.

«Не собираюсь лишать детей денег ради чьих-то прихотей», — сказал тогда до своего ареста экс-министр.

Аналогичная судьба может грозить еще двум лидерам «Коалиции за перемены» Нике Мелия и Нике Гварамия. Сроки внесения залога у них истекают в конце мая и начале июня. Они уже открыто объявили, что платить не намерены.

Ника Гварамия (в центре)
Ника Гварамия (в центре)

«Мы готовы [к аресту], потому что мы ведем себя политически правильно. Мы ведем себя правильно перед историей и народом, в соответствии со своей моралью. Политическое заключение одного политика для демократического мира обычно заметнее, чем многих других, независимо от их количества. Это нехорошо, но такова реальность. Вместо одного политзаключенного теперь будет трое. «Грузинская мечта» только навредит себе этим, а коалиция и мы — справимся», — заявил Ника Гварамия в интервью «ТВ Пирвели».

Зураб Джапаридзе не отрицает, что арест трех политических лидеров создаст непростую ситуацию для коалиции, но это, по его словам, нанесет большой урон «Грузинской мечте».

В этом уверен и бывший госминистр Грузии по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили. По его словам, задержание одного из главных оппозиционных политиков Грузии не пройдет для власти без последствий.

«Я уверен, что это будет дополнительным триггером для реакции, ужесточения действий со стороны администрации Трампа и европейских партнеров», — говорит он «Эху Кавказа».

В общей сложности обвинения в игнорировании требований временной следственной комиссии парламента предъявлены сразу восьми политикам. Лидеры «Лело» Мамука Хазарадзе и Бадри Джапаридзе уже внесли назначенный залог. Заплатил за свободу и политик Гиви Таргамадзе, а после долгих колебаний их примеру последовал лидер «Стратегии Агмашенебели» Георгий Вашадзе.

Решение этих политиков вызвало волну критики со стороны части общества. Однако Джапаридзе встал на их защиту, подчеркнув, что за этим могут скрываться личные мотивы, которые стоит уважать.

«Политики — обычные люди. У них есть свои проблемы, ответственность, обязательства, о 99% из которых мы в большинстве случаев ничего не знаем. Внесение залога не защищает никого от тюремного заключения. Поэтому упрекать людей за это неправильно. У каждого своя линия фронта», — написал он в Facebook за день до своего суда.

«Новая волна политических репрессий»

Для многих очевидно: происходящее — это новая, тщательно спланированная волна политических репрессий «Грузинской мечты». Парламентская следственная комиссия, созданная для расследования преступлений «ЕНД», говорят наблюдатели, на деле служит лишь инструментом преследования оппозиции. Показательно, что сами представители «ЕНД» даже не были вызваны на допрос.

«Никто не должен думать, что эта комиссия была создана для того, чтобы установить какую-то правду, которая не была установлена в течение более чем 12 лет. Комиссия была создана для того, чтобы вызывать политиков, которые не приходят, а затем получить возможность штрафовать их или задерживать», — заявила пятый президент Грузии Саломе Зурабишвили 15 мая, на следующий день после задержания Ираклия Окруашвили в зале суда.

Ассоциация молодых юристов подчеркивает: неявка на заседание комиссии не может быть квалифицирована как уголовное преступление, ведь санкции за неисполнение требований следственной комиссии прописаны и в Кодексе об административных правонарушениях, и в Уголовном кодексе, а их применение должно быть четко разграничено.

«Это указывает на то, что одно и то же действие может квалифицироваться как административное правонарушение, так и преступление. Поскольку законодатель при наличии идентичных положений в нормативных актах равной юридической силы не устанавливает, чему отдается приоритет, важно оценивать данный вопрос с учетом Конституции Грузии и международных стандартов. В случае противоречий следует применять ту норму, которая меньше ограничивает свободу личности», — написано в заявлении организации.

Фонд «Открытое общество» видит в происходящем попытку властей через подконтрольный суд «силой легитимизировать парламент и устранить прозападных оппозиционеров» с политического поля. Организация призывает международных партнеров «дать жесткую оценку политическим преследованиям оппозиционных политиков, бывших политиков, представителей НПО, журналистов и других граждан».

«Также призываем использовать все имеющиеся в их распоряжении международные и национальные правовые механизмы для привлечения режима «Грузинской мечты» к юридической ответственности за массовые нарушения прав человека и подрыв принципов демократического государства», — говорится в заявлении.

Оппозиция рассматривает аресты как признак слабости и страха власти, а также свидетельство глубокого политического кризиса в стране. Но, по словам критиков «Грузинской мечты», этот кризис не разрешится без освобождения узников совести и проведения новых выборов. До конца весны, говорят они, в Грузии могут появиться новые политзаключенные.

Подписывайтесь на нас в соцсетях


Форум

XS
SM
MD
LG