Ираклий Рухадзе – собственник телекомпании «Имеди», которая ассоциируется с «Грузинской мечтой» и придерживается провластной позиции. Канал часто подвергают критике за распространение дезинформации и нарративов российской пропаганды. Над Рухадзе нависла угроза попасть под западные санкции, и он согласился дать интервью грузинской службе Радио Свобода, чтобы показать «ту реальность, в которой он живет».
О том, почему согласился дать интервью
Ираклий Рухадзе редко дает интервью. Он известен своей закрытостью и отсутствием публичной активности, несмотря на значительное влияние в медийной сфере Грузии. Большая часть его деятельности в роли бизнесмена проходит за кулисами.
На фоне острого политического кризиса в Грузии Ираклий Рухадзе согласился на интервью Радио Свобода, чтобы представить «не своему» зрителю свою точку зрения и реальность, в которой он живет.
«Я считаю, что наша страна находится в очень опасной ситуации. У нас глубокий раскол в обществе, и он достиг такого уровня, что мы наблюдаем дегуманизацию одной из сторон. Этот раскол затронул все слои общества: он ощущается в семьях, школах, на рабочих местах. <...> Меня всегда волновала поляризация, с 2012 года, но она никогда не была таких масштабов. <...> Я пришел сюда, потому что я избиратель «Грузинской мечты» и хочу поговорить с вашими зрителями и слушателями, объяснить, почему я их поддерживаю, что мною движет, как я смотрю на определенные вещи. Такой раскол, существование столь радикально противоположных мнений возможно лишь тогда, когда одна из сторон живет в альтернативной реальности. Я пришел, чтобы показать свою реальность, в которой живу, и как я воспринимаю происходящее. <...> Я очень люблю свою страну, я не лишен разума, и сейчас покажу, какой реальностью я живу».
Об источниках информации
Ираклий Рухадзе поделился, откуда черпает информацию о событиях в стране и за ее пределами, а также рассказал, в какой степени он потребляет новости, выпускаемые его телекомпанией «Имеди». По его признанию, собственный телеканал он практически не смотрит.
«Я очень занятой человек, поэтому новости я обычно получаю утром, за завтраком. Когда тренируюсь, у меня такая рутина – обычно включаю BBC или CNN. Все остальное я слушаю в машине. «Имеди» я не смотрю, если только не происходит что-то особенное. Но на «Имеди Ньюс» я, наверное, каждый день захожу, или мне кто-то присылает ссылку, говоря: «Как здорово, что вы это написали». Или наоборот: «Как вы могли это написать?!» Если мне что-то не нравится, я могу написать [гендиректору «Имеди»] Маке Ломидзе, указав на ошибку, например, в грамматике или спрашивая, откуда у нас та или иная информация. Но в сам «Имеди» я не вмешивался особо. Бывали моменты, когда мог не заходить туда три месяца. Конечно, после начала войны в Украине это изменилось. Теперь я захожу раз в две недели или два раза в неделю – зависит от ситуации».
Рухадзе подчеркнул, что он всегда обращал внимание на две главные вещи – рейтинг и финансы.
«Я всегда хотел сделать «Имеди» бизнесом».
Однако бизнес этот, как утверждает Рухадзе, оказался для него убыточным.
«Кроме всего прочего, «Имеди» мешает моему бизнесу. <...> У меня всегда есть несколько вариантов. Либо я должен закрыть его, что мне было бы очень жаль, это ведь крупнейший телеканал в Грузии. Либо я должен его продать. Но продажа убыточного телеканала – это значит, что покупатель будет только тот, кто заинтересован в политике в Грузии. Это или Саакашвили, или Иванишвили, или Байден, или Путин, или не знаю, кто еще может быть заинтересован. Поэтому я не знаю, как можно продать «Имеди», – отмечает Рухадзе.
О роли «Имеди» в поляризации общества
Ираклий Рухадзе считает, что грузинские медиа являются главными поляризаторами общества. И не скрывает, что телеканал «Имеди» является частью этого.
«Имеди» такой, потому что грузинские медиа такие. <...> Как только «Имеди» начнет играть по другим правилам, все станет однополярным. И поэтому мы не можем этого допустить. <…> Почему я должен показывать, что мир многообразен? Моя задача – чтобы они [вторая сторона] проиграли. «Имеди» прекрасно справляется с этим».
Владелец «Имеди» утверждает, что у телеканала, который является проправительственным, независимая редакционная политика. Хотя тут же подчеркивает, что основным способом его взаимодействия с «Имеди» являются звонки и выражение недовольства по поводу того, что ему не нравится.
По словам медиавладельца, цель «Имеди» – не допустить возвращения «другой стороны» к власти.
«И пока существует вторая сторона и Иванишвили, мы автоматически оказываемся на стороне Иванишвили».
О «Едином национальном движении»
В ходе интервью Ираклий Рухадзе неоднократно подчеркивал, что рассматривает оппозиционную партию ЕНД как основную угрозу для страны. Своим главным страхом он называет освобождение из тюрьмы экс-президента Грузии Михаила Саакашвили и напоминает о том, как поступили с телеканалом в годы правления последнего.
«Закрыли телеканал, разрушили его, и разрушили те люди, про которых вы спрашиваете. Вот почему я не хочу, чтобы они вернулись. Именно поэтому я и не хочу их возвращения, чтобы у вас была возможность говорить вот так свободно. <...> «Имеди» – это то, что должно помочь стране и мне лично как бизнесмену не допустить взятия реванша «Нацдвижением» и его возвращения к власти. Если бы не существовало «Нацдвижения», на котором я действительно зациклен, «Имеди» был бы совершенно другим, и у меня было бы меньше проблем с его содержанием и, возможно, с передачей кому-то другому».
Рухадзе опасается, что критика в адрес «Грузинской мечты», если он себе ее позволит, приведет к возвращению Саакашвили во власть.
«Это очень длинная тема, и я не хочу говорить о том, что у нас называют коалиционным правительством. В этом коалиционном правительстве из всего этого хаоса на поверхность выйдет главный человек, и я могу сказать, кто это будет. В любом случае, с большой вероятностью это будет Михаил Саакашвили, и меня это очень пугает».
О «Грузинской мечте»
«Мне нравится «Грузинская мечта», и мне нравится Бидзина Иванишвили. Но я поддерживаю их не потому, что мне нравится сама идея «Мечты». Мне она нравится за тот результат, который она принесла этой стране. <…> Я могу критиковать «Грузинскую мечту» три дня подряд, могу критиковать по множеству вопросов, но такого развития у нас не было в новейшей истории», – говорит Рухадзе, имея в виду успехи страны.
О свободе СМИ в Грузии
Ираклий Рухадзе считает, что в стране существуют свободные условия для работы грузинских СМИ. По его словам, ни в одной другой стране СНГ нет такой свободы.
«О чем хотите, когда хотите можете говорить на телевидении. <...> Я знаю, что такое, когда СМИ несвободны. Если я могу включить телевизор, говорить о чем угодно, и никто меня не остановит, меня за это не арестуют, ни мою жену, ни детей не арестуют, это огромное достижение для таких стран, как наша. В мире 193 страны, и если сравнить, то с точки зрения свободы СМИ Грузия невероятно свободна по сравнению с другими странами. <...> У нас медиа не просто свободны, они совсем не боятся государства».
Рухадзе не считает достоверным отчет «Репортеров без границ» (RSF), согласно которому положение Грузии в рейтинге «Индекса свободы прессы» ухудшилось на 26 позиций. Согласно исследованию, опубликованному 3 мая 2024 года международной организацией, Грузия сдвинулась с 77-го на 103-е место. Рухадзе считает этот рейтинг необъективным, поскольку в нем Молдова находится выше Грузии.
«Знаете, сколько телеканалов в Молдове? В Молдове два телеканала: первый государственный и второй государственный. Как Молдова может быть выше Грузии в рейтинге «Репортеров без границ»? И я должен принять это как реальную информацию?»
На самом деле в Молдове более 10 телеканалов, помимо двух государственных есть и независимые. Среди них – TV8, N4, PRO TV Chişinău и другие.
О деле арестованной журналистки Мзии Амаглобели
Основатель и директор интернет-изданий «Нетгазети» и «Батумелеби» Мзия Амаглобели была задержана 11 января за приклеивание стикера и пощечину полицейскому. Суд избрал ей меру пресечения в виде двухмесячного ареста, в письме из тюрьмы Амаглобели характеризует свое дело как «результат репрессивных, предательских и насильственных процессов против человека, слова и самовыражения».
Рухадзе убеждает, что не знаком с подробностями этого громкого дела.
«Я не следил за этой историей, не знаю всех подробностей. Если журналист убивает человека, это что, вопрос свободы СМИ?! Как это связано со свободой СМИ?! Он должен быть неприкосновенным только потому, что он журналист?! Если его арестовали за то, что он сказал что-то по телевидению – да, это вопрос свободы СМИ. Но если он кого-то избил на акции, это не имеет никакого отношения к свободе СМИ».
Об освещении проевропейских протестов
Телеканал «Имеди» часто критикуют за замалчивание случаев насилия со стороны представителей МВД Грузии по отношению к мирным демонстрантам. По словам Рухадзе, было проведено много встреч с сотрудниками, на которых решалось, что давать в эфир, а что нет. Он признает, что вопросы насилия можно было освещать более подробно, но при этом утверждает, что канал все же занимался этой темой.
Телеканал не показал кадры нападения сотрудника спецназа на журналиста оппозиционного телеканала «Формула» Гурама Рогава, получившего переломы лицевых костей и шейного позвонка. Ираклий Рухадзе попытался объяснить, почему на «Имеди» решили проигнорировать этот инцидент.
«Рогава, если не ошибаюсь, мы не показали, потому что он сказал что-то вроде: «Имеди» на меня напал» или «[ведущий телеканала] Чихладзе на меня напал», и поэтому решили вообще не давать ему эфир. Все остальное, насколько я знаю, мы показали. <...> Не знаю, приемлемо это или нет, но это было решение, которое приняла группа людей».
О насилии на акциях
Ираклий Рухадзе заявил, что на встречах с представителями «Грузинской мечты» он поднимал вопрос о необходимости расследования случаев превышения полномочий полицией и людьми в черных масках, подчеркивая, что это важно «для построения нормальной страны». Однако он не считает, что полиция обязана применять исключительно пропорциональную силу, если против нее используется пиротехника. В качестве примера он упомянул видео, опубликованное «Эхо Кавказа». Как оказалось, «Эхо Кавказа» он смотрит, в отличие от собственного телеканала.
«В полицию запускают такое!.. Я в основном смотрю на «Эхе Кавказа» ваши кадры, где видно, чем стреляют в полицейских (прим. – имеется в виду направленная в сторону спецназа пиротехника). <...> У «Эха Кавказа» были просто невероятные кадры войны, которые, кстати, я переслал в The Economist. Сказал им: вот, смотрите, что произошло перед тем, как поймали этих людей. Что было бы, если бы это случилось в Англии?»
Журналист Радио Свобода Настасья Арабули отметила, что ответом для того, «кто бросил коктейль Молотова, должно быть задержание, а не жестокое избиение». Рухадзе с этим согласился.
О санкциях
9 января грузинская служба Радио Свобода со ссылкой на анонимный источник распространила информацию о письме, направленном будущему госсекретарю США Марко Рубио от членов Конгресса. В документе говорится об «авторитарном правлении «Грузинской мечты», «фальсификации выборов» и «сдвиге Грузии в сторону Китая, России и Ирана».
В письме также приводится список из 25 человек, представляющих грузинскую политическую и бизнес-элиту, которых называют «сетью пособников Иванишвили». Среди упомянутых фигур значится и Ираклий Рухадзе, что в экспертных кругах считают предвестником будущих санкций.
Но владелец телекомпании «Имеди» Рухадзе считает, что Соединенные Штаты не могут наложить на него санкции, так как он является гражданином США.
«США не могут наложить на меня санкции, потому что в этом теряется сам смысл санкций... Возможно, другая страна сможет это сделать, но США – нет. Страна, гражданином которой я являюсь, не может наложить на меня санкции. В том [письме] собрали большой список людей, которые вместе контролируют значительную часть экономики. Этот список будет расти, потому что предпринимаются попытки разрушить экономику Грузии. Мы знаем, что люди не меняют правительство, если экономика развивается хорошо».
Тем не менее Рухадзе признает, что перспектива санкций ему неприятна, но при этом подчеркивает, что уже введенные санкции не оказывают влияния на его финансовое положение.
«Разумеется, санкции меня не радуют. <...> Находиться в такой ситуации и в таком положении неприятно, потому что меня санкционировала Украина, которую я очень люблю... У меня там налажен огромный бизнес, я обожаю бывать в Украине, всегда любил, и это была невероятная трагедия, когда Россия вторглась в Украину. Но на мои финансы это никак не повлияло».
О США
Ираклий Рухадзе является гражданином Соединенных Штатов. Несмотря на антизападную и антиамериканскую риторику, которая часто слышна на его телеканале «Имеди», в интервью бизнесмен утверждает, что «очень любит Америку».
«Америка в Грузии защищает свои интересы, а не интересы Грузии, и Грузия должна это знать. <...> Я не делаю здесь ничего антиамериканского, но если большие игроки играют в футбол вокруг нас, я не хочу, чтобы Грузия была мячом в этой игре. Я не хочу, чтобы с Грузией произошло то же, что и с Украиной».
О России
Владелец крупнейшей телекомпании в стране считает, что Грузия должна поддерживать постоянную коммуникацию с Россией. По его словам, такой сосед, как Россия, имеет важное значение в экономическом и политическом плане. Рухадзе также считает, что в свое время Грузия должна была восстановить дипломатические отношения с этой страной.
«Интересы России всегда меняются, меняются и наши интересы. Россией оккупирована достаточно большая наша территория».
Рухадзе не привел конкретную цифру, и когда журналист подсказал, что оккупировано 20 процентов территории плюс то, что называется ползучей оккупацией, поинтересовался:
«В эти 20 и Абхазия входит?»
Однако в ответ на следующий вопрос журналиста о влиянии Кремля Рухадзе подчеркнул, что невозможно представить ситуацию, в которой Россия не вмешивалась бы в политику Грузии.
«И, наверное, она вмешивается», – отметил он.
Ираклий Рухадзе назвал «безумием» обвинения в адрес «Имеди» в том, что нарративы телеканала зачастую совпадают с нарративами Кремля. Именно за это большая часть грузинского общества называет «Имеди» пророссийским.
«Мы можем критиковать Запад, но мы уже, надеюсь, не находимся в ситуации холодной войны, чтобы при критике Запада сразу же становиться пророссийскими... Мы критикуем Запад там, где считаем, что он ведет себя несправедливо по отношению к Грузии, и это правильно, и все должны так делать... Если в какой-то момент нарратив совпадает с российским, это никак не делает нас пророссийским каналом».
Об ЛГБТ
Телеканал «Имеди» придерживается консервативной редакционной политики, которая соответствует идеологии «Грузинской мечты». В отношении ЛГБТ-темы «Имеди» зачастую распространяет сообщения, которые презентуют ЛГБТ-сообщество как врагов «семейных ценностей».
Протесты за права ЛГБТ либо замалчиваются, либо освещаются как «провокации», что способствует их дискредитации в глазах консервативной аудитории.
На этом фоне несколько месяцев назад в социальных сетях появилась информация, что у дочери Ираклия Рухадзе однополые отношения. В сети были опубликованы фотографии с ее свадьбы с супругой.
На вопрос о том, почему его телекомпания ведет кампанию по дискредитации ЛГБТ-сообщества в то время, как его дочь является его частью, Рухадзе отвечать не стал.
«У меня трое детей, и они гениальны. Я их очень люблю. Это не значит, что мы всегда думаем одинаково – мы часто спорим. <...> О моем ребенке написано столько правды и неправды, но я не буду об этом говорить. <...> Это вечная тема борьбы отцов и детей, в которой в конце концов всегда побеждают дети, потому что отцы уходят из жизни. Но мы – христианская страна, и это не укладывается в наши ценности. Как общество мы должны этого избежать. <...> Меня тема ЛГБТ мало волнует, но она беспокоит людей, и поэтому они смотрят это на «Имеди». Я могу долго говорить о том, почему эта тема привнесена извне, а не появилась изнутри. ЛГБТ-пропаганда – это проблема не только в Грузии, но и во всем мире».
Форум