Недавно министр здравоохранения Южной Осетии Сослан Наниев стал «представителем президента в зоне СВО». Почему Алан Гаглоев обратил внимание на эту должность спустя три с половиной года после избрания и каковы полномочия нового спецпредставителя?
Сослан Наниев заявил югоосетинским журналистам, что планирует оказывать индивидуальную помощь участникам спецоперации из Южной Осетии. В ближайшее время он пообещал запустить на своем канале чат-бот для обращений.
Соответствующего указа на официальном сайте президента не опубликовано, как не было указа Анатолия Бибилова о назначении Эдуарда Кокойты спецпредставителем в зоне СВО в 2022 году. Тогда в официальных источниках эта должность называлась «специальный представитель Южной Осетии на время проведения военной спецоперации России на Украине».
Новость о назначении Кокойты появилась 6 апреля 2022 года, в последние дни каденции президента Бибилова. После этого ни в российских, ни в югоосетинских СМИ о должности «спецпредставителя» никто не вспоминал. Эдуард Джабеевич с тех пор несколько раз общался с федеральными СМИ, но исключительно в качестве экс-президента Южной Осетии, участника памятных событий, а с прошлого года уже как руководитель Фонда им. Эдуарда Кокойты по развитию и международному сотрудничеству республики Южная Осетия.
До назначения Сослана Наниева никто не обращал внимания на этот «пост», придуманный Бибиловым в последние дни президентства.
Демонстрация поддержки курса Кремля сводилась к редким поездкам в зону СВО с грузами гуманитарной помощи, как правило, в части, укомплектованные контрактниками из Осетии. Делиться пиаром со «спецпредставителем» у депутатов и чиновников желания не возникало, поэтому при проведении подобных мероприятий о нем не вспоминали.
Почему президент Гаглоев вспомнил об этой опции теперь, спустя три с половиной года после избрания?
Спикеры не находят этому внезапному интересу иного объяснения кроме как желания привлечь внимание нового куратора Сергея Кириенко.
Среди прочего Сергей Владиленович с апреля 2022 года курирует Донбасс, а с августа 2023 возглавляет наблюдательный совет фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества».
По мнению спикеров, это попытка президента вписаться в кураторскую канву, продемонстрировать, что он свой, попытаться обзавестись новыми контактами.
На создание государственного фона по аналогии с «Защитниками Отечества» Алан Эдуардович пока не отваживается, но судя по комментарию Сослана Наниева, его деятельность на Донбассе будет перекликаться с задачами российского фонда - он будет оказывать «помощь ветеранам Специальной военной операции (СВО) и членам семей погибших бойцов со всеми проблемами и запросами».
Как отмечают наблюдатели, история назначения представителя на Донбассе происходит на фоне общего оживления президента. В последнее время он много ездит и ходит по республике, заглядывает в самые неожиданные места, интересуется проблемами, до сих пор его не занимавшими... Спикеры воспринимают эту несвойственную президенту легкость, как примету обновления - завершения «романа» с прежними кураторами и стремление сблизиться с новыми.
Вот как эту активность прокомментировал оппозиционный ресурс «Ossetia media»:
«После сентябрьского разговора Гаглоева с Сергеем Кириенко стало ясно — терпение кураторов на исходе.
Кремль дал понять: если предупреждения не будут услышаны, СВК перейдёт от слов к действиям, и последствия этого вряд ли понравятся обитателям «восьмиэтажки»… Получив предупреждение, Гаглоев отправился в «тур лояльности»: проверяет заводы, посещает мемориалы, благодарит Путина за финансирование памятников героям ВОВ, демонстративно фотографируется с новым главой КГБ Юрием Кадием.
Это чтобы показать «дружбу» с российскими спецслужбами и замять скандал с его предшественником Шираном».
Другой вопрос: почему именно Сослан Наниев?
Прежний спецпредставитель на эту должность не подходит. За Эдуардом Кокойты история сложных отношений с Кремлем. Кроме того, в этой ипостаси он неизбежно будет играть самого себя вместо того, чтобы акцентировать внимание на лучших качествах президента Гаглоева.
По мнению спикеров, других причин для замены спецпредставителя у Алана Эдуардовича быть не должно, потому что отношения между президентами благоприятные.
Нынешнее руководство республики – главный донор фонда Эдуарда Кокойты. В октябре Алан Гаглоев вручил Эдуарду Кокойты медаль, учреждённую в ознаменование 35-летия РЮО, «в знак признательности за многолетнюю службу и заслуги перед Родиной».
Эдуард Джабеевич в свою очередь не упускает случая поддержать добрым словом команду молодых управленцев во главе с Гаглоевым.
Это история о том, почему не Кокойты, но она не объясняет отчего Наниев.
Его недавно назначили на должность министра здравоохранения, читай антикризисного руководителя на разорённое хозяйство. В этом контексте спикеры неоднозначно относятся к идее передать ему еще и функции представителя в зоне СВО.
У него и без контрактников дел через край. Нужно заново выстраивать систему здравоохранения, но сначала необходимо избавиться от окопавшихся в ведомстве коалиций медработников, чиновников, силовиков, спекулянтов и бог еще знает кого.
Они едят Минздрав и не желают никуда уходить. Стоят насмерть. На угрозы увольнения или законного преследования отвечают провокациями, угрозами физической расправы, шантажом… Минздрав не только одно из самых запущенных, но и криминальных ведомств.
Отсюда и недовольство по поводу совместительства работы министра с чем-либо еще. Конечно, если речь идет о реальной гуманитарной деятельности, предполагающей командировки в зону СВО, приемные часы для контрактников и членов их семей, какие-то социальные проекты, отвлечение ресурсов и т.п. В противном случае, как еще обратить на себя внимание кураторов?
Другие спикеры напротив, считают, что чрезмерная загруженность министру не грозит. Никаких серьезных перемен в Минздраве руководство республики не допустит — это место кормления заслуженных людей и их семей. Поэтому максимум, на что можно рассчитывать – «косметический ремонт» ведомства без ущерба для кормящихся элит.
В этом главная цель т.н. креативных кадровых решений, наподобие назначения Сослана Наниева. За счет своего усердия они должны удерживать на плаву то немногое, что остаётся после разворовывания. И конечно, их привлекают чтобы производить позитивное впечатление на российских партнёров: хороший русский язык, качественное образование, приличные манеры…
Судя по назначению Наниева представителем президента в зоне СВО, предполагается та же история. Как говорят в Осетии, нужен человек, «которого можно показать», и который может запустить новый проект.
Проблема в том, что в окружении Гаглоева таких осталось по пальцам одной руки пересчитать. Кого не уволили, тот сбежал. Необходимо признать, что понимание этого есть и у президента, и у его соратников.
Поэтому Сослан Наниев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов и респондентов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Подписывайтесь на нас в соцсетях
.
Форум