Президент Южной Осетии Алан Гаглоев объявил сотрудникам КГБ вендетту за отстранение от должности своего друга. Местные эксперты называют эту историю «познавательной» сразу по нескольким направлениям: от эмоциональное состояния гаранта, до его перспектив на второй президентский срок.
По информации телеграм-канала «Бонваернон», югоосетинский президент пришёл в здание КГБ и устроил скандал, требуя предоставить ему всю документацию, компрометирующую его друга, первого заместителя председателя КГБ Александра Туаева.
9 мая, пока Алан Гаглоев находился в Москве, где участвовал в торжествах, посвященных Дню Победы, председатель КГБ Олег Ширан отстранил Туаева от должности сроком на месяц. По информации источников, причиной дисциплинарного взыскания стали несовместимые со службой связи с криминалом и коммерческая деятельность.
По возвращении в Цхинвал президент решил устроить разнос сотрудникам ведомства из-за разработки Туаева за его спиной. Ко времени прибытия Гаглоева в республику генерал-лейтенант Ширан уже вылетел в Москву.
Сотрудники КГБ сообщили президенту, что не могут предоставить ему материалы на Туаева без разрешения председателя.
«Несмотря на это, Гаглоев настаивал на своём, однако ему чётко дали понять, что до приезда Ширана никакие документы выданы не будут. Осознав, что добиться желаемого не удастся, Гаглоев покинул здание, но перед уходом пригрозил сотрудникам КГБ. Он заявил, что будет добиваться того, чтобы комитет подчинялся исключительно ему, и пообещал, что те, кто отказал ему в доступе к документации, будут уволены и понесут ответственность», — сообщил телеграм-канал «Бонваернон».
Местные спикеры назвали эту сцену «насколько безобразной, настолько и бессмысленной». По их мнению, президент был обязан сдержать гнев, дождаться встречи с Шираном и выяснить отношения за закрытыми дверьми, а не устраивать публичный скандал.
Вопрос, что это было? Срыв со стороны человека, который понимал неприемлемость своих действий, но не сумел совладать с эмоциями? Или все-таки не понимал, что подобные действия разрушительны для его репутации? Спикеры склоняются к тому, что здесь хватает и того, и другого, указывая на историю с Александром Келехсаевым. Как и тогда, это вспышки гнева человека, не различающего границ приемлемого.
Как тогда избиение журналиста, так и теперь учинённый скандал в КГБ не имеют никакого смысла. Не понятно, что президент хотел этим сказать. Поход на КГБ не имеет никакого смысла.
При этом Гаглоев прекрасно понимал (должен был понимать, все-таки сам бывший сотрудник КГБ), что коллеги разрабатывали Александра Туаева не по своей инициативе, значит, на то было поручение председателя КГБ Олега Ширана. А если председателя нет на месте, какой смысл кричать на исполнителей? Кстати, как утверждают источники, имя Олега Ширана он так и не произнес, что придало действу особо жалкий вид.
«Стоит отметить, что, проработав многие годы в КГБ, Гаглоев, похоже, не осознаёт, что своими действиями и словами бросил вызов не только руководству КГБ, но и ФСБ России, ведь КГБ Южной Осетии является органом двойного подчинения.
Противостояние между руководителем КГБ и (президентом) Гаглоевым перешло в новую фазу повысив градус противостояния, ждём возвращения в Цхинвал Ширана и нового витка эскалации номинального и КГБ», — передает «Бонваернон».
В самом деле, что дальше?
Рассматривая версии на перспективу конфликта президента с Олегом Шираном, спикеры указывают, что нынешний председатель КГБ явно не сторонник решительных действий на свой страх и риск. Очевидно, оргвыводы по господину Туаеву он согласовывал с начальством в Москве.
Здесь надо понимать, что председатель КГБ РЮО находится как бы в двойном подчинении. Формально он и его заместители назначаются и снимаются с должности по указу президента Южной Осетии, а фактически кандидатов на пост председателя КГБ предлагают смежники из Москвы. В свою очередь два заместителя председателя КГБ назначаются президентом РЮО по согласованию с руководителем ведомства, который в этих кадровых решениях выступает и как представитель головной организации в Москве.
Пока Александра Туаева отстранили на месяц, но уволить его может только президент Гаглоев. Что если завтра московские пантеры потребуют от президента этой отставки?
Алан Эдуардович вряд ли бросит лучшего друга. Даже в случае отставки Туаева с поста первого заместителя председателя КГБ, Гаглоев может найти ему приличествующую лучшему другу президента должность.
Но здесь, подчеркивают наблюдатели, есть нюансы. Если Туаева уволят руками Гаглоева, это будет своего рода сигнал ко всем силовикам и участникам политического процесса о большой слабости президента.
Если, наоборот, Алану Гаглоеву удастся настоять на своем, а Олег Ширан сдаст назад, то уже председатель КГБ станет хромой уткой. Это будет сигнал сотрудникам ведомства: шеф больше вопросы не решает. Тогда кто решает? Очевидно, его первый зам….
Наверное, возможен некий третий вариант развития событий, компромиссный, но ни один из спикеров не смог его сформулировать, так как конфликт получился слишком уж линейным. Вариант «и нашим, и вашим» не просматривается, потому что невозможно господина Туаева одновременно уволить и оставить в должности.
Даже уход первого заместителя председателя КГБ по собственному желанию (чего, убеждены спикеры, он не станет делать), не будет выглядеть компромиссом, но плохо замаскированным поражением президента.
В то же время Алан Гаглоев в сложной политической ситуации. Со сменой кураторов для югоосетинского президента наступил период неопределённости. До выборов главы републики осталось меньше двух лет. Не самое лучшее время обострять отношения с федералами, укрепить их в мнении, что они имеют дело с эмоциональным и непредсказуемым человеком.
Как указывают спикеры, после перехода республики под управление Сергея Кириенко, Алан Эдуардович стал в некоторой степени хромой уткой. Но если он сейчас окончательно испортит отношения с «конторой», то к выборам будет хромать на обе ноги.
Но как их улучшить? Как на фоне сотрясающих республику скандалов убедить Москву, что он заслуживает доверия на следующий президентский срок?
Другой вопрос к этой истории: из-за чего все началось? Почему именно Александр Туаев, ведь он явно не центральная фигура и не архитектор мафиозного государства, поостренного в Южной Осетии за последние три года.
По мнению спикеров, формальные причины остранения в этой истории второстепенны. Первостепенное значение имеет то, что назначение заместителей председателя КГБ не было согласовано с Олегом Шираном – президент навязал ему свое кадровое решение. Это против правил.
Что касается первого зама, указывают спикеры, было очевидно, что президент приставил к Олегу Игоревичу своего соглядатая. Вероятно, Ширан воспринял это как вызов. Со временем появились основания, чтобы избавиться от навязанного заместителя. По всей видимости, в какой-то момент Ширан посчитал, что позиции Гаглоева ослаблены настолько, что пришло время отстранить Туаева.
Получился увлекательный сюжет: Олег Гаглоев назначил Александра Туаева, не посоветовавшись с Олегом Шираном, а через три года Олег Ширан отстранил Александра Туаева, не посоветовавшись с Аланом Гаглоевым.
Эта история – главная интрига политической жизни республики. Она вобрала в себя столько слагаемых, что ее развязка сможет многое объяснить об отношениях Гаглоева с Москвой и его перспективах на второй президентский срок.
Форум