Accessibility links

«Дело о стикере» Мзии Амаглобели


Мзия Амаглобели
Мзия Амаглобели

Журналист и основатель известных грузинских СМИ — «Батумелеби» и «Нетгазети» — Мзия Амаглобели уже четыре месяца находится под арестом, ожидая приговора по обвинению в нападении на начальника батумской полиции. Однако, как выяснилось, это не единственное дело против нее. 7 мая в расписании суда появилась новая запись: Министерство внутренних дел Грузии инициировало в отношении журналистки еще одно административное разбирательство - за наклеенный на стену стикер.

Стикер против системы

Речь идет о событии 11 января 2025 года — дне, когда Мзию Амаглобели впервые задержали во время проевропейской акции протеста. Это видео есть в сети. На нем видно, как она приклеивает стикер на вспомогательное строение возле полицейского департамента Батуми. Почти сразу же после этого полиция задерживает ее, а затем срывает стикер. Теперь МВД обвиняет Амаглобели в «нарушении облика города», хотя на видео видно, что здание никак не пострадало, а действия журналистки носили символический, протестный характер.

Согласно заявлениям адвоката Амаглобели и главы «Ассоциации молодых юристов» Грузии Ноны Курдованидзе, изначально журналистку задержали именно за это действие. Это подтверждают и слова начальника батумской полиции Ираклия Дгебуадзе, зафиксированные на видео: «Статья 150, о наклеивании на стену, на административное здание, на государственное здание…».

Однако позднее, как заявляет Курдованидзе, полицейские подделали протокол, и задержание якобы осуществлялось по статье 173 Кодекса об административных нарушениях – неповиновение законному требованию сотрудника полиции, или его словесное (или другого вида) оскорбление.

«Мзию Амаглобели тогда задержали за это действие в административном порядке, однако позже поняли, что не имеют права задерживать за стикер, подделали протоколы и записали, что обвиняют по статье 173. Это дело уже было рассмотрено судом первой инстанции, и Мзию несправедливо оштрафовали. Но на этом несправедливые действия в отношении Мзии не закончились, и теперь планируют снова оштрафовать ее за то же самое действие по другой статье», – пишет Нона Курдованидзе в Facebook.

На основании уже статьи 173 суд 18 марта оштрафовал Амаглобели на 2000 лари якобы за словесное оскорбление сотрудников полиции. Но ни на одном из многочисленных видео, запечатлевших момент задержания, никаких оскорблений не зафиксировано.

Амаглобели не единственная, кому грозит административное преследование за наклеенный стикер. Вместе с ней обвинение предъявлено и гражданской активистке Циале Катамидзе, которая считает осуществленное ими 11 января действие правом на свободу выражения:

«Я сказала судье: если вы выйдете на улицы Батуми, вы увидите множество незаконных строек — в этом и состоит главная проблема, о которой мы говорим уже много лет. И именно в этом городе меня обвиняют за то, что я наклеила стикер на асфальт — стикер, который сразу же оторвался. Мы считаем, что свобода выражения — одно из основных прав человека. Но мы не ожидаем другого решения, которое будет выбиваться из общего контекста, сложившегося в Батумском суде».

Клевета как инструмент давления

Мзия Амаглобели в свою очередь тоже подает гражданский иск — против ключевых лиц партии «Грузинская мечта» Ираклия Кобахидзе, Мамуки Мдинарадзе и Созара Субари. Основательница «Батумелеби» и «Нетгазети» обвиняет высокопоставленных политиков в публичной клевете, разжигающей недоверие к ней как к журналисту.

В центре иска — серия заявлений, сделанных в телеэфирах и на пресс-конференциях в январе–апреле 2025 года. Амаглобели требует признать высказывания клеветническими и обязать их авторов опровергнуть ложь тем же способом — публично и через те же медиа.

Что именно заявляли чиновники?

Ираклий Кобахидзе дважды выступал с обвинениями в адрес Амаглобели.

В эфире телекомпании «Имеди» 29 января он назвал ее «партийным активистом», утверждая, что ее действия не имеют отношения к журналистике:

«Вы помните, сначала был первый инцидент, когда этот человек клеил стикеры на полицейских… Это административное правонарушение никак не связано с ее журналистской деятельностью, там она действовала как партийный активист. Поэтому увязывать этот факт со СМИ — абсолютная спекуляция… Ни она, ни ее соратники из коллективного «Нацдвижения» не выражают ни малейшего раскаяния».

Уже на следующий день, 30 января, он усилил риторику:

«Когда речь идет о Мзии Амаглобели, ответственность должны взять ее доноры. Вы знаете, что она является лицом, финансируемым из-за рубежа, ее организации получают финансирование из-за рубежа, и ни один из ее доноров не несет ответственность за насилие, которое эта дама совершила против полицейского».

16 апреля, на канале «Рустави 2» Кобахидзе снова выступил, уже напрямую обвиняя журналистку в «выполнении задания»:

«Она выполняла конкретное задание, когда оскорбила полицейского. Ее задачей было унижение полиции и оскорбление чести полицейского».

Мамука Мдинарадзе, один из лидеров «Грузинской мечты», 3 февраля пошел дальше. Он заявил, что Мзия якобы прошла «тренинг», где ее «обучили подрывать репутацию полиции»:

«Это то, чему учат на тренингах. На тренингах учат, как подрывать репутацию высокопоставленных людей, их подчиненных и героических полицейских, чтобы разрушить государственные структуры. В данном случае исполнителем этой грязной работы была Мзия Амаглобели».

Созар Субари, депутат и бывший омбудсмен, также появился в эфире «Имеди» 5 февраля и добавил к обвинениям еще один элемент — якобы Мзия наклеила стикер прямо «на спину полицейского»:

«Мы увидели, как она наклеила стикер на полицейского, и не думаю, что это сейчас нормальное поведение».

«Свободу Мзие Амаглобели»

Иск в гражданскую коллегию Тбилисского городского суда — это новый этап борьбы Амаглобели за свою репутацию. Уже несколько месяцев она находится под стражей за «пощечину полицейскому» — дело, которое вызвало широкий резонанс и протесты.

Правозащитники и медиаэксперты все чаще называют это политически мотивированным преследованием. Каждое новое обвинение, по словам наблюдателей, выглядит все более искусственным. И все это происходит на фоне международной поддержки Амаглобели.

Европейский союз, Европейский парламент и международные правозащитные организации публично заявляют о своей поддержке журналистки, которая уже четыре месяца находится под арестом и считается политической заключенной. Представительство Евросоюза в Грузии прямо указывает: граждане страны по-прежнему рискуют быть задержанными за реализацию своих базовых прав — свободу слова и выражения мнения. В критических европейских резолюциях наряду с другими «узниками совести» упоминается фамилия Амаглобели.

В середине марта стало известно, что Фонд Клуни за справедливость (Clooney Foundation for Justice) будет наблюдать за процессом и оценит его соответствие международным стандартам. В заявлении фонда говорилось, что инициатива TrialWatch подготовит независимый отчет, в котором оценит справедливость судебного разбирательства в соответствии с международными и региональными стандартами.

Заседание по новому административному делу Мзии Амаглобели было перенесено на 9 июня 2025 года. Власти Грузии, легитимность которой не признают оппозиция, пятый президент Саломе Зурабишвили и значительная часть общества, отказываются признавать политический характер преследования, несмотря на растущее давление со стороны международного сообщества и протесты внутри страны. А пока судьба журналиста остается в руках судебной системы, которую все чаще обвиняют в политизированности и предвзятости.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG