В октябре-ноябре 2020 года мир столкнулся со “второй волной” пандемии коронавируса: новые случаи заболевания вернулись на уровень марта-апреля, а в некоторых странах значительно превысили его. Во многих государствах бывшего СССР новые рекордные значения устанавливаются буквально каждый день. При этом, в отличие от стран Западной Европы, правительства в регионе не хотят вводить жесткие карантинные меры.
Настоящее Время подготовило на основе данных Johns Hopkins University интерактивные графики, позволяющие оценить динамику распространения коронавируса в постсоветских странах — ежедневную и месячную — и сравнить значения “второй волны” с весенними показателями, на фоне которых в большинстве стран вводились локдауны и другие жесткие ограничения.
По данным на ноябрь 2020 года, число больных COVID-19 в Азербайджане приблизилось к 70 тысячам. С октября число регистрируемых каждый день новых случаев вышло на уровень июля-августа и с тех пор неуклонно растет. 19 октября власти страны объявили о введении жестких карантинных мер – с переводом сотрудников на удаленную работу, продлением школьных каникул и закрытием бакинского метро.
В сентябре 2020 года власти Армении объявили о введении на всей территории карантина, который продлится до января 2021-го. На момент объявления ежедневный прирост больных не превышал летних показателей (6500 новых случаев за месяц при июньском показателе более 16 тысяч), однако уже в октябре число новых заболевших достигло почти 40 тысяч человек.
Официально по состоянию на начало ноября 2020 года в Беларуси было объявлено, что за все время пандемии в стране коронавирус был выявлен у 107 тысяч человек, умерли 1011 человек, 12 ноября в Минске введен масочный режим. В ноябре сообщается о регистрации каждый день почти 1000 новых случаев, при этом в начале пандемии весной 2020 года независимые СМИ критиковали официальные данные Минздрава, утверждая, что статистика заболеваний фактически не велась, а диагноз COVID-19 пациентам не ставился. ВОЗ отмечал, что информирование граждан Беларуси о ситуации с коронавирусом требует улучшения.
О начале второй волны пандемии власти Грузии объявили в сентябре. Резкий рост заболеваемости COVID-19 в Грузии начался в октябре, а в ноябре число ежедневно регистрируемых новых случаев превысило 2000. С сентября в стране действуют различные ограничения, направленные на борьбу с эпидемией, а 9 ноября в семи крупнейших городах Грузии ввели комендантский час (с 10 вечера до 5 утра).
С начала августа 2020 года Минздрав Казахстана публикует отдельную статистику заболевших “пневмонией с признаками COVID-19” и умерших от нее. Диагноз ставится при отрицательном ПЦР-тесте, но при наличии других признаков болезни. С тех пор было объявлено о 39,5 тысяче заболевших и 412 летальных исходах (на 12 ноября 2020 года). Эти цифры не включают в официальную COVID-статистику. В базе не отражены заболевшие подобной пневмонией и умершие от нее до 1 августа.
За все время пандемии в Кыргызстане официально зафиксировано 62 819 случаев заражения COVID-19. Умерли, по статистике Минздрава, 1177 человек, однако СМИ считают, что реальный уровень смертности может быть существенно выше. Власти признавали, что в официальную статистику попадают не все случаи смерти граждан от коронавирусной инфекции.
В Молдове, по данным на начало ноября, коронавирус подтвердили у 84 707 человек. Несмотря на непрерывный рост выявления новых случаев с июля 2020 года, власти заявляли, что не собираются вводить жесткий карантин. С 1 октября страну делят на зоны в зависимости от ситуации с коронавирусом – красную, оранжевую, желтую и зеленую.
Пиковые показатели первой волны эпидемии (11,6 тысячи новых случаев COVID-19 в мае 2020 года) были побиты в России в начале октября, и с тех пор антирекорды по заболеваемости обновляются практически каждый день; сообщается о нехватке мест в больницах и заполненных моргах в некоторых регионах. Весной власти российских регионов вводили жесткие ограничения — к примеру, в Москве работал пропускной режим, — однако они были сняты незадолго до голосования по поправкам к Конституции. Сейчас в Москве вводятся новые ограничения, но власти говорят, что не будут вводить новый локдаун.
Минздрав Таджикистана сообщает о стабильном ежесуточном приросте инфицированных COVID-19 в пределах 40 человек, а число умерших от коронавируса с 30 апреля по 17 октября составило по всей стране, по данным министерства, 80 человек. Однако независимые СМИ обвиняют чиновников в сокрытии реальных масштабов эпидемии: люди рассказывают в соцсетях о гибели родственников, и этих историй на порядки больше, чем признается на официальном уровне.
Как и в России, число новых заражений коронавирусной инфекцией в Украине начало резко расти осенью 2020 года; в ноябре количество выявленных случаев за сутки впервые превысило 11 тысяч. Минздрав страны делал заявления о заполненности больниц и дефиците медицинского кислорода для пациентов. По заявлениям чиновников, если ситуация не изменится, украинским медикам придется выбирать, кому отдавать приоритет при оказании помощи.
Согласно официальной статистике Минздрава, Узбекистан занимает второе место в Центральной Азии по числу заболевших COVID-19 (после Казахстана): в ноябре было известно почти о 70 тысячах случаев. Страна принимает участие в испытаниях китайской вакцины от коронавируса: ее предполагается протестировать на 5000 гражданах Узбекистана.