Accessibility links

Чужие на празднике счастливой старости


 Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В Южной Осетии лишились социальных прибавок к пенсиям те граждане, которые плохо замаскировались под постоянных жителей России. В их числе герои, старики и инвалиды.

Первые сигналы о сокращении пособий проявились еще в декабре прошлого года: 27 декабря на последней сессии парламента депутат Александр Плиев сообщил, что Соцфонд России начал сокращать выплаты пенсионерам, постоянно проживающим в Южной Осетии.

Как стало известно, южноосетинским пенсионерам урезали т. н. ЕДВ – ежемесячные денежные выплаты.

Эта социальная выплата носит компенсационный характер взамен предоставлявшихся ранее льгот в натуральной форме для людей, нуждающихся в поддержке государства (по состоянию здоровья или преклонному возрасту), либо имеющих особые заслуги перед страной.

В среднем размер ЕДВ составляет от 3 до 7 тысяч рублей.

Примечательно, что ограничения в отношении пенсионеров, проживающих за рубежом, действуют с 1 июня 2021 года, а до Южной Осетии они дошли лишь в декабре 2023 года.

Как тогда прокомментировал нововведения эксперт Российского института стратегических исследований экономист Михаил Беляев, ЕДВ решили урезать пенсионерам, проживающим за рубежом, потому что они не могут рассчитывать на получение средств из российского бюджета:

«Нужно понимать, что сами пенсии выплачиваются из Соцфонда РФ, а льготы, в частности, бесплатные лекарства, взамен которых предоставляется ЕДВ, выплачиваются уже из бюджета, который компенсирует средства аптечным розничным сетям, продающим лекарства. Соответственно, те, кто проживают за границей, не относятся к бюджету и торговым сетям, продающим лекарства».

На Северном Кавказе новые ограничения почти не заметили – здесь ничтожно мало пенсионеров, уехавших на ПМЖ за границу. История настолько неактуальна, что о нововведениях не осведомлены даже работники региональных Соцфондов.

В Южной Осетии тоже ничего об этом не слышали. Первые разъяснения появились на страницах Sputnik Южная Осетия 24 декабря 2024 года, то есть спустя два с половиной года после принятия соответствующего постановления правительства. Отсюда и масса конспирологических версий в социальных сетях, будто ограничения стали результатом неких перемен в отношениях между Цхинвалом и Москвой.

Местные эксперты объясняют ситуацию проще: в североосетинским отделении Фонда пенсионного и социального страхования минувшей осенью прошла масштабная федеральная проверка. Очевидно, ревизоры указали североосетинским подопечным на допущенные нарушения. В Южной Осетии, по оценкам спикеров, под ограничения попали прежде всего те пенсионеры, которые оформляли пособия в Северной Осетии по российским загранпаспортам, выдававшимся в РЮО после 2008 года. Эти паспорта как бы меченые: в них указывается место выдачи Цхинвал, и орган, выдавший документ – российское посольство в РЮО. В отношении обладателей именно этих паспортов по требованию Грузии Евросоюз вводил ограничительные санкции.

С тех пор люди более-менее обеспеченные и мобильные нашли возможность прописаться в Северной Осетии или других регионах России, получить внутренний российский паспорт. Те из них, кто достиг пенсионного возраста, ничем не выделяются из общей массы российских пенсионеров, в отличие от обладателей российских загранпаспортов с югоосетинской пропиской.

Последние, как правило, – это или глубокие старики, причем такие, за кого некому было хлопотать, или представители наименее обеспеченных слоев общества, кому не по карману «решить вопрос» с российской пропиской. Они явно не составляют большинство пенсионеров, но их немало. Для этой части населения единовременные выплаты составляли ощутимую прибавку к пенсии.

В группе риска, по оценкам экспертов, и те пенсионеры, кому перечисляют пособия на счета в югоосетинском банке, а не на карты российских банков. Они так же недостаточно «замаскированы» под жителей России. Из них пока никто не жаловался, но они вполне могут оказаться в списках тех, кто постоянно проживает за пределами РФ.

Если средняя страховая пенсия в России составляет примерно 24 тысячи рублей, то югоосетинская – около 8 тысяч. Соответственно, даже после лишения ЕДВ у пенсионеров нет причин переходить на пенсионный учет в республике.

Не затронут нововведения местных пенсионеров силовых структур. Они получают российские пенсии в рамках межведомственных договоров с профильными министерствами России: МВД РЮО с МВД РФ, КГБ с ФСБ, Госохраны РЮО с ФСО, Минобороны РЮО с МО РФ.

Эти договоры не однотипные. В каждом случае стороны договаривались отдельно. Например, сотрудники МВД для получения российских пособий пишут в пенсионном отделе заявление с просьбой переправить их пенсионное дело в РФ в связи с переездом на постоянное место жительства.

При этом подъемные 20 окладов (при увольнении со службы), выплаты за госнаграды РЮО и участие в болевых действиях берет на себя Южная Осетия. Если пенсионер служил в российском или североосетинском миротворческом батальоне, то боевые выплачивает Россия – 4190 рублей в месяц.

При расчете пенсии в России югоосетинских милиционеров приравнивают к коллегам из Алагирского района РСО-Алании: примерно одинаковое население, природные условия, то есть сопоставимая сложность работы.

Договор предусматривает прибавки за выслугу лет, звания, занимаемые должности.

Например, начальники управлений МВД РЮО, начальники РОВД и министр ВД при расчете пенсий приравниваются к начальнику Алагирского РОВД. При этом, конечно, министр получает еще и прибавку за генеральское звание. При максимальной выслуге в 25 лет пенсия министра ВД составляет немногим более 60 тысяч рублей, а начальников РОВД и управлений – порядка 53 тысяч.

Для сравнения, пенсия министра ВД Северной Осетии – около 200 тысяч рублей.

Срок действия договора между министерствами внутренних дел России и Южной Осетии истекает в 2025 году, то есть подлежит или автоматической пролонгации, или новому обсуждению, если у сторон обнаружатся разногласия.

Для получения российской военной пенсии, согласно межведомственному договору между министерствами обороны РЮО и РФ, югоосетинский офицер должен отказаться от югоосетинского гражданства и прописаться на территории России. В рамках межведомственного договора он также может рассчитывать на различные прибавки к военной пенсии – ему засчитывается выслуга, звание.

Отставники Южной Осетии находятся в привилегированном положении по сравнению с военнослужащими СНГ.

С 15 декабря 2023 года на территории Российской Федерации перестало действовать Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей из СНГ. Соглашение действовало в России с 1992 года. Соответствующий закон был опубликован 3 апреля 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации.

В Совфеде ранее разъясняли, что соглашения были направлены на военных пенсионеров бывшего СССР. Документы подписывались еще в начале 90-х, с тех пор прошло более 30 лет, и Россия выполнила все свои обязательства перед советскими военнослужащими. Теперь российскую пенсию стали получать люди, которые не проходили службу в Вооруженных силах Советского Союза, а проходили в странах СНГ, но при этом подпадали под действие соглашений.

Чужими на этом празднике обеспеченной старости остаются сотрудники Генпрокуратуры и Минюста: с этими российскими ведомствами пока не получается договориться, они остаются с югоосетинским пенсиями. По этой причине президент Гаглоев перевел сотрудников пенитенциарной системы из Минюста в подчинение МВД.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG