На этой неделе независимые СМИ снабжали читателей информацией о коррупционных схемах. Сообщение об использовании льготных кредитов, предназначенных для абхазских предпринимателей, чиновников и депутатов, так и не было опровергнуто. Лидер оппозиционного движения АНД Адгур Ардзинба выступил с заявлением, в котором отметил, что «система закрытости всех процессов, связанных с распределением средств, позволяет власти использовать свое служебное положение», «чтобы забрать деньги, предназначенные для наших граждан, наших предпринимателей». Он констатировал, что «это преступление», за которое «рано или поздно придется отвечать». «Абсолютно наплевательское и хамское отношение к народу, который их и выбрал – фирменная черта действующей власти», – сказал он и рекомендовал тем чиновникам и депутатам, которые считают, что их оклеветали, поспособствовать тому, чтобы был официально опубликован список ВСЕХ участников программы кредитования. И это по определению невыполнимое требование для чиновников, участвующих в растаскивании льготных кредитов и бюджетных средств.
Вместо опровержения и обнародования списков людей, получивших по программе льготные кредиты в российских банках, в независимых СМИ появились документальные подтверждения о выделении кредитов ближайшим родственникам чиновников и депутатов. Здесь уже фигурирует заместитель главы администрации президента Валерий Папба, льготный кредит на строительство в Пицунде оформлен на его ближайшего родственника. Фирма «КристАл», получившая кредит на строительство пивного завода в городе Гудаута, имеет, по мнению источников, прямое отношение к министру экономики Кристине Озган и премьер-министру Александру Анкваб. Источники указывают, что имена «зашифрованы» в названии фирмы.
Дальше – больше. Из письма руководителя российского банка на имя Кристины Озган стало известно, что проценты по льготным кредитам будут погашаться за счет бюджета страны.
И здесь бы не мешало вспомнить о целой папке законов, которые прямо указывают на невозможность осуществления предпринимательской деятельности чиновниками и депутатами – о противодействии коррупции, о статусе депутата, о Кабинете министров, о предпринимательской деятельности и так далее.
Но прокуратура опять сделала вид, что ничего не видит и ничего не слышит. А действенных механизмов, которые бы заставили правоохранителей заняться своими прямыми обязанностями, как показала практика, не существует. Поэтому народ роптал и спускал гнев, нелицеприятно высказываясь в адрес власти в социальных сетях. И, должна заметить, никогда еще в нашей стране столь оскорбительно не говорили о чиновниках и никогда еще столь откровенно не смеялись над главой государства.
Но лидерами популярности, без сомнения, стали новости от энергетиков и водоканальщиков. Началась осень, и наша страна погрузилась в свое обычное состояние. Аварии на высоковольтных линях, отсутствие света и воды – энергетики и коммунальщики только успевали сообщать об отключениях. Уровень воды на плотине упал, и электроэнергию стали закупать в России по коммерческим ценам. Главный энергетик страны Темур Джинджолия сообщил о введении в действие с 1 ноября 4-часовых отключений света. Неудивительно, что в этой ситуации самым тиражируемым «видеопродуктом» стало выступление кандидата в президенты Аслана Бжания, который обещал в 2019 году, что после его прихода к власти проблем с водой и светом в стране не будет. Это «кино» обсуждали, цитировали, репостили на свои страницы. «Кот Васька плут! Кот Васька вор…», и далее все в рамках школьной программы: «А Васька слушает, да ест».
Возмущение общественности на этой неделе вызвали действия министра обороны Владимира Ануа. Они не были связаны с работой его ведомства – министр обороны вмешался в деятельность подведомственной министерству культуры организации. Генерал Ануа заставил руководство Государственного музея демонтировать выставку с фотографиями Героев Абхазии. Он посетил его в сопровождении сотрудников минобороны и под возмущенные возгласы работников музея отправил фотографии Героев Отечественной войны народа Абхазии и добровольцев с Северного Кавказа и Турции в архив. В министерстве обороны сообщили журналистам, что на этот раз недовольство министра вызвала фотография героя грузино-абхазской войны Ибрагима Яганова. Спустя 15 лет в минобороны вспомнили, что Яганов кардинально пересмотрел свое отношение к участию в абхазском добровольческом движении и публично поддерживает Грузию. Историки, научные работники музея, ветераны войны считают, что имена людей, которые были символами добровольческого движения во время грузино-абхазской войны, должны остаться в истории Абхазии. Вне зависимости от их дальнейших грехов имена уже были вписаны в историю.
Напомним, что ранее по инициативе посольства России в Абхазии, обнаружившего на стенде фотографию Героя Абхазии, боевого командира Шамиля Басаева (который объявлен в России террористом после событий в Беслане), было организовано давление на сотрудников музея. Под шумок со стенда были удалены и фотографии других Героев Абхазии, представлявших добровольческое движение.
Понятно, что общественность была возмущена действиями министра обороны Владимира Ануа, который сильно дружен с Асланом Бжания и даже завез его семью в Абхазию из Грузии после войны. Это известный факт: часть семьи Бжания пряталась от грузино-абхазской войны на территории Грузии, а он сам находился в России. Генералу Ануа этот факт не помешал вручить Аслану Бжания орден в честь 31-й годовщины Победы в грузино-абхазской войне. «Не как ветерану, а как президенту», – оправдывался Ануа перед участником войны.
Между тем возмущенной общественности ответила пресс-служба Минобороны. Министерство обещает вернуть выставку после того, как из нее будут изъяты фотографии Шамиля Басаева и Ибрагима Яганова, «людей, запятнавших высокое звание «Герой Абхазии» своими действиями и высказываниями». Многообещающая фраза из заявления МО могла бы иметь серьезные последствия, к примеру, в судах, если бы наши чиновники отвечали за свои слова.
Не удивлюсь, если следующим шагом власти станет внесение изменений в учебники истории Абхазии, в историю добровольческого движения, а возможно, и в историю грузино-абхазской войны.
Уверена, что нас еще ждет продолжение этой истории. А пока к другим новостям. Профсоюзы Абхазии на этой неделе потребовали вернуть в их собственность незаконно отчужденные проданные объекты Федерации независимых профсоюзов. Перечень большой – это и курорт Пицунда, и 16-этажная гостиница в г. Очамчыре, проданная бизнесменам братьям Сичинава, и множество других объектов санаторного лечения и отдыха. Заявление опубликовано в газете «Республика».
Не сходит с повестки проект закона о льготах российским олигархам, которые спешат вложить заемные средства в Абхазию. Общественность возражает против ущербного и невыгодного для страны закона, парламент не спешит принимать решение. После скандального визита президента в Народное Собрание прошло две недели. Ни обещанного обсуждения с представителями общественности, ни каких-то других движений парламент не производит, словно боится шелохнуться и привлечь к себе внимание.
Такой была неделя, на которой завершился курортный сезон, так как наступило похолодание. Море еще теплое, но температура воздуха на побережье резко опустилась до 15-6 градусов.
(Изида ЧАНИА, «Нужная газета»)
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Форум