Каждый судебный процесс, в котором фигурируют представители правоохранительных органов Абхазии, становится свидетельством безнаказанности и вседозволенности сотрудников милиции. Блюстители порядка могут задержать подростка за капюшон и издеваться над ним, могут запытать до смерти подозреваемого в преступлении, довести молодого человека до суицида или расстрелять во время задержания тех, кто не оказывает сопротивления. Милиционеры отделаются разве что муками совести, но от реальной ответственности за совершенное преступление, превышение полномочий им помогут уйти. Прокуратура при любом раскладе, попытается превратить силовиков в потерпевшую сторону, потому как именно на таких «профессиональных» кадрах и держится власть.
30 июня 2025 года Верховный суд завершил процесс по делу о посягательстве на жизнь сотрудников милиции со стороны двух молодых жителей Гагрского района. Этот суд запомнился, прежде всего, отсутствием «потерпевшей стороны» на протяжении всего судебного разбирательства. Сотрудники Гагрской и Сухумской милиции, как и в других подобных ситуациях, уклонялись от дачи показаний в судах под различными предлогами – секретность, занятость, болезни, забывчивость, отсутствие на территории страны и так далее. Объяснить такое поведение «потерпевшей стороны» можно лишь тем, что, видимо, они сами осознавали свою вину и абсурдность статуса «потерпевших».
Кетия и Хагуш планировали месть – покушение на сотрудника милиции, которого считали виновным в смерти своего друга Анри Атейба в Гагрском изоляторе
А теперь об обстоятельствах. В октябре 2021 года при задержании двух молодых людей в городе Гагра сотрудники милиции застрелили Амира Кетия и ранили Омара Хагуш. Эта история, вызвавшая широкий общественный резонанс, за почти четыре года стерлась из памяти, поэтому есть смысл напомнить, что Кетия и Хагуш планировали месть – покушение на сотрудника милиции, которого считали виновным в смерти своего друга Анри Атейба в Гагрском изоляторе. В изолятор Атейба попал по причине конфликта с милиционером, требовавшим его освидетельствования. «Не подчинился законным требованиям работников милиции пройти медицинское освидетельствование и оказал им физическое сопротивление», - гласило официальное сообщение пресс-службы МВД, опубликованное уже после смерти Анри Атейба.
Информация о смерти была противоречивой: сотрудники милиции сообщали, что он умер в больнице после попытки суицида, родственники Атейба утверждали, что его избивали и довели до суицида во время пребывания в КПЗ. Это свидетельство подтверждалось тем, что адвокат Атейба за несколько дней до его гибели обратился в прокуратуру Гагрского района с заявлением об избиении его подзащитного в ИВС Гагрского УВД. По факту смерти Атейба прокуратура провела формальное расследование и признала виновным в смерти самого покойного. Повреждения, «причинившие вред его здоровью, не выявлены».
Безнаказанность порождает беззаконие, и эта трагедия стала отправной точкой для следующего события, которое произошло спустя три месяца. Но причинно-следственную связь между странной гибелью 24-летнего Анри Атейба и попыткой покушения на сотрудника Гагрской милиции со стороны Амира Кетия и Омара Хагуш никто не исследовал, как и очевидное превышение полномочий сотрудниками милиции, проводившими задержание молодых людей. Суд рассматривал только представление прокуратуры, в котором утверждалось, что двое молодых людей оказали вооруженное сопротивление «с применением огнестрельного оружия» при задержании и открыли стрельбу по группе захвата, подъехавшей на трех машинах к маршрутному автобусу в тот момент, когда Кетия и Хагуш вышли из него. Генеральный прокурор Адгур Агрба рассказывал депутатам парламента 24 ноября 2021 года об этом так: «Сотрудники милиции на трех автомашинах остановили Кетия и Хагуш с целью их задержания. Те сразу же вытащили оружие и стали угрожать им убийством».
После заявлений Генпрокурора в социальной сети появилось видео (которое было продемонстрировано и в заключительной стадии судебного разбирательства). На нем молодые люди не оказывают никакого сопротивления, а пытаются убежать под шквальным огнем, открытым группой захвата. Кетия скончался от пулевых ранений на месте, Хагуш был ранен.
Сложно сказать, что произвело впечатление на обвинителей – слабая доказательная база или видеоматериал, продемонстрированный в ходе судебного разбирательства
К концу судебного разбирательства стало понятно, что обвинение пыталось выгородить своих коллег, обвиняя Хагуш и Кетия в нападении на сотрудников милиции, и тогда прокуратура смягчила свою позицию до позиции защиты. Сложно сказать, что произвело впечатление на обвинителей – слабая доказательная база или видеоматериал, продемонстрированный в ходе судебного разбирательства, но теперь уже речь шла не о вооруженном нападении двоих молодых людей на сотрудников милиции (применение насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти ст.320 ч.2), а об угрозе применения насилия не опасного для жизни и здоровья представителей власти (ст.320, ч.1) и незаконном оружии (ст. 217 ч. 1и 4). Учитывая сближение позиций сторон, суд назначил Омару Хагуш срок наказания, которое он уже фактически отбыл, пока шло расследование и судебное разбирательство. Хагуш останется в заключении до октября нынешнего года.
Однако в процессе разбирательства остались открытыми вопросы. Почему сотрудники Гагрской милиции, которые знали о преступном замысле молодых людей, намеренных отомстить за друга, за несколько дней до происшествия не предприняли никаких мер к их задержанию? Почему группа захвата открыла огонь на поражение по молодым людям, которые не оказывали сопротивления и не могли скрыться с места задержания? У родственников погибшего Амира Кетия есть на этот счет своя версия – они считают, что убийство было запланировано сотрудниками милиции и полагают, что Кетия мог обладать информацией об убийстве его друга Анри Атейба в следственном изоляторе.
После четырехлетнего судебного разбирательства у действительно потерпевшей стороны – семьи Кетия – есть все основания требовать наказания милиционеров, которые с умыслом или нет, но превысили свои полномочия, расстреляв двух молодых людей, не оказывавших сопротивления при задержании. Хотелось бы надеяться, что семья Кетия найдет в себе силы вырваться из замкнутого круга и выбрать трудный, но законный путь.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Форум