Accessibility links

«Новая точка отсчета» для Бадры Гунба


Бадра Гунба
Бадра Гунба

Бадра Гунба официально вступил в должность президента самопровозглашенной республики Абхазия. Инаугурация нового лидера для одних стала символом перемен, а для других — продолжением прежнего курса. Какую политику в действительности будет проводить Гунба, покажут следующие пять лет.

Кофе, «Брехаловка» и указ Путина

Утро Бадры Гунба началось с прогулки по набережной Сухуми вместе с представителями российской делегацией. Среди гостей был первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко. Эта сцена напоминала недавние события: за несколько дней до выборов еще в статусе кандидата в президенты Гунба проводил встречи с российским чиновником.

Российские гости вместе с абхазским лидером остановились выпить кофе в знаменитой сухумской кофейне под открытым небом под названием «Брехаловка». Там Гунба получил символичный подарок от председателя правительства Башкортостана Андрея Назарова — картину с видом на набережную Уфы, где установлена точная копия сухумской колоннады.

Бадра Гунба и Сергей Кириенко
Бадра Гунба и Сергей Кириенко

Однако за неформальными жестами скрывались стратегические вопросы: обсуждение сотрудничества и предстоящих реформ. Днем ранее Гунба вместе с Кириенко посетил 7-ю военную российскую базу в Абхазии, где осмотрел строящуюся школу и спортивный комплекс. А накануне инаугурации Владимир Путин подписал указ, упрощающий процесс получения российских водительских удостоверений для граждан Абхазии, имеющих российские паспорта или вид на жительство — вопрос, который Гунба поднял во время встречи с Путиным в Кремле вскоре после своей победы на выборах.

Красная дорожка и атрибуты власти

Пока избранный президент и его гости прогуливались по городу, у здания парламента Абхазии расстилали красную дорожку.

Торжественная церемония вступления Гунба в должность началась в 12:00 в Большом зале. Зал был полон, среди присутствующих были все политические противники и кандидаты в президенты, включая главного соперника Бадры Гунба — лидера оппозиции Адгура Ардзинба. Он проиграл Гунба с разрывом в 14% голосов, и его сторонники обвиняли новоизбранного президента в использовании «грязных» политических методов борьбы. В первых рядах сидел и бывший президент Аслан Бжания, который был вынужден уйти в отставку после ноябрьских протестов.

После того как в зал внесли абхазский флаг, спикер парламента Лаша Ашуба открыл церемонию, начав с представления почетных гостей. Среди них были: первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Алан Гаглоев, главы российских регионов, послы России, Южной Осетии, Венесуэлы и Никарагуа, представители Приднестровья, судьи Конституционного суда, руководство Верховного суда, члены правительства, главы местных администраций и представители религиозных организаций.

Для принесения присяги Ашуба пригласил Бадру Гунба. Он вошел в зал под аплодисменты и согласно традиции принял присягу на абхазском языке. Гунба пообещал работать на благо народа и поддерживать мир в республике. После этого спикер передал новому президенту атрибуты власти — штандарт, печать, шашку, символизирующую его роль как верховного главнокомандующего, и абхазский посох-алабаша.

Много слов о России

Гунба выступал около 15 минут. Он начал речь на абхазском языке, а затем перешел на русский. В начале выступления он объявил 2025 год годом первого президента Абхазии Владислава Ардзинба. Также он подчеркнул, что «после победы в Отечественной войне» самым значимым событием в современной истории Абхазии стало признание ее независимости Россией, а затем, при ее поддержке, и рядом других государств.

«Это эпохальное событие неразрывно связано с именем второго президента Абхазии Сергея Васильевича Багапша», — отметил он.

В своей речи Гунба также затронул войну 1992–1993 годов, подчеркнув, что именно тогда Абхазия получила историческую возможность развивать свою государственность. По его словам, для прогресса страны народ должен преодолеть внутренние разногласия и объединиться ради достижения великих целей. При этом он, похоже, намекнул на события в ноябре, которые привели к досрочным выборам.

«Призывы к насилию во имя так называемого «добра» неизменно заканчиваются провалом и разочарованием общества. Демократия — это не вседозволенность, а уважение к нормам и институтам государства».

В своей инаугурационной речи Гунба обозначил основные приоритеты своей политики: обеспечение конституционных прав, реформирование государственного управления и развитие социальных программ. Особое внимание он уделил значимости партнерства с Россией, которая, по его словам, сейчас «ведет борьбу за сохранение своего суверенитета и установление справедливого миропорядка».

Гунба поблагодарил лично Владимира Путину за помощь и поддержку, а также за признание. Упоминание Путина наполнило зал овациями.

После Гунба на трибуну поднялся Сергей Кириенко. Прежде всего, он зачитал поздравительное послание Путина, в котором российский лидер пригласил главу Абхазии посетить Москву 9 мая.

«Братские народы России и Абхазии связаны общей историей. Особое, непреходящее значение для нас имеет День Победы в Великой Отечественной войне. Отмечая эту важнейшую дату, россияне и абхазы воздают дань благодарности и уважения героическому поколению победителей. Приглашаю Вас принять участие в торжественных мероприятиях по случаю 80-й годовщины Великой Победы в Москве 9 мая 2025 года. Буду искренне рад видеть Вас в российской столице в этот знаменательный день», – говорилось в телеграмме.

От себя Кириенко подчеркнул «историческую связь» Абхазии и России, отметив, что еще в 1992–1993 годах Абхазия первой столкнулась с «реальным неонацизмом».

«Нас объединяют героические сыны абхазского и российского народов, которых невозможно и не нужно разделять. Добровольцы и воины, отдавшие свои жизни за независимость Абхазии в 1992–1993 годах, сражались против настоящего неонацизма. Уже тогда, на постсоветском пространстве, Абхазия первой столкнулась с представителями нацистских подразделений, с которыми сегодня Россия ведет борьбу в зоне СВО. Российские добровольцы, павшие в той войне, безусловно, являются героями России, которыми мы гордимся. Но я уверен, что они — и сыны Абхазии. Так же, как и 53 героя, отдавшие свою жизнь в ходе СВО», — сказал российский чиновник.

После Кириенко свою речь зачитал лидер Южной Осетии Алан Гаглоев. Он подчеркнул сложный путь, который Абхазия и Южная Осетия прошли, добиваясь признания суверенитета, и отметил поддержку России как гаранта безопасности обеих республик. Как и предыдущие выступающие, Гаглоев уделил несколько минут теме войны в Украине.

«С 2014 года добровольцы из Южной Осетии и Абхазии вновь встали в один строй, сражаясь с неонацизмом в Украине... А в 2022 году мы поддержали начало СВО, чтобы спасти жителей Донбасса от геноцида со стороны киевского режима».

В завершении речи Гаглоев подчеркнул, что у Южной Осетии и Абхазии есть «общая родина» и это Россия.

«Новая страница»

Бадра Гунба официально вступил в должность президента, и теперь ему предстоит возглавить республику на протяжении следующих пяти лет. Однако, как показывает история, далеко не каждому президенту удается завершить свой срок.

Россия уже начинает расширять свое влияние: с 1 мая будут запущены регулярные рейсы в аэропорту Сухуми, в Абхазии начнет работу подразделение ГАИ МВД России. После инаугурации Бадры Гунба состоялась встреча с Сергеем Кириенко, на которой обсуждались перспективы партнерства в таких ключевых сферах, как энергетика и инфраструктура. Одним из главных акцентов стало обещание повышения уровня жизни граждан Абхазии за счет упрощения административных процедур.

Заместитель председателя Госдумы РФ Петр Толстой, который присутствовал на инаугурации в составе официальной делегации, заявил, что Россия и Абхазия открывают «новую страницу» в «исторически добрых и хороших» отношениях. По его словам, проекты, которые Россия намерена реализовать, принесут Абхазии реальную пользу.

Впрочем, «подарки» в виде инфраструктурных проектов и социальной помощи для одних — символ укрепления российско-абхазских связей, для других — еще один шаг к полной зависимости.

Провластные телеграм-каналы называют инаугурацию Гунба «новой точкой отсчета» и подчеркивают решимость республики двигаться в направлении укрепления связей с Москвой. Однако за праздничной риторикой скрываются и вызовы для других: политическая нестабильность, экономические сложности и внутренние противоречия.

Как говорят критики новой старой власти, впереди пять лет, которые покажут, станет ли эта инаугурация действительно началом перемен или же лишь очередным символическим актом в истории Абхазии.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG