Убийство в Тегеране главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до большой региональной войны. Израиль пока никак не комментирует гибель лидера группировки, признанной террористической в США и ряде других стран. Иран и подконтрольные ему группировки грозят неминуемым возмездием. Вопрос в том, готовы ли Иран и Израиль к прямому столкновению?
Глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания погиб в результате ночного удара по его резиденции в Тегеране, куда лидер палестинской группировки прибыл на инаугурацию нового президента Ирана Масуда Пезешкиана. Как сообщается, атака была совершена около двух ночи по местному времени. Его смерть официально подтверждена как представителями самой группировки, так и иранскими властями.
«Брат, лидер, моджахед Исмаил Хания, лидер движения, погиб в результате удара сионистов по его штаб-квартире в Тегеране после того, как он принял участие в инаугурации нового президента Ирана», — говорится в заявлении ХАМАС.
Для руководства Ирана убийство Хании в столице страны, где он должен был чувствовать себя в сравнительной безопасности, равносильно «пощечине». Израиль, если за ударом стоит именно он (официально еврейское государство не взяло на себя ответственность за гибель главы ХАМАС), этой акцией дал понять: он не только имеет возможности выполнить обещания уничтожить всех лидеров палестинской группировки, ответственных за резню 7 октября 2023 года, но и дотянуться до иранских лидеров, если посчитает это необходимым.
В послании от имени верховного лидера Исламской республики аятоллы Али Хаменеи говорится:
«После мученической смерти великого моджахеда Исмаила Хании, главы политического бюро ХАМАС, верховный лидер Исламской революции аятолла Хаменеи, выразив исламской нации, Фронту сопротивления и гордому народу Палестины соболезнования в связи с мученической смертью этого храброго лидера и выдающегося моджахеда, подчеркнул: «преступный и террористический сионистский режим этим действием подготовил почву для сурового наказания для себя, и мы считаем своим долгом отомстить за кровь того, кто принял мученическую смерть на земле Исламской Республики Иран».
Две крупные ликвидации за сутки, сначала в Бейруте, а затем в Тегеране, вынуждают Иран реагировать. Если удар по пригороду ливанской столицы, в результате которого то ли был уничтожен, то ли сумел выжить один из высших руководителей «Хезболлы» Фуад Шукр, еще можно было ожидать и списать на эскалацию между ливанскими боевиками-шиитами и Израилем, то ликвидация лидера ХАМАС в Тегеране, где по случаю инаугурации нового президента Масуда Пезешкиана находились лидеры и представители других государств, а значит и уровень безопасности должен был быть наивысшим, показала неспособность Исламской республики обеспечить надлежащую защиту собственной столицы. В этой ситуации Тегерану не остается ничего другого, как делать грозные заявления.
Сионистское образование должно знать, что оно станет мишенью для многих сторон
«Исламская Республика Иран никогда не пыталась расширить периметр войны. Однако все должны знать, что Исламская Республика Иран не позволит этому региону «стать добычей» совместных администраций США и Израиля. Главнокомандующий Корпуса стражей Исламской революции Ирана объявил, что иранский ответ определенно последует. Поэтому израильтяне получат соответствующий ответ на эту террористическую операцию. Что касается того, как «Хезболла» отреагирует на отвратительное преступление, которое было совершено вчера в южном пригороде Бейрута, мы хотим сказать, что «Хезболла» полна решимости направить свой ответ сионистскому врагу в соответствующей форме и в нужное время. Сегодня мы говорим, что война все еще продолжается, поэтому на данном этапе сионистское образование должно знать, что оно станет мишенью для многих сторон», — заявил посол Ирана в Ливане Моджтаба Амани.
По мнению аналитиков, в случае начала полномасштабной войны, Израиль должен быть готов к отражению угрозы практически по всему периметру своих границ. Ракетных атак следует ожидать не только из Ливана и Йемена, но и из самого Ирана. А боевики могут быть переброшены из Ирана, Ирака и даже из Йемена в Сирию в попытке организовать прорыв северной границы в районе аннексированных Израилем Голанских высот.
«Мы не хотим войны, но мы готовимся к любым вариантам, и это значит, что вы должны быть готовы по мере необходимости, мы выполним свою работу на всех уровнях», — предупредил военнослужащих ЦАХАЛа министр обороны Израиля Йоав Галант.
При этом, отмечают эксперты, в Иране вполне справедливо полагают, что перед ликвидацией Фуада Шукра в Бейруте Израиль явно консультировался с американцами, и те, очевидно, утвердили план действий. А вот в случае с Ханией, атака вероятно не была скоординирована с США. Тем не менее в Вашингтоне уже дали понять, что в случае атаки по Израилю, как это произошло 14 апреля, Иран вновь столкнется с силами американской коалиции в регионе.
«Я не думаю, что война неизбежна. Я придерживаюсь этого мнения. Я думаю, что всегда есть место и возможности для дипломатии, и я хотел бы, чтобы стороны использовали эти возможности. И, конечно, то, что мы видели вдоль границы, северной границы с Израилем, со временем стало нашей заботой. Опять же, мы сделаем все возможное, чтобы не допустить превращения ситуации в более широкий конфликт во всем регионе. Если Израиль подвергнется нападению, мы, безусловно, поможем защитить Израиль. Вы видели, как мы это делали в апреле. Вы можете ожидать, что мы сделаем это снова. Но мы не хотим, чтобы что-то подобное произошло. Мы будем усердно работать, чтобы вы знали, мы делаем все, чтобы помочь снизить температуру и решать проблемы дипломатическими средствами», — заявил министр обороны США Ллойд Остин.
Тем не менее в Вашингтоне надеются, что гибель Исмаила Хании не станет точкой невозврата в вопросе заключения соглашения по прекращению огня и освобождению заложников.
«Я думаю, что ничто не умаляет важности прекращения огня, что явно в интересах заложников и возвращения их домой. Это явно в интересах палестинцев, которые ужасно страдают каждый день. Детей, женщин, мужчин в Газе, которые попали под этот перекрестный огонь, устроенный ХАМАС. Это глубоко в интересах попытки направить дела на лучший путь, не только в Газе, но и во всем регионе, потому что очень многое связано с тем, что сейчас происходит в Газе. Я не собираюсь рассуждать о том, какое влияние может оказать на соглашение о прекращении огня какое-либо событие. За многие годы я усвоил, что никогда не стоит рассуждать об этом, потому что мы просто не знаем. Что я знаю, так это наличие непреходящей необходимости добиться прекращения огня. И что я знаю, так это то, что мы продолжим работать над этим каждый день», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.
Впрочем, далеко не все разделяют надежды главы американского Госдепа. Лидеры арабских государств резко осудили убийство Исмаила Хании, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, на днях грозивший Израилю прямым вторжением, пообещал максимально усилить поддержку ХАМАС, назвав погибшего «братом».
Мы продолжим работать над созданием свободного, суверенного и независимого Государства Палестина
«Я решительно осуждаю и порицаю предательское убийство председателя Политбюро ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране. Это убийство. Это отвратительный акт, направленный на подрыв палестинского дела, славного сопротивления Газы и справедливой борьбы наших палестинских братьев, а также на деморализацию и запугивание палестинцев. Цель убийства моего брата Исмаила Хании та же, что и цель отвратительных нападений на шейха Ахмеда Ясина [основателя группировки ХАМАС], Абдулазиза Аль Рантиси и многих других политических деятелей Газы. Однако сионистское варварство не сможет достичь своих целей, как оно делало до сих пор. Надеюсь, что с более сильной позицией исламского мира и альянсом человечества террор, нанесенный Израилем нашей географии, особенно угнетение и геноцид в Газе, обязательно прекратится, и наш регион обретет мир. По этой причине, как Турция, мы продолжим пробовать все средства, открывать все двери и поддерживать наших палестинских братьев всеми нашими средствами и всей нашей силой. Мы продолжим работать над созданием свободного, суверенного и независимого Государства Палестина, в границах 1967 года, со столицей в Восточном Иерусалиме. Да помилует Бог моего брата Исмаила Ханию, который принял мученическую смерть в результате отвратительного нападения», — написал Эрдоган в социальной сети Х.
Осудила убийство Хании и Москва. При этом заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Андрей Настасьин призвал все стороны проявить сдержанность:
«Мы решительно осуждаем убийство Исмаила Хании, главы политического бюро палестинского движения ХАМАС, в результате ракетного удара по его резиденции в Тегеране. Примечательно, что это нападение было совершено на иранской территории, где он находился по официальному приглашению на церемонии инаугурации избранного президента Ирана Масуда Пезешкиана. Очевидно, что организаторы этого политического убийства осознавали опасные последствия этой акции для всего региона. Мы вновь призываем все вовлеченные стороны проявить сдержанность и отказаться от любых шагов, которые могут привести к резкому ухудшению ситуации с безопасностью в регионе и спровоцировать масштабное вооруженное противостояние».
Таким образом, Иран оказался перед непростой дилеммой. Какой путь изберет режим аятолл, пока не совсем ясно.
К слову, в непростой ситуации оказался и присутствовавший на церемонии инаугурации президента Ирана премьер-министр Грузии. Ираклий Кобахидзе всего за несколько часов до гибели Исмаила Хании был запечатлен непосредственно рядом с лидером ХАМАС. Это вызвало неоднозначную реакцию в самой Грузии. По мнению оппозиции, появление главы правительства в компании с главой террористической группировки ясно говорит о том, куда на самом движется «Грузинская мечта», разругавшаяся в последние месяцы как с США, так и с Европой.
«Это декларация ценностей, правительство «Мечты» видит Грузию вместе с Ираном, Китаем и Россией. Сегодня, конечно, Кобахидзе выступает как близкий друг Ирана, близкий друг террористических группировок, и, конечно, это ценностное заявление относительно того, что правительство «Грузинской мечты» видит Грузию и грузинский народ вместе с Ираном, Китаем и Россией, но не с Западом. Поэтому это прямое политическое заявление относительно того, что в условиях этого правительства вместо Америки и Европы мы получим Иран и Китай», — заявил, в частности, представитель партии «Лело» Григол Гегелия.
Сам Кобахидзе назвал обвинения «постыдными спекуляциями», подчеркнув, что находился на инаугурации президента Ирана вместе с коллегами из Азербайджана и Армении, так как Исламская республика является одним из ключевых государств региона. Нахождение же в компании Исмаила Хании, равно как и смерть последнего, глава правительства Грузии предпочел не комментировать.
Что касается самого Ирана, то многие аналитики полагают, что в Тегеране прямо сейчас не заинтересованы в региональной войне. С большой долей вероятности режим аятолл предпочтет вести ее, уже обладая ядерным оружием, что может стать серьезным аргументом для союзников Израиля, в первую очередь в лице США. Предполагается, что до создания ядерной бомбы Ирану потребуется еще год-полтора. Поэтому, скорее всего, обещанный ответ Тегеран направит Израилю через свои прокси.
Форум