Accessibility links

Как и кому доверить пенсионные миллиарды


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

На днях парламент Грузии внес изменения в закон «О накопительной пенсии». Профильные НПО заявляют, что с принятием поправок эксклюзивное право распоряжаться Пенсионным фондом, в котором на сегодняшний день аккумулировано около 5 миллиардов лари, будет принадлежать правительству, а не парламенту, как было ранее, что говорит о возможности появления коррупционных рисков.

Новая накопительная пенсионная система была задействована с 2019 года. В специальный пенсионный фонд поступают обязательные двухпроцентные отчисления трудоустроенных граждан до сорока лет, столько же начисляют государство и работодатель. До принятия поправок контроль поступлений был возложен на созданное в этих целях Пенсионное агентство, которое должно было вкладывать деньги в различные экономические проекты, позволяя приумножать доходы фонда.

Законодательные изменения вносят значительные коррективы в работу ведомства, которое теперь будет именоваться Пенсионным фондом.

Ранее в Пенсионном агентстве было две структуры. Один совет, избираемый парламентом и состоящий из иностранных кадров, отвечал за инвестиционную политику агентства, а второй курировал деятельность пенсионного агентства. Теперь структура будет одна, меняется также порядок утверждения управляющего совета: кандидаты будут определяться и назначаться на должности непосредственно премьер-министром, а не парламентом, как было ранее.

«В условиях парламентской республики это выглядит как шаг назад – концентрация власти в руках премьер-министра увеличивает риски принятия необъективных, некомпетентных и коррумпированных решений», – заявил Радио Свобода старший научный сотрудник Международной школы экономики (ISET) Торнике Сургуладзе.

С этими выводами солидарны профильные НПО. По словам парламентского секретаря грузинского отделения Transparency International Лики Саджая, поправки дают власти право по своему усмотрению инвестировать 15% инвестиционного портфеля – на сегодняшний день это около 720 миллионов лари. По мнению эксперта, принятые правящей партией изменения оставляют широкий простор для интерпретаций и повышают риск того, что сбережения населения будут потрачены на конкретные политические проекты.

«Сейчас большинство накоплений граждан инвестированы в портфели с низким уровнем риска, но сейчас правительство получает возможность по своему усмотрению вкладывать аккумулированные средства – это могут быть в том числе и государственные, и политические проекты, что повышает риски коррупции», – говорит Саджая.

Еще одно новшество состоит в том, что владельцы пенсионных накоплений больше не будут иметь права доверять управление своими деньгами частным компаниям – за них это будет решать правительство, точнее Пенсионный фонд.

«Им фактически отменяют возможность распоряжаться собственными деньгами. К сожалению, эти изменения приводят к тому, что правительство больше не оставляет населению никакого свободного выбора, и вся полнота власти по распоряжению сбережениями переходит в руки Пенсионного фонда», – говорит Торнике Сургуладзе.

На вопрос Радио Свобода, можно ли вложить эти деньги в такой проект, как порт Анаклия или строительство, к примеру, ГЭС, в Министерстве экономики ответили, что разрешено инвестировать в частные облигации и инвестиционные фонды, а также инвестировать совместно с международными финансовыми институтами.

«Что касается конкретного решения, куда будут инвестированы пенсионные активы, то такие решения принимаются исключительно независимой инвестиционной вертикалью Пенсионного фонда», – подчеркнули в ведомстве.

У оппозиции есть вопросы к непрозрачной схеме, по которой теперь будет функционировать Пенсионный фонд. По словам депутата Романа Гоциридзе, не исключено, что средства граждан будут направлены в строительные компании, принадлежащие депутатам большинства, или спонсорам «Грузинской мечты», которые участвуют во всех инфраструктурных проектах:

«Они полностью нивелировали роль парламента и перенаправили все полномочия в руки премьера. Схема проста: какая-то компания выпустит облигации, разместит их на бирже, и Пенсионный фонд их купит. Таким образом ради сиюминутной политической выгоды риску подвергаются накопления граждан».

Президент Грузии Саломе Зурабишвили считает поправки к закону «О накопительной пенсии» «вредными» и скопированными с «российского законодательства», как и закон об «иноагентах».

«Возможно, одним из самых больших достижений, чем могла гордиться власть, было создание Пенсионного фонда, но то, что происходит сейчас, передача пенсионного фонда в руки правительства, – очень опасно», – заявила Зурабишвили.

В Грузии пенсия назначается мужчинам с 65 лет, женщины могут получать пенсию по достижении 60-летнего возраста. На эту статью в бюджете текущего года ассигновано около 4 миллиардов лари.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG