В абхазском обществе продолжается обсуждение темы возможного допуска на туристический рынок республики российских экскурсоводов. Противники вспоминают советские времена, когда экскурсии в Абхазии не могли проводить даже гиды из соседнего Сочи.
В последние недели в центре внимания общества находится намерение российских экскурсоводов потеснить на абхазском туристическом рынке местных коллег. На тему откликнулся и Герой Абхазии, общественно-политический деятель и блогер Аслан Кобахия. В молодости он десять лет посвятил работе в туристической сфере Абхазии:
«Туристическую деятельность знаю не по рассказам, ибо довоенные 10 лет работал в этой системе на разных руководящих должностях. В системе туризма есть много профессий, но специальность экскурсовода была на особом контроле у государства. Чтобы попасть на вакантное место в экскурсионное бюро, надо было разрешение райкома партии. Многие могут удивиться, с чего это? Дело в том, что экскурсоводы тогда считались проводниками государственной идеологической политики, и туда не должны были просочиться случайные люди. Контроль за их деятельности велся не только ведомственный, но и партийный, даже кагэбэшный. Не знаю, как сейчас, но тогда, чтобы сдать экзамен на экскурсовода, люди месяцами мучились, зубрили тексты. Не каждый проходил экзаменационный барьер. Даже в советское время никогда сочинским экскурсоводам не разрешалось работать в Абхазии. Сочинские группы сопровождал групповод, который доводил группы до экскурсионного объекта и передавал абхазскому экскурсоводу. За несанкционированные экскурсии можно было угодить в тюрьму».
Кобахия предупреждает, что допуск иностранцев в эту сферу может стать большой стратегической ошибкой:
«Я уверен, что основная масса абхазских экскурсоводов – это высококвалифицированные специалисты, истинные патриоты нашей страны. Когда наш заингурский сосед ведет безжалостную идеологическую войну против нашей государственности, лишать себя целой армии национальных идеологов – это, мягко говоря, большая стратегическая ошибка, не считая экономическую составляющую. Я понимаю, что лоббисты этого проекта оказывают огромное давление на исполнительную власть, но убежден, что коллективный парламент не пропустит проект, который подрывает идеологическую составляющую нашей государственности».
К этому посту появились комментарии. В частности, Комитет профсоюза работников туризма отреагировал так:
«Все верно, экскурсовод – и сейчас идеологический работник».
Подтвердила советскую практику и пользовательница Альдона Амичба:
«В те времена я работала в «Совете по туризму и экскурсиям» в финансово-экономическом отделе… Подписываюсь под каждым словом!»
Аида Дбар поделилась следующей информацией:
«Слышала от довоенных экскурсоводов, что минимум год изучали один маршрут».
Привлекла внимание и дискуссия под никами, возникшая на сайте «Абхаз авто», в ходе которой участники обсудили разные аспекты работы туристической отрасли:
- «А что делать с любителями-гидами на частных козликах с отрезанными крышами а-ля кабриолет и с неисправными двигателями, представляющими опасность для самого горе-водилы, туристов и окружающих?»
- «Согласен, сколько народа перекалечили эти ослоголовые пилоты! Древние как мамонт УАЗы с открытым верхом то кувыркаются, то бьются в лобовых столкновениях».
- «УАЗы вам не нравятся? Твоя задница стала нежной, наверное, от автомобилей из недружественных РФ стран».
- «Мы говорили не про УАЗы – короли бездорожья! Мы говорили о том, что негодные пилоты ежегодно попадают в аварии, так как невнимательно ездят. Мы же не говорим о дисциплинированных ответственных людях, которые понимают слово ответственность не только за свою семью, но и за пассажиров! Все правила ПДД на дорогах прописаны кровью!»
- «Объясните суть проблемы. То есть сочинские гиды не знают историю нашу, тогда организуйте зимой курсы для них с экзаменами. А летом проводите выборочные проверки. А гидам Абхазии надо разрабатывать новые маршруты, для того чтоб больше отдыхающих ездило».
- «Словом, надо создать такие условия, чтоб иностранные граждане не могли работать гидами. Турист может спросить у гида, как по-абхазски «здравствуйте», или как переводится название хребта «Арбаика», или реки «Мчишта», или поселок «Амзара». И что гид из России ответит? Ничего. Что-то несуразное, для вида».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Форум