Успех сборной Грузии на чемпионате Европы по футболу затмил все политические процессы в стране. Выступление дебютанта на групповом этапе чемпионата и выход в 1/8 финала заставили заговорить о Грузии весь футбольный мир, об игре грузин пишут многие ведущие мировые издания. Газета The New York Times назвала поражение португальцев от грузин «самым большим потрясением Евро-2024». «Грузия, где ты была столько времени?», – написало испанское издание «Спорт». О том, как «крестоносцам» удалось привлечь мировое внимание, газета «Квирис палитра» пообщалась с политологом Торнике Шарашенидзе. Он рассказал, что с футбольной карты мира Грузия исчезла в 90-е годы прошлого века:
Грузинские футболисты нового поколения захватили мировую футбольную жизнь, развили и продемонстрировали наличие навыков соревновательной борьбы
«По решению тогдашнего «Национального движения» была создана Национальная лига, которая, по сути, была отрезана от международных футбольных организаций, мы не могли участвовать в важных турнирах. В 90-е годы у нас было талантливое поколение, но оно не сделало ничего важного, потому что в те трудные годы добиться больших успехов было невозможно. Потом у нас был как минимум 20-летний катастрофический провал, из которого мы начали выходить недавно… Нынешние процессы показывают, что постепенно грузинские футболисты нового поколения захватили мировую футбольную жизнь, развили и продемонстрировали наличие навыков соревновательной борьбы».
Для того, чтобы добиться успеха, необходимо участвовать в важных соревнованиях, продолжает Шарашенидзе. Нужна дисциплина и вовлеченность в командную игру, чего раньше не проявляли грузинские футболисты.
«Это поколение ментально гораздо ближе к цивилизованному миру, им несложно играть в команде, у них есть образование, они знают иностранный язык, и благодаря всему этому они наконец чего-то добились. Одного таланта недостаточно для успеха… Также важны сильный менталитет и адаптивность. Очевидно, что все это есть у нового поколения. Все, что происходит сегодня, дает нашему народу уверенность в себе, радость победы и показывает, чего можно добиться упорным трудом. Эти ребята добились всего упорным трудом, уехали в Европу, когда о них никто не знал, и сегодня о них говорит весь мир. Возможно, это заставит нас задуматься о том, как многого можно добиться командной игрой, которая для грузин сложна», – сказал политолог в интервью изданию.
* * *
«Кремль делает ставку на Каладзе?» – статью под таким заголовком публикует газета «Резонанси». Часть российских СМИ пишет, что Москва «делает ставку на нынешнего мэра Тбилиси Каху Каладзе» и рассчитывает, что в ближайшие несколько лет он станет премьер-министром Грузии. Тогда, прогнозируют издания, две страны смогут «серьезно поговорить об окончательной нормализации отношений». Российский телеграм-канал «Кремлевский Шептун» на основании заявлений некоего анонимного высокопоставленного чиновника Кремля пишет, что российские власти считают Каладзе «самым адекватным, умеренным и перспективным» грузинским политиком, с которым «можно будет говорить и по теме Абхазии и Южной Осетии, восстанавливать полноценные дипломатические отношения». Причиной подобной ставки Кремля может быть сосредоточенность политика на бизнесе и своих личных интересах, считает политолог Корнели Какачия.
Каладзе молод, и они думают, что Иванишвили передаст ему власть, а «Грузинская мечта» всегда будет у власти
«В целом лидеры «Грузинской мечты» являются типами транзакционного характера, в связи с тем, что они не очень озабочены европейской интеграцией… Кроме того, в Кремле знают, что «Грузинская мечта» проводит более лояльную политику по отношению к России. Тем более что Каладзе молод, и они думают, что Иванишвили передаст ему власть, а «Грузинская мечта» всегда будет у власти», – говорит Корнели Какачия.
На вопрос издания о том, почему Каладзе, а не Кобахидзе, политолог отвечает:
«Возможно, это связано с тем, что Каладзе обладает определенной автономией в «Грузинской мечте», у него до этого были свои финансы, он жил в Европе. У него больше опыта и влияния в том же сообществе, чем у других... Его рейтинг немного отличается от рейтинга других лидеров «Мечты»... В Кремле считают Каладзе относительно высокопоставленным политиком в связи с тем, что он является мэром Тбилиси. Всегда было так, что каждый мэр Тбилиси считался следующим лидером, потому что Тбилиси – самый большой город, и половина населения фактически проживает в столице».
* * *
В Брюсселе рассчитывают на то, что в случае победы оппозиции на предстоящих выборах президентом Грузии вновь будет назначена Саломе Зурабишвили, пишет информационное интернет-издание Interpressnews. На Западе уверены, что подписание шестью грузинскими оппозиционными партиями в Брюсселе «Декларации единства» и заявления о приверженности «Грузинской хартии» усиливают позиции Зурабишвили. Как отмечается в статье, в декларации было прописано, что оппозиционные партии должны выдвинуть единого кандидата в президенты. При этом декларация не обязывает партии объединиться и участвовать в октябрьских парламентских выборах по единому списку, а документ соответствует «Грузинской хартии» и ее целям, заявляют в оппозиции. Впрочем, в декларации появился и дополнительный пункт, который гласит, что «необходимо срочно согласовать стратегическую линию, и к 8 июля каждая партия должна иметь окончательную позицию по единству – будь то единый список или какой-то изолированный список».
В правящей партии считают ошибкой «делать ставку на президента с низким рейтингом внутри страны». В то же время некоторые политологи считают, что положение может спасти ее высокий рейтинг в Европе.
Для Зурабишвили импичмент, Конституционный суд и критика со стороны правительства оказались подспорьем, на Западе для многих это равносильно героизму со стороны Зурабишвили
«Госпожа Саломе, которая родилась и выросла во Франции, работала дипломатом и имеет определенный круг знакомых в Европе. Ей удалось создать имидж прозападного лидера... Она познакомилась с Макроном, канцлером Германии, часто появлялась на европейских телеканалах, ее приглашали в аналитические центры. Ее единственной позицией было и остается то, что правильный путь для Грузии – это интеграция в Европу, но этому препятствует посланный Кремлем Иванишвили... Для Зурабишвили импичмент, Конституционный суд и критика со стороны правительства оказались подспорьем, на Западе для многих это равносильно героизму со стороны Зурабишвили, поэтому в нашей обанкротившейся оппозиции Зурабишвили считают очень хорошим кандидатом», – говорит политолог Петре Мамрадзе.
Между тем некоторые оппозиционные партии уже высказались в поддержку возможного выдвижения Саломе Зурабишвили в качестве общего кандидата на пост президента.
«В критический для страны момент Зурабишвили сделала многое для сохранения европейского пути... Если появится общая инициатива по поддержке ее кандидатуры, я думаю, что «Лело» будет в числе тех, кто ее поддержит», – цитирует издание одну из лидеров партии «Лело» Саломе Самадашвили.
Форум