Что есть главный признак того, что власть, правящая страной, деградирует и постепенно переходит в режим самосохранения, когда все остальные задачи перестают иметь значение и единственной целью становится сохранение самой себя?
Большинству людей кажется, что это должно быть что-то крупное, масштабное, какой-нибудь тотальный экономический коллапс или гиперинфляция, что-нибудь громкое и кричащее. Иногда так оно и бывает, а иногда все намного скромнее и прозаичнее – процесс гниения системы выдают сущие мелочи.
Или, правильнее будет сказать, совокупность мелочей. Вроде бы каждая из них по отдельности ничего особенно не значит – мало ли, такое может в каждой стране произойти, и это несомненно так. Но когда их много и они время от времени вылезают из всех щелей – это наглядный признак потери управляемости.
Внешне все может выглядеть вполне прилично, со стороны ничего особенного не происходит. И только те, кто постоянно живет в стране, замечают: все сгнило в датском королевстве
При этом внешне все может выглядеть вполне прилично, бизнес функционирует, народ работает, на улицах более или менее порядок – в общем, со стороны ничего особенного не происходит. И только те, кто постоянно живет в стране, замечают: все сгнило в датском королевстве.
Одним из наиболее ярких примеров такой тихой деградации был поздний Советский Союз, в особенности в 80-е годы. Все вроде было в порядке: заводы работали, народ ходил на работу, не было войны, экономический кризис и инфляция – это вообще из сюжетов о загнивающем Западе в программе «Международная панорама»… В общем, все хорошо.
На самом деле за внешней оболочкой порядка и благополучия скрывалась абсолютная недееспособность системы и полный бардак. Самым наглядными признаком этого являлось двойственное положение с точки зрения криминогенной обстановки: при том, что внешне все выглядело благопристойно, а преступность была на минимальном уровне, на самом низу, в обычной жизни обычных людей, СССР был царством победившего бандитизма и воровского кодекса. Школы во всем Союзе – где-то больше, где-то меньше, но везде – превратились в рассадник преступного менталитета, который очень скоро, в 90-е годы, проявит себя по полной.
Советский Союз был абсолютно неуправляемой махиной, которая шла непонятно куда лишь благодаря инерции сталинского времени, благодаря тому, что в те годы целые поколения запугали на десятилетия вперед...
Впрочем, все это дела прошлые, а нас интересуют дела настоящие.
Вот уже почти неделю половина Тбилиси сидит без воды. Ситуация сама по себе возмутительная: полуторамиллионный мегаполис в 35-градусную жару остается без воды из-за аварии на одной ветке водопровода... Однако в том контексте, о котором я говорю, это важно совсем с другого угла.
Авария на водопроводе произошла из-за того, что, по признанию коммунальщиков, кто-то в течение долгого времени бросал в место расположения стратегически важной трубы мусор. Надо полагать, что речь не идет о пакетах с бытовым мусором – скорее всего, о строительных отходах.
Итак, что у нас получается? Какие-то строительные компании тупо бросали мусор везде, где им хотелось, и никто не обращал на это внимание? Как такое возможно?
Всем на все наплевать, никто ни за что не несет ответственность, победил принцип «моя хата с краю», возведенный в ранг государственной политики
Отвечаю: вполне возможно. И это как раз одна из тех тысяч мелочей, которые выдают деградацию системы управления. Всем на все наплевать, никто ни за что не несет ответственность, победил принцип «моя хата с краю», возведенный в ранг государственной политики.
Конечно же, местные власти все прекрасно видели и все прекрасно знали, но – плевать хотели. Ну бросает кто-то промышленные отходы куда не следует, а мне-то что? Больше всех надо, что ли? Да и знаю я всех этих ребят, хорошие парни со связями, мне в моих делах не мешают, с партийными боссами дружат, попам ручки целуют...
Ситуация непредставимая еще всего несколько лет назад, когда «Грузинская мечта» занималась хоть чем-то еще, кроме сохранения собственной власти. И она очень четко показывает состояние государственного аппарата.
Большинство законов, которые принимают в последние годы, – не работает. Если, конечно, они не касаются сохранения власти, вот там да, менеджмент на высшем уровне, но все остальное пущено на самотек. Опять – мелочи. Приняли закон, запрещающий выгуливать собак без намордников. Еще 4 года назад городские власти посылали бы своих представителей по паркам и скверами, штрафовали бы собаковладельцев, и в итоге через неделю ни одна собака не появилась бы на улице без намордника. А сейчас всем плевать... Никто даже не пытается имитировать выполнение закона.
И вот такие мелочи на каждом шагу. Третий год регион Сванети теряет туристическую привлекательность из-за проблем с электроэнергией, связанных с майнингом криптовалют. Но всем плевать – никто даже не пытается решить эту проблему. Подумаешь, Сванети, 5000 населения, кому есть дело. Еще возиться там с ними...
О деградации системы свидетельствует и ситуация в правящей партии. Еще несколько лет назад за публичное проявление грубости и хамства в «Мечте» могли уволить того или иного активиста – это мог быть депутат, или министр, или какой-нибудь местный чинуша. Бидзине Иванишвили не нравились слишком хамоватые деятели и коррупционеры, которые воруют слишком много и слишком открыто.
Правящая партия превратилась в мусорную свалку, где обитают грубияны и хамы. То, за что еще несколько лет назад можно было поплатиться карьерой, сегодня стало нормой публичной дискуссии
Но сейчас не время миндальничать – ценность имеет каждый лояльный партиец, и чем более грубо и нецензурно он высказывается в адрес оппонентов, тем лучше для его карьеры. В итоге правящая партия превратилась в мусорную свалку, где обитают грубияны и хамы. То, за что еще несколько лет назад можно было поплатиться карьерой, сегодня стало нормой публичной дискуссии.
Депутат, который говорит на бандитском языке и матерится нецензурщиной на сессии парламента. Еще 5- лет назад его бы не глядя выкинули из правящей партии, а сейчас – всем плевать. Тоже очень явный признак деградации.
Все из перечисленного – мелочи, каждая из которых вроде как несущественна. Ну подумаешь, труба лопнула или депутат слишком рьяно распускает язык – такое где угодно может случиться. Но, как уже было сказано, проблема в совокупности мелочей.
Правящая партия перестала интересоваться чем-либо, кроме сохранения власти. Чудом государственный аппарат сохранил дееспособность, главным образом за счет рабочих лошадок – среднего звена бюрократии, которая понимает: придет время, и с них тоже спросят, поэтому надо продолжать работать как ни в чем не бывало.
«Грузинская мечта» стремительно деградирует, и недалек тот час, когда единственным источником ее существования останутся силовые структуры…
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Форум