Президент Саломе Зурабишвили наложила на закон об «иноагентах» вето без замечаний, тем самым, как утверждают лидеры «Грузинской мечты», исключив возможность изменить закон с учетом мнений международных экспертов и партнеров. В оппозиции напротив считают, что президент Зурабишвили таким образом предоставила власти реальную возможность исправить ситуацию.
«Саломе Зурабишвили наложила вето на этот закон, закрыв тем самым всякое пространство для дискуссии», – заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе утром 20 мая перед началом заседания правительства. Он напомнил, что власти предложили международным партнерам использовать процедуру вето для согласования позиций, и заявил, что 60% населения поддерживают законопроект «О прозрачности зарубежного влияния». При этом, как и ранее, премьер-министр Кобахидзе не уточнил источник этой информации.
Саломе Зурабишвили наложила вето на закон об «иноагентах» 18 мая и отметила, что закон настолько пропитан российским стилем и настолько противоречит Конституции, что его невозможно изменить к лучшему. А чтобы не тратить время на его рассмотрение, президент к утвержденному парламентом в трех чтениях законопроекту добавила один пункт: «аннулировать закон через день после его вступления в силу».
Стебом и насмешкой над обществом назвал это предложение президента спикер парламента Шалва Папуашвили:
«После нарушения Конституции она перешла на насмешки над грузинским народом. Технически вето представлено верно, но чрезмерное вмешательство иностранцев в закон «О прозрачности иностранного влияния» показывает, что это закон, наверное, один из самых грузинских, поэтому, конечно же, парламент преодолеет это вето». И произойдет это, по словам Папуашвили, уже на следующей сессионной неделе.
«Президент оставила «Грузинской мечте» еще один шанс, чтобы закон не был принят и вето не было преодолено», – заявил парламентский секретарь президента Грузии Георгий Мсхиладзе. Он напомнил, что призывы к парламенту дождаться заключения европейских экспертов из Венецианской комиссии звучали неоднократно:
«На втором слушании (1 мая) президент призвала парламент Грузии обсудить закон от начала до конца с учетом мнений наших международных партнеров. «Грузинская мечта» нас не услышала. Чего нам оставалось ждать? Замечания в законопроект не включены, поскольку этот закон российский и совершенно неприемлем. Переговоры по закону были закрыты «Грузинской мечтой», Саломе Зурабишвили их не закрывала», – заявил парламентский секретарь президента Георгий Мсхиладзе.
Большинство оппозиционеров решение президента Зурабишвили оценивают позитивно. Среди них депутат из партии «Гахария – за Грузию» Бека Лилуашвили:
«Мотивированное замечание президента об отмене закона на следующий день – очень хорошее. Президент не оставила места для облагораживания закона, это невозможно с учетом его целей. Конечно, и это «Грузинская мечта» использует в своей пропаганде, но она уже не действует на людей. Потому что вокруг этого закона все уже четко зафиксировали свою позицию и внутри страны, и за рубежом. Потому сколько бы Кобахидзе ни кокетничал в телеэфирах и ни старался переложить ответственность на президента, у него это не получится».
В том, что оценка Венецианской комиссии будет негативной, уверены многие представители оппозиции и профильных НПО.
Сегодня депутат «Лело» Анна Нацвлишвили сообщила, что располагает предварительным заключением Совета европейских экспертов, в котором резюмируется: «Нет никакого обоснования для этого Закона, которое соответствовало бы европейским и международным стандартам».
Между тем сами представители «Грузинской мечты», обвиняющие президента в том, что она закрыла пространство для дискуссии, игнорировали почти все ее замечания. К примеру, «Грузинская мечта» утверждала, что закон распространяется только на юридических лиц. Однако 17 мая выяснилось, что закон косвенно распространяется и на физических лиц. В частности, в окончательную редакцию, принятую парламентом 14 мая в третьем окончательном чтении, были внесены изменения. Они предусматривают штрафы для физических лиц за нераскрытие данных об агентах «иностранного влияния».
То, что этот вопрос следует урегулировать другими нормативными актами, говорится в заявлении Службы защиты персональных данных Грузии от 19 мая, в котором Минюсту предлагается уточнить этот момент дополнительно.
Тем не менее представители власти продолжают настаивать, что закон касается только организаций, а не физических лиц. Представители «Грузинской мечты» и сегодня проигнорировали предостережения из Вашингтона и Брюсселя о возможных политических и финансовых санкциях в случае, если закон об «иноагентах» будет принят окончательно.
Но судя по заявлениям представителей власти, она не намерена ждать с преодолением президентского вето до сентября. Весенняя сессия завершается 28 июня, однако спикер парламента Шалва Папуашвили обещал, что вопрос будет рассмотрен уже на следующей неделе. Чтобы преодолеть вето президента, достаточно 76 голосов. У парламентского большинства их гораздо больше – 83. Тем не менее противники закона не теряют надежду, что на фоне непрекращающихся акций протеста и призывов международных партнеров «Грузинская мечта» все-таки откажется от своего намерения.
Форум