Парламент Грузии приступил к преодолению вето президента Саломе Зурабишвили, наложенному ею на ряд законов, в том числе на так называемый закон «об офшорах». Несмотря на аргументацию критиков, финансово-бюджетный комитет отклонил замечания президента. В оппозиции считают, что изменения в Налоговый кодекс служат интересам Бидзины Иванишвили и связаны с возможными санкциями против него.
Предложенные «Грузинской мечтой» поправки призваны облегчить перевод активов офшорных компаний в Грузию – соответствующие операции будут освобождены от налога на прибыль и на имущество. Также в рамках этой операции ввоз товаров в Грузию будет освобожден от ввозных пошлин.
Законопроект «об офшорах» создает риски проникновения в страну капитала с подозрительным происхождением; должно было быть больше обоснований, анализа и прогнозов, какую пользу это принесет стране, – об этом на комитете заявил парламентский секретарь президента Георгий Мсхиладзе.
«Поправки в Налоговый кодекс были приняты поспешно и без должных обоснований – создается комплекс законов, которые могут отделить нашу страну от Евросоюза. После начала войны в Украине российские олигархи столкнулись с определенной проблемой для своей собственности, которую они разместили в офшорах. Поэтому они ищут, куда эти деньги перевести – у нас есть обоснованные подозрения, что такой страной может стать для них Грузия. Закон требует надлежащего рассмотрения с экспертами, после чего позиции должны быть согласованы», – заявил Георгий Мсхиладзе.
В оппозиции подозревают, что налоговые льготы в первую очередь ориентированы на основателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили. Некоторые оппоненты властей, связывая законопроект с ожиданием международных санкций против олигарха, задали большинству вопросы о стоимости офшорных активов миллиардера. Это вызвало крайнее раздражение депутатов правящей партии, и обсуждение темы несколько раз перерастало в перебранку.
После завершения комитетских слушаний, комментируя критику оппозиции, заместитель министра финансов Георгий Какауридзе заявил, что законопроект ничего не меняет с точки зрения рисков отмывания денег в стране. И тут же выставил оппозиции встречные претензии.
«На сегодня есть более трех тысяч грузинских компаний, у которых есть офшорные учредители, и какой процент из них может перевести деньги сегодня, я действительно не могу сказать. Я знаю нескольких успешных бизнесменов, в том числе из оппозиции, которые заинтересованы в переводе активов. Что касается того, что это содержит риски отмывания «черных» денег, то это регулируется другим законодательством. В результате этого изменения бюджет не лишится поступлений. Если сейчас у фирмы нет активов в Грузии, и если они переведут его сюда, то не будут платить налоги в течение определенного периода, но будут потом. Если активы и компании перейдут, хорошо это или плохо для Грузии?», – сказал Георгий Какауридзе.
По мнению Сандро Кевхишвили, менеджера антикоррупционной программы «Transparency International – Грузия», принятый в форсированном режиме закон «об офшорах» породил множество вопросов именно в отношении Бидзины Иванишвили. Согласно данным НПО, у Иванишвили около 20 офшорных компаний, которые, в свою очередь, владеют порядка 125 компаний в Грузии.
«Он обустроил свою офшорную инфраструктуру, и если он решит перевести свои международные активы в Грузию, этот закон будет ему полезен. Однако этот закон распространяется не только на него, он распространяется на всех, у кого есть активы в офшорах, используемых для сокрытия имущества. В особенности в сегодняшней ситуации, когда десятки российских олигархов оказались под риском санкций – столкнувшись с проблемами, они ищут, куда перевести свое имущество. Это, конечно, риск для Грузии», – пояснил эксперт.
Власть готова, несмотря на возражения президента и оппозиции, принять закон. По словам спикера парламента Шалвы Папуашвили, поправки будут приняты для роста благосостояния людей и процветания экономики:
«На следующей неделе парламент преодолеет вето, связанное с офшорами – аргументация вето основана на абсурде. После принятия закона офшорным компаниям будет предоставлен единовременный стимул для перевода активов в Грузию, что в принципе они могут сделать уже сейчас. Единственное отличие, что в случае принятия закона они не будут платить налог».
Необходимым условием использования налоговых льгот является владение одним и тем же физическим лицом 100 процентами долей грузинского предприятия, зарегистрированного в офшоре иностранного предприятия. После утверждения поправок грузинские бизнесмены, владеющие в офшорных зонах компаниями, смогут до 1 января 2028 года, зарегистрировав грузинские компании, перевести свои активы в Грузию бесплатно.
Форум