Сегодня «Грузинская мечта» и Служба госбезопасности заявили о том, что располагают информацией о подготовке революционных сценариев в Грузии. Вместе с тем противники власти заявляют об участившихся случаях давления, запугивания и шантажа.
Сегодня политсовет «Грузинской мечты» заявил о создании реестра, в который будут включены лица, «причастные к насилию, угрозам и шантажу», а также люди, «публично одобряющие подобные действия».
Как пообещал спикер парламента Шалва Папуашвили, нарушения закона, насилие и угрозы «не останутся без ответа правоохранительных органов», но также важна оценка фактов «вербального насилия» со стороны оппозиции:
«Общество должно дать моральную оценку людям, которые участвуют, в том числе, в кампаниях фашистского характера, когда людей подвергают моральному террору, пытаются исключить их из различных сфер общественной жизни. На это мы будем реагировать. Всем, кто причастен к травле, шантажу, давлению, распространению языка ненависти, придется отвечать за свои слова. Конечно, речь идет об их публичных позициях. И если это их позиция, пусть все увидят, кто они».
Более детально планы власти по созданию морального реестра раскрыл депутат парламента Ираклий Заркуа. По его словам, партия власти не собирается копировать стиль партии «Дроа», которая на сайте mona.ge публикует имена «рабов» системы власти.
«Необходимо составить список лиц без Родины, которые не верят ни в Бога, ни в родителей, ни в страну, ни во что-либо, общество должно знать, кто стоит за этими антигрузинскими, антигосударственными действиями и кто является их организатором. Вот о чем мы говорим. Что касается большевистского подхода [сайта] mona.ge, то мы не будем делать, как они. Мы говорим, что те, кто ругает общество, нападает на церковь, кто публично выступает и призывает к свержению власти, должны быть разоблачены по именам и фамилиям», – сказал депутат большинства.
Угрожающие заявления власти в оппозиции расценили как подготовку к репрессиям. Как считает независимый депутат Теона Акубардия, поведение власти граничит с абсурдом:
«Шалва Папуашвили не может определиться, где он находится, во власти или в оппозиции, потому что он открыто сказал нам, что придерживается тактики «Дроа» и следует аналогии mona.ge. Это было бы очень забавно, если бы не было грустно. По факту это объявление о начале репрессий, это хроника борьбы против собственной страны и народа. Шалва Папуашвили, а также «Грузинская мечта» увидят, чем это закончится. Браво, Шалва, вы действительно всех рассмешили».
По мнению депутата Романа Гоциридзе, происходящее антиконституционно и возвращает нас в советское прошлое:
«База «неблагонадежных» создавалась в Советском Союзе, за ней следовали репрессии. Такой же реестр существовал во времена гитлеровской Германии – это чисто фашистский подход. Если лидер страны, которая претендует на вступление в Европейский союз, несет такие глупости, значит, «Грузинская мечта» перешла все границы. Цель реестра – репрессии для сохранения власти. Страна стоит перед серьезной опасностью. Это заявление незаконно, неконституционно, а создание реестра несогласных – это метод советского КГБ, который сегодня не используется ни в одной цивилизованной стране».
Депутат Алеко Элисашвили напомнил, что по делу его избиения на митинге полицейскими до сих пор нет никаких результатов, но зато власти нашли время для подготовки «расстрельных» списков:
«Это полный бред, они пошли по пути Северной Кореи, наверно, скоро натравят на нас собак по примеру тамошнего диктатора. До какого дна опустилась власть, если думает, что так запугает граждан? Да кто их боится? Это агония. Когда правительство делает такие вещи, оно уже готовится уйти. Убежден, что есть в «Грузинской мечте» те, кто понимает, в какой маразм они попали, но ничего не может сделать».
Резонанс усилило и предупреждение СГБ Грузии о «революционном сценарии», в котором есть предостережение о возможных «жертвах»:
«Они [организаторы акций] считают, что для достижения успеха необходимо провоцирование сотрудников правоохранительных органов. Более того, даже одиночный выстрел со стороны заинтересованной стороны вызовет панику, давку, а следовательно, серьезные ранения и жертвы среди демонстрантов. Для организаторов митинга желательно, чтобы протесты привели к человеческим жертвам. По их мнению, эти трагические случаи приведут к росту протестных настроений и радикализма».
По словам депутата «Стратегии Агмашенебели» Пааты Манджгаладзе, служба безопасности постепенно трансформировалась в службу охраны Бидзины Иванишвили:
«И в отношении лидеров Национального сопротивления в 1989 году вплоть до 9 апреля звучало то же самое, что «экстремистско-радикальные группировки пытаются создать проблемы жизненно важным объектам». Знакомо, нет? Но сегодня, слава Богу, Грузия свободна, и СГБ, которая по закону должна заботиться о безопасности граждан, сама превратилось в пугало режима. Обращаюсь к главе кабмина Кобахидзе: если вы там печетесь о безопасности, пресеките попытку революционного сценария, отзовите «закон об иноагентах»!
Ситуация постепенно приближается к критической черте, полагают многие наблюдатели. По мнению политолога Георгия Гобронидзе, риторика власти свидетельствует о нежелании достижения компромисса:
«Сегодня сама правящая партия объявила о создании списка, и пока у нее в руках карательный механизм, она может инициировать репрессии против неприемлемых групп. Это, в свою очередь, вызывает страх у другой стороны, которой уже нечего терять. Сказанное указывает лишь на одно: политическая культура Грузии не смогла выйти из привычной ситуации, где победитель уничтожает проигравшего и единственная гарантия безопасности – это оставаться на вершине. В такой политической среде исключены переговоры, уступки и компромиссы, которые воспринимаются как слабость, а политические силы просто играют в игру с нулевой суммой, где победитель получает все, а проигравший все теряет. Таков наш недавний исторический опыт, и опасения правящей власти не беспочвенны, хотя они сами внедряют такую политическую культуру. Прежде это делали их предшественники, а до них – предыдущая правящая группа. В результате мы получаем крайне опасный уровень политической, социальной и культурной поляризации, за которой следует междоусобица или формализованная диктатура и репрессии».
В целом, по мнению политолога, если сторонам не удастся прийти к компромиссу до выборов, вполне возможно, что Грузия вступит в тяжелую историческую фазу. Даже если правящая команда установит диктатуру, страна все равно потерпит неудачу, потому что диктатура и тоталитаризм, прежде всего, «пожирает своих детей». С другой стороны, по мнению аналитика, если другой стороне удастся взять власть революционным путем, Грузия тоже проиграет, так как все постреволюционные правительства впадают в эйфорию, после чего страна пойдет ровно тем же путем, по которому уже шла дважды. И цепочка силового сценария не прервется.
Форум