Тон западных партнеров Грузии становится все жестче. Накануне представитель Госдепа США Мэтью Миллер еще раз пояснил, в чем разница между американским Законом о регистрации иностранных агентов (FARA) и грузинским законопроектом «О прозрачности иностранного влияния». А на следующий день евродепутаты обратились к верховному комиссару Жозепу Боррелю с призывом приостановить Грузии статус кандидата в ЕС до отзыва закона об «иноагентах».
О том, что «цель и природа» американского и грузинского законов об «иноагентах» в корне различаются, еще раз попытался пояснить представитель Госдепа США Мэтью Миллер:
«Если вы посмотрите на акт США о регистрации иностранных агентов (FARA), увидите, что он касается людей, которые действуют от имени иностранных правительств, а не тех, кто осуществляет деятельность легитимных НПО, занимается гуманитарной деятельностью или представляет гражданское общество. Это совершенно разные вещи».
Ранее Миллер неоднократно предупреждал грузинские власти, что принятие закона под влиянием Кремля нанесет серьезный ущерб евроатлантическим стремлениям Грузии.
Спикер парламента Шалва Папуашвили на своей странице в Facebook сразу же раскритиковал представителя Госдепа за «поверхностные оценки» и напомнил, что американские лоббистские компании в своих декларациях упоминают «заказы» на продвижение и лоббирование интересов матери экс-президента Михаила Саакашвили Гиули Аласания и владельца ТВ «Формула», бывшего министра обороны Давида Кезерашвили.
«В реестр FARA включены Гиули Аласания и телевидение Давида Кезерашвили «Формула». Надеюсь, хоть не оспаривается тот факт, что они, слава Богу, вот уже 12 лет не «действуют от имени правительства» Грузии. Такого рода поверхностностью и недостоверной информацией поощряются радикальные группировки в Грузии. Мы должны помнить, что грузинский закон «О прозрачности» не может и близко сравниться с американским по строгости правил — он не касается физических лиц, не предусматривает уголовной ответственности и другое», — пишет спикер парламента Грузии.
Противники закона об «иноагентах» обращают внимание на то, что по определению «иностранная сила» в грузинском законопроекте практически идентична определению «иноагентов» в российском законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Лидер «Стратегии Агмашенебели» Георгий Вашадзе оспаривает и другое утверждение представителей «Грузинской мечты» о том, что принимаемый закон якобы не носит карательного характера:
«Цель принимаемого закона – ликвидация общественных организаций и СМИ. Об этом говорит то, что закон предусматривает штраф в 25 тысяч лари, если НПО или СМИ [у которых более 20% финансирования из-за рубежа] не станут на учет в реестре «Организаций –проводников интересов иностранных сил». Многие НПО получают гранты в размере 7 тысяч лари, конечно, они не потянут 25 тысяч лари, что повлечет за собой аннулирование этой организации. Но на этот вопрос «Грузинская мечта» не хочет отвечать. Именно так сделал в свое время Путин и так закрыл в РФ все НПО».
Насторожило оппозиционеров и то, что неожиданно в календаре парламента на 10 мая появилась запись о заседании юридического комитета – несмотря на то, что власть в связи с пасхальными праздниками этот день объявила выходным.
И хотя в повестке дня комитетского заседания рассмотрение закона об «иноагентах» в третьем чтении не упомянут, регламент позволяет внести этот вопрос даже во время заседания. Такой сценарий оппозиционеры в парламенте не исключают с учетом того, что «Грузинская мечта» и ранее не раз обманывала общество. В частности, год назад партия, отзывая закон об «иноагентах», обещала, что никогда к нему не вернется. Об этом напомнил в том числе и лидер «Гирчи» депутат Яго Хвичия, обратив внимание на то, что «Мечта» отказывается даже от установленного ею же выходного дня:
«Объявленный «Мечтой» выходной день оказался не выходной. Они, объявляя выходные дни, хотели избежать протеста молодежи. «Грузинская мечта» – заложник своего же неправильного стратегического решения. У них больше нет опоры в грузинском народе. Они все делают лишь для того, чтобы затянуть передачу власти, они упрямо не хотят этого. В то время, как, по моему мнению, народ уже принял решение на предстоящих выборах сменить власть».
И хотя председатель комитета по юридическим вопросам Анри Оханашвили в соцсети сообщил, что законопроект «О прозрачности иностранного влияния» комитет рассмотрит 13 мая, в понедельник, оппоненты власти не уверены, что это не случится уже 10 мая. Они скептически отнеслись и к той части заявления Оханашвили, в котором говорится о повестке дня заседания 10 мая:
«В пятницу, 10 мая мы продолжаем работать над законодательными изменениями, вытекающими из 9 пунктов, определенных Европейской комиссией для вступления нашей страны в Европейский союз», – пишет Оханашвили.
То, что в этом направлении власти практически ничего не предпринимают, обращают внимание представители профильных НПО. Ранее на это указывали представители исполнительной и законодательной властей Евросоюза.
Тем временем с очередным призывом перейти от слов к делу выступили более 30 европарламентариев. 7 мая они обратились к верховному комиссару, заместителю председателя Еврокомиссии Жозепу Боррелю. Менеджер программ по евроинтеграции Фонда гражданского общества (бывшее «Открытое общество – Грузия») Вано Чхиквадзе в соцсети Х пишет, евродепутаты считают необходимым приостановить Грузии статус кандидата в ЕС, пересмотреть финансовую поддержку и подготовить промежуточный отчет о выполнении грузинскими властями 9 шагов, необходимых для начала диалога о вхождении Грузии в ЕС.
Противники закона об «иноагентах» на фоне нескончаемых предупреждений западных партнеров не исключают, что в случае принятия закона Бидзина Иванишвили, другие лидеры «Грузинской мечты», депутаты, проголосовавшие за законопроект «О прозрачности иностранного влияния», а также члены их семьей окажутся под персональными санкциями США и ЕС.
Несмотря на пасхальные праздники, в Тбилиси и в регионах Грузии не прекращаются акции против принятия закона об «иноагентах». Но самую масштабную акцию протеста представители гражданского сектора планируют 11 мая, говорит глава Института развития свободы информации (IDFI) Георгий Клдиашвили:
«Ее размахом мы хотим показать, что грузинский народ, общество не хочет принимать то, что делает наша власть, парламентское большинство, и что этими шагами в российском стиле они приближают конец своего правления».
Позже стало известно, что директор IDFI, у здания посольства Швеции комментировавший предстоящую акцию, а также съемочная группа оппозиционного телеканала «Формула» подверглись нападению со стороны, предположительно, сторонника правящей партии.
Еще 1 мая премьер-министр Ираклий Кобахидзе уверенно заявил, что «конечно же, примут этот закон». В течение следующего месяца парламент, по его словам, преодолеет обещанное президентом вето. Акции протеста, которые будут проходить во время принятия закона и преодоления президентского вето, Кобахидзе назвал дискомфортом на несколько дней, но зато в долгосрочной перспективе власть застрахует «страну от поляризации и радикализма на многие годы». Но такая картина будущего «Грузинской мечты» многими в Грузии и на Западе расценивается как отказ от евроатлантического курса страны, чего, по их мнению, ни в коем случае нельзя допустить.
Форум