Accessibility links

Больше молодых. Кто и с чем идет на югоосетинские выборы?


12 политических партий подали документы в Центризбирком для регистрации на парламентских выборах в Южной Осетии. Наблюдатели указывают: неожиданные союзы между группами влияния – верный признак того, что конкурентная борьба ожидается острая.

Основные игроки рассматривают предстоящую избирательную кампанию как возможность создания прочной политической базы для победы на президентских выборах 2027 года.

Игроки поменьше видят в надвигающейся битве титанов возможности и для себя, но для их осуществления нужно сначала получить представительство в парламенте. Отсюда и небывалое до сих пор количество партий, участвующих в выборах.

Среди них две молодежные, зарегистрированные весной прошлого года. Это «Иры Фарн» (председатель Хох Чочиев) и «Ирыстоны ног фаелтаер» (председатель Константин Плиев). Последняя скорее условно молодежная, учитывая средний возраст партийцев старше 35 лет.

Обе организации претендуют на так называемую молодежную нишу, рассчитывая на симпатии сверстников. Идея «уступим дорогу молодым» была популярна в первые годы после признания. На фоне наступившего прочного мира и ощущения перспектив, открывающихся перед республикой, был запрос на переформатирование отношений общества и государства, соответственно, и на обновление элиты.

Югоосетинский политический класс, плоть от плоти местного райкома комсомола и еще советского отделения КГБ, выглядел морально устаревшим и не способным к обновлению. Все, что они смогли предложить обществу: «Расслабляться рано, враги среди нас!»

На этом фоне симпатии избирателей смещались в сторону молодых, не запятнавших себя коррупцией и политическими репрессиями. Как иллюстрация к истории – выборы президента 2012 года, когда 36-летний Давид Санакоев набрал во втором туре 42,65% голосов при том, что его конкурент Леонид Тибилов (54,12%) был поддержан Москвой и предложен местным группам влияния как компромиссная фигура после отмены кураторами выборов 2011 года, едва не приведшей к гражданской войне.

Теперь выдвижение молодежных партий вновь актуализирует тему разочарования элитами, которые за 16 лет после признания Южной Осетии так и не смогли предложить своему обществу ничего вразумительного.

С другой стороны, и время уже не то: будущее больше не выглядит таким безоблачным, как в 2012 году. Война в Украине, изоляция России, падение Арцаха, потепление отношений Москвы и Тбилиси… Недавнюю безмятежность сменили тревога и неуверенность в завтрашнем дне.

Отсюда и вопрос: чье сейчас время – молодых и чистых или пусть порочных, но сильных и опытных?

В качестве сильных себя позиционирует партия «Единая Осетия» (председатель Ацамаз Бибилов). Еще недавно партия власти и парламентского большинства, а теперь главная оппозиционная сила намерена вернуть утраченные позиции – победить на парламентских, а затем и президентских выборах 2027 года. Она выставляет больше всех кандидатов: 19 по единому избирательному и 12 по одномандатным округам.

Лидер партии экс-президент Анатолий Бибилов находится в зоне СВО. На всех фото и видео он в полевой форме десантника с генеральскими погонами вдохновляет бойцов, отдает приказы, требует от солдат не позорить славу русского оружия... Бибилов позиционирует себя как покровитель бойцов из Северной и Южной Осетии, как опытный политик и военачальник, способный защитить маленькую республику в непростое время.

В этом смысле весьма показательно выступление на предвыборном съезде «Единой Осетии» председателя партии и, надо полагать, кандидата в президенты 2027 года депутата Ацамаза Бибилова (тоже из силовиков):

«Мы живем в непростое, переломное время. И именно от нас сегодня зависит, будет ли вообще существовать Южная Осетия. Залогом этого может быть только сильная власть, как исполнительная, так и законодательная. И сегодня <...> важно избрать сильный парламент, который и станет настоящим гарантом Конституции страны и ее населения».

В отличие от «Единой Осетии», партия «Фыдыбаста» придерживается другого мнения: чем крепче парни у штурвала власти, тем вернее государственность идет вразнос. В качестве аргумента лидер партии Вячеслав Гобозов приводит повторяющуюся от выборов к выборам историю: «народный» президент приходит к власти на волне общественного запроса на крепкую и справедливую руку, но всякий раз надежды сменяются разочарованием; президент, которого еще недавно на руках вносили в дом правительства, уходит под улюлюканье толпы. Единственный способ остановить этот бег по кругу, считает Гобозов, создание системы сдержек и противовесов, при которых личные качества президента не будут иметь особого значения или хотя бы не будут столь разрушительны для республики.

Идея институциональных реформ широко обсуждается в Южной Осетии и находит поддержку населения, но с первым ударом гонга избирательной кампании она неизменно уступает надежде найти «настоящего лидера».

Вторая пор числу выдвинутых кандидатов «Народная партия» Сергея Харебаты (15+15), идет на выборы в союзе с недавно созданной партией «Патриоты Алании» Дзамболата Тедеева.

Союз неожиданный, если учесть, что «Народная партия» была создана под непосредственным контролем и до сих пор считалась политическим ресурсом Эдуарда Кокойты – непримиримого оппонента Дзамболата Тедеева на протяжении последних 20 лет.

Демонстративное объединение давних политических противников предлагает избирателю новый взгляд на внутреннюю ситуацию: никто из нас друг другу не враг, если мы сами себе не враги.

Местные спикеры отмечают: кроме официального объединения с «народниками», Тедеев провел переговоры со многими политическими силами республики. Люди из его окружения принимали участие в учредительных съездах новых партий, вошли в обновленные составы старых.

Активность Тедеева на парламентских выборах – также с прицелом на президентские, но в отличие от прочих претендентов, ему сначала необходимо добиться отмены ценза оседлости. Так в Южной Осетии называют обязательное требование к кандидату в президенты 10 последних лет постоянно проживать в республике (не менее 290 дней в году).

То есть речь идет об изменении конституционного закона «О выборах президента». Это возможно лишь с одобрения двух третей депутатского корпуса. В этом смысле Дзамболату Тедееву необходимо за оставшиеся до выборов три года заручиться поддержкой парламентского большинства, не размениваясь на внутренние дрязги.

Судя по всем опубликованным в интернет-ресурсах выступлениям и презентациям, у Тедеева в принципе отсутствует оппозиционная риторика. Он лишь предлагает политикам задуматься над тем, что они оставят после себя, какими их запомнят соотечественники, и указывает, что пришло время подумать не только о себе, но и о людях.

Дзамболат Тедеев здесь не одинок: почти все югоосетинские партии – левого толка, они апеллируют к социалистической, если не сказать советской модели социальной справедливости.

Исключение составляет «Партия развития» (председатель Альберт Валиев), она явно не в числе сторонников советского патернализма.

«Мы не хотим от государства подачек, а требуем создания условий для реализации каждым своих способностей. Мы объединим тех, кто готов много и честно работать ради собственного благосостояния, когда личные достижения граждан складываются в общий успех страны», – говорится в предвыборной программе «Партии развития».

Партия выросла из союза предпринимателей, выступает за «незаметную границу» с Россией, то есть за свободную торговлю без пошлин и таможенной бюрократии.

После перехода «Народной партии» в лагерь Дзамболата Тедеева на электорат Эдуарда Кокойты претендуют «Ирон» Георгия Кабисова, «За справедливость» Гарри Мулдарова и «Единство» Зураба Кокоева.

Сам Кокойты пока не обозначил своей позиции на предстоящих выборах. Возможно, он призовет своих сторонников проголосовать за кого-то еще, но, считают наблюдатели, эти партии в любом случае перетянут на свою сторону часть его электората.

Особняком стоит Коммунистическая партия: она безо всяких союзов стабильно проводит в парламент одного-двух депутатов за счет голосов «старой гвардии» – избирателей старшего поколения, ностальгирующих по Советскому Союзу.

Партия «Единство народа» больше не младшая сестра «Единой Осетии». У нее новый лидер – Сергей Пухаев (экс-председатель партии Владимир Келехсаев не участвует в выборах). В обновленном списке кандидатов, как отмечают спикеры, ощущаются крепкие позиции Дзамболата Тедеева.

Среди партий, рискующих не быть допущенными к выборам, наблюдатели выделяют «За справедливость». В первой тройке – депутаты парламента Гарри Мулдаров, Давид Санакоев и Дзамболат Медоев. 29 февраля все трое получили уведомления от ФСБ РФ о прекращении российского гражданства за «действия, ведущие к нарастанию напряженности вблизи границы России». Так кураторы отреагировали на их попытку провести поправки к закону о государственной границе, а президент Гаглоев публично поддержал расправу над соотечественниками.

Эта история, как отмечают наблюдатели, прибавила популярности депутатам как политикам, пострадавшим за интересы республики. Теперь их участие явно нежелательно для президента и кураторов: все хотят побыстрее забыть эту историю, исключить ее из внутреннего дискурса, особенно предвыборных дебатов.

Пока, убеждены спикеры, вопрос об их отстранении от выборов стоит на весах целесообразности. С одной стороны, их упреки за невыполнение предвыборных обещаний и за то, что Гаглоев, получив власть, отвернулся от своих товарищей, будут куда чувствительнее для избирателя, чем обычная предвыборная критика.

С другой стороны, их остранение от парламентской кампании не заставит депутатов замолчать. Возмущение избирателя из-за подобного шага может оказаться для власти куда проблематичнее их участия в выборах. Кроме того, голоса людей, взывающих к справедливости, легко передаются тому из кандидатов, кому они доверят ее восстановить.

Наконец, «Ныхас». Наблюдатели так и не поняли, с чем партия власти идет на выборы. На предвыборном съезде ее председатель Зита Бесаева лишь сформулировала основные требования к депутатам – порядочность и лояльность к исполнительной власти во имя процветания республики.

В этом, как отмечают наблюдатели, одна из особенностей местной политической жизни: оппозиционные партии получают поддержку избирателей благодаря своим либеральным взглядам, но, придя к власти, они в одночасье превращаются в клон «Единой России».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG