Президент Южной Осетии Алан Гаглоев на этой неделе отправил в отставку министра обороны Марата Павлова. В 2022 году его прислала в республику Москва и, по мнению местных наблюдателей, он оказался самым деятельным руководителем военного ведомства с 2008 года. Впрочем, в последнее время Павлов стал еще и самым раздражающим президента министром.
Президент Южной Осетии в четверг освободил от занимаемой должности министра обороны республики Марата Павлова. Еще одним указом Алан Гаглоев возложил временное исполнение обязанностей по управлению вооруженными силами на Сабанова Инала Джемаловича – заместителя министра обороны, начальника отдела по работе с личным составом.
Первое, на что указывают наблюдатели, – в сообщении об отставке никаких смягчающих обстоятельств: ни слов, будто он покидает должность связи с переводом на новое место службы, ни слов благодарности за проделанную работу, как это часто бывает, когда провожают прикомандированного из Москвы чиновника. Все указывает на то, что это именно увольнение с должности более неугодного президенту чиновника.
В пользу этого утверждения и тот факт, что последние две недели Марат Павлов не мог пробиться на прием к президенту. «Не иначе, у Алана Эдуардовича зуб на Марата Григорьевича», – заговорили тогда сотрудники администрации, и не ошиблись.
Говоря о причинах отставки, инсайдеры сходятся во мнении, что Павлов слишком настаивал на расследовании злоупотреблений в Минобороны, допущенных в бытность министром Ибрагима Гассиева, ныне возглавляющего МЧС.
О возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц Министерства обороны и генерального директора РГУП «Дорэкспострой» военная прокуратура отрапортовала 17 августа 2022 года. Как тогда сообщалось, по материалам проверки законности расходования бюджетных средств, выделенных оборонным ведомством на ремонтно-строительные работы, дела были возбуждены по трем статьям – о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), присвоении или растрате в особо крупном размере (ст. 160 УК РФ) и мошенничестве (159 УК РФ).
Президент Южной Осетии Алан Гаглоев представил нового руководителя личному составу министерства обороны 25 августа 2022 года, то есть Марат Павлов не имел отношения ни к инициированию проверок, ни к возбуждению уголовных дел. Он лишь поплатился за попытку довести начатое до логического завершения.
История поучительная и заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробнее.
Вскоре после избрания Алана Гаглоева президентом в Цхинвал был спущен кураторский проект объединения двух силовых ведомств – МЧС и Минобороны. Он предполагал два этапа: сначала МЧС должен был возглавить экс-министр обороны Ибрагим Гассеев (на его кандидатуре настаивали кураторы), а спустя некоторое время должно было состояться объединение ведомств под его началом. На время переходного периода, примерно полтора-два года, Минобороны должен был возглавить российский полковник Марат Павлов. За это время он должен был получить звание генерал-майора и затем мог продолжить карьеру в России.
Понятно, что уголовные дела, из-за которых торчали уши Ибрагима Гассеева, доводить до конца уже было не по-партнерски. Тогда его назначение на пост министра по чрезвычайным ситуациям в югоосетинском обществе было воспринято с недоумением: Минобороны сотрясали коррупционные скандалы – закупка недоукомплектованного оборудования, фиктивное строительство, торговля наградным оружием…
Алан Гаглоев в начале президентского срока демонстрировал избирателям решимость разобраться со злоупотреблениями предшественников, но в случае с Минобороны ему пришлось отступить.
До назначения в Южную Осетию Марат Павлов служил в департаменте Министерства обороны РФ по внешним связям, и по долгу службы общался с Ибрагимом Гассеевым. Как позже скажет Алан Гаглоев, «давно плотно взаимодействовал c оборонным ведомством и внес существенный вклад в дело укрепления боеспособности ВС республики».
Между Гассеевым и Павловым действительно были хорошие отношения, пока последний не стал разбираться в делах унаследованного от него ведомства. Коллеги и местные спикеры отзываются о Павлове как о человеке честном и деятельном. За время службы ничем себя не замарал. Его усилиями Москва подняла денежное довольствие военнослужащим, по его инициативе началась модернизация ВС – оснащение беспилотниками, обучение операторов БЛА, из России начались поставки новой техники… 17 сентября 2023 года президент Гаглоев присвоил Марату Павлову звание генерал-майора.
Очевидно, злую шутку с генералом сыграла привычка доводить начатое до конца. В последнее время его требования к Генпрокуратуре завершить расследование уголовных дел становились все настойчивей. С этого момента версии инсайдеров расходятся.
По одной, обеспокоенный активностью преемника Ибрагим Гассеев договорился с министром юстиции Аланам Джиоевым решить вопрос с Павловым. Несмотря на отставку с должности главы администрации президента, Джиоев сохраняет прежнее влияние на него. По другой, конфликт межу югоосетинскими министрами вышел за рамки республики: за Гассеевым одна кремлевская башня, за Павловым – другая. Фигурально выражаясь, «гассеевская» башня в этом эпизоде победила.
Впрочем, эти две версии не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Именно так югоосетинские политики становятся успешными – переходя под контроль одной из московских групп влияния. За шестнадцать лет интеграции они научились использовать друг друга.
Некоторое время назад Алан Гаглоев предложил Марату Павлову уйти в отставку, тот отказался и больше президент его к себе не подпускал. Вскоре предлог для увольнения нашелся. Источники не говорят, в чем он состоял, но подчеркивают: это именно предлог, к которому сам Марат Павлов отношения не имел.
По мнению погруженных в эту историю источников, главным бенефициаром отставки Павлова является Алан Гаглоев. Она как нельзя кстати для президента перед предстоящей избирательной кампанией в парламент. Теперь перед Гассеевым он повесит морковку, дескать, половина дела сделана, до объединения министерств остался один шаг. Это эффективный способ привлечь на свою сторону руководителя самого крупного ведомства в республике, мобилизовать его электоральные и материальные ресурсы.
Возможно, приближением избирательной кампании объясняется и нетерпение президента, его нежелание дожидаться перевода Павлова в Москву, тем более что до окончания двухлетнего срока генерала оставалось своем немного времени.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум