Поражение в карабахском конфликте и осознание того, что Россия не может обеспечить безопасность Армении, побудили армянское правительство искать новые альянсы. Визит армянского премьера Никола Пашиняна в Брюссель, очевидно, призван обратить более пристальное внимание Запада на вызовы, с которыми сталкивается Ереван в связи с намерением Баку извлечь из победы в войне максимальные дивиденды.
Премьер-министр Армении в Брюсселе. Никол Пашинян отправился в Европу аккурат ко дню рождения НАТО, чтобы поговорить с ключевыми игроками Запада о будущем своей страны. Трехсторонняя встреча с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и госсекретарем США Энтони Блинкеным, по мнению наблюдателей, подчеркивает поворотный момент для Армении, пытающейся выстроить постконфликтную внешнюю политику и показать серьезность намерений Еревана на пути углубления связей с Западом.
Предваряя встречу, госпожа фон дер Ляйен подчеркнула, что ЕС готов к серьезным инвестициям в армянскую экономику, прежде всего в инфраструктурные проекты:
«Мы будем осуществлять инвестиции, чтобы экономика и общество Армении стали сильнее и устойчивее к потрясениям. Уже мобилизовано полмиллиарда евро для инвестиций. Это отличная новость, и мы можем сделать больше. Именно поэтому мы недавно запустили платформу координации инвестиций, чтобы мы могли выявлять новые проекты и ускорять их реализацию. Гуманитарная ситуация беженцев в Армении остается приоритетом. Мы предоставили более 30 миллионов евро и готовы сделать больше. Мы продолжим работать вместе ради будущего Армении в стабильном и процветающем регионе Южного Кавказа».
Недавняя резолюция Европарламента и заявления армянских официальных лиц о потенциальном членстве в ЕС знаменуют собой значительный поворот в международной стратегии Армении. Также очевидны усилия по укреплению оборонительных связей с Европой: Франция согласилась предоставить армянским военным современное оружие и обучить личный состав, а также расширить миссию наблюдателей ЕС на границе с Азербайджаном.
Ни Москве, ни Баку такая откровенная демонстрация нового внешнеполитического курса Еревана явно не нравится. И Россия, и Азербайджан воспринимают европейскую ориентацию Армении как угрозу своим интересам, предостерегая от серьезных последствий. В частности, официальный представитель российского МИДа Мария Захарова видит в намерении Парижа усилить миссию наблюдателей ЕС попытку Запада вывести Армению за рамки зоны стратегических интересов Москвы:
«Миссия ЕС в Армении превращается усилиями Запада, по существу, в миссию НАТО для демонстрации некой востребованности блока, лидеры его стран-членов нагнетают антироссийскую истерию, призывают готовиться к военному конфликту с нашей страной, вкладывают огромные средства в свой военно-промышленный комплекс на фоне очевидных экономических проблем».
Однако премьер-министр Пашинян подчеркивает: наблюдаемый внешнеполитический сдвиг – лишь диверсификация отношений, а не поворот на Запад:
«Основываясь на эффективном политическом сотрудничестве, настало время и для развития экономического сотрудничества, стимулирования торговли и расширения партнерства в области мобильности. Мы полны решимости повысить конкурентоспособность частного сектора Армении для выхода на новые рынки. Более того, мы готовы улучшить нашу инвестиционную среду и сделать ее более привлекательной для европейских и американских компаний. Мы ожидаем, что наши партнеры поддержат нас в модернизации качественной инфраструктуры Армении, построении бизнес-сетей и изучении возможных схем упрощения торговли. Посредством жилищной и экономической политики необходимо удовлетворить потребности и восстановить достойную жизнь более 100 тысяч армян, принудительно перемещенных из Нагорного Карабаха. Правительство Армении представило инициативу «Перекресток мира» и я надеюсь, что партнеры поддержат интеграцию этой инициативы со стратегией ЕС «Глобальные ворота». Я верю, что наше общее видение демократического, мирного и процветающего будущего и дальше будет служить опорой и путеводным маяком наших доверительных отношений».
На протяжении всей своей новейшей истории Армения пыталась сбалансировать отношения между Россией и Западом, сотрудничая в таких областях, как технологии, образование и управление, но в вопросах безопасности полагалась исключительно на Москву. Однако эта стратегия не позволила предотвратить сокрушительное поражение во второй карабахской войне и поставила под сомнение эффективность российских миротворцев.
Неспособность же или нежелание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) оказать ожидаемую поддержку во время непосредственно пограничных столкновений еще больше разочаровала в роли России как гаранта безопасности и армянское руководство, и армянскую общественность.
Директор Института Кавказа Александр Искандарян считает, что это стало «развенчанием мифа о России, существовавшего в Армении»:
«Россия в реальности таким провайдером безопасности для Армении, каким она представлялась внутри Армении, либо не была никогда, либо не является очень давно. Окончательно это стало понятно после полномасштабного российского вторжения в Украину, когда Москва перестала выполнять даже конкретные и уже оплаченные обязательства в этой сфере – например, поставку вооружений на сумму 250 млн долларов. Встала и программа реформ армянской армии, которую Ереван с Москвой планировали проводить совместно».
Последние события, включая военное сотрудничество Армении с Индией и Францией и диверсификацию ее оборонной и внешней политики, отражают стратегическую перестройку.
Однако несмотря на эти усилия, проблемы остаются, включая нерешенные вопросы с Азербайджаном. Даже полная победа Баку в карабахской войне не принесла мира в регион. Теперь президент Азербайджана Ильхам Алиев требует от соседей изменить Конституцию и открыть так называемый Зангезурский коридор, который бы соединил «материковый» Азербайджан с Нахичеванским эксклавом. Свои требования Алиев подкрепляет почти неприкрытыми угрозами, причем не только в адрес Еревана, но и Запада.
«Антиазербайджанские заявления Европейского парламента, Совета Европы, озвучиваемые с сентября прошлого года по настоящее время, попытки сделать из Армении вооруженный форпост на Южном Кавказе будут иметь в будущем очень большие последствия. Поэтому мы сделали заявления, чтобы предупредить об этом наших партнеров в США и Европе», – отметил азербайджанский лидер на встрече с экс-главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу в Баку.
Оборонное сотрудничество Армении и ЕС действительно обсуждается. По мнению экспертов, возможным инструментом для этого может стать European Peace Facility – общеевропейский фонд, из которого, к слову, оплачиваются поставки оружия Украине. К этому призывает Париж, а также «Сеть друзей Армении» – группа, основанная бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, который уже год вполне официально оказывает лоббистские услуги правительству Армении. В частности, Расмуссен в своей статье во французском издании Le Monde довольно недвусмысленно призвал Брюссель отказаться от «нейтралитета» в армянском вопросе:
«Несмотря на историческую, экономическую, энергетическую и военную зависимость от России и физическое присутствие тысяч российских солдат на ее земле, правительство Армении предприняло смелые усилия по консолидации демократии Армении и построению более тесных отношений с демократическим Западом. Это требует от ЕС принятия более амбициозной стратегии в отношении демократии в Армении и должно это начаться с прекращения ошибочного представления о том, что ЕС должен быть нейтральным игроком в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Европа должна сыграть роль посредника в переговорах по достижению прочного мирного соглашения, но ее подход должен отражать реальность того, что Армения выбрала сообщество европейских демократий, в то время как Азербайджан находится в лагере агрессивных автократий. Отсутствие европейской ясности и амбиций может поставить под угрозу молодую демократию Армении».
А в конце марта возглавляемая Расмуссеном группа выпустила доклад, озаглавленный «Углубляя связи ЕС и Армении: больше Европы в Армении, больше Армении в Европе».
Российский МИД отреагировал крайне нервно, увидев в нем попытку «оторвать Армению от России и пространства ЕАЭС [Евразийского экономического союза]». Доклад действительно призывает к выходу из этого союза, но в самом Ереване этот вопрос пока даже не обсуждают. Армения по-прежнему остается крайне зависимой от российского газа. Да и товарооборот, и экономические отношения в целом в последние годы только растут.
Но тот факт, что Ереван хочет продолжать торговать с Москвой, но при этом уменьшить зависимость от нее в сфере безопасности, возмутил главу российского МИДа Сергея Лаврова:
«Армяне говорят, что в ОДКБ де-факто «подморозят», а захотят, де-юре «заморозят» и выйдут. По их словам, ЕАЭС им пока интересен, потому что оттуда, мол, что-то получают. Складывается не очень приглядная картина».
Впрочем, независимо от желаний Еревана в Европе пока нет консенсуса не только насчет помощи в европейской ориентации Армении, но и насчет армяно-азербайджанского конфликта. Проармянская позиция Франции не встречает понимания тех же Италии и Венгрии, больше тяготеющих к Азербайджану. Кроме того, ресурсы ЕС сегодня весьма ограничены, не в последнюю очередь из-за обязательств перед Украиной.
Потому встреча 5 апреля, по мнению экспертов, прежде всего – акт политической поддержки Еревана на фоне усложняющихся отношений с Россией и продолжающихся трудностей с Азербайджаном.
Форум