Accessibility links

Арзу Гейбуллаева: «Триумф турецкой оппозиции был неожиданным»


ПРАГА---Политическое землетрясение в Турции: партия президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана потерпела крупнейшее за последние 20 лет поражение. Оппозиция празднует победу в крупнейших городах страны, включая Стамбул, Анкару и Измир. Главная оппозиционная сила, Республиканская народная партия, опередила правящую Партию справедливости и развития, набрав 37,7% против 35,5% голосов по всей стране. Что стало причиной поражения и означает ли это начало конца эпохи Эрдогана в Турции, говорим с журналисткой из Стамбула Арзу Гейбуллаевой.

– Какая сейчас атмосфера в Стамбуле и насколько неожиданным стал триумф оппозиции на местных выборах?

Арзу Гейбуллаева
Арзу Гейбуллаева

– Триумф на самом деле был неожиданным. Я скажу честно, у меня не было никаких надежд на такой результат этих выборов, особенно по сравнению с прошлым годом. В Стамбуле начались празднования задолго до того, как начали обсуждать итоги выборов, достаточно много было людей, которые выходили на улицы и праздновали. Но уже к вечеру, когда результаты были опубликованы, вот тогда были серьезные празднования практически по всему Стамбулу, ну и во всех тех провинциях и городах, где победила оппозиция. Но результаты на самом деле стали большим сюрпризом, особенно потому, что первый раз практически с 1974 или 1977 года оппозиция обошла правящую партию в результатах этих выборов. Поэтому это был большой сюрприз для всех.

Скачать

– Стамбул был эпицентром, как вы отметили, этого празднования, наверное, неслучайно. Это критически важный город для президента [Реджепа] Эрдогана – не только из-за того, что он из Стамбула, его политический взлет начинался в этом городе. Он лично был активно включен в кампанию, не жалел сил и средств для поддержки бывшего министра окружающей среды Мурата Курума. По сути, Стамбул стал своеобразной ареной борьбы между [Экремом] Имамоглу и самим Эрдоганом. И такое оглушительное поражение. Как так получилось?

Для Эрдогана было очень важно выиграть и в Анкаре, и в Измире – это два крупнейших города. И там они тоже проиграли

– Скажу сперва, что главная борьба хоть и шла в Стамбуле, для Эрдогана было очень важно выиграть и в Анкаре, и в Измире – это два крупнейших города. И там они тоже проиграли. Особенно в Анкаре разница [между кандидатами] была 28%. Как Имамоглу смог это сделать? Очень многие аналитики об этом вчера говорили, каким образом так получилось, и многие говорили о том, что, если бы, например, вместо [Кемаля] Кылычдароглу [на президентских выборах 2023 года] выдвигался Имамоглу, кандидат от оппозиции, вполне возможно, вчера ночью всех приветствовал и праздновал не мэр города Стамбул, а президент Имамоглу. Имамоглу выиграл, потому что все-таки у него есть голос, у него есть статус, его здесь очень уважают, и для него эти выборы были тоже тестом.

– То есть триумф Экрема Имамоглу – это больше, чем просто победа в битве за Стамбул, он становится лидером оппозиции, главным противником правящей партии Эрдогана на следующих президентских выборах уже 2028 года?

– Да, так оно и есть. То есть с самого начала говорили: тот, кто возьмет Стамбул, выиграет эти выборы в Стамбуле, будет следующим кандидатом [в президенты] в 2028 году. И сейчас как раз таки об этом говорят – не только о его кандидатуре, но и о том, что он вполне может стать следующим лидером главной оппозиционной Республиканской народной партии [CHP].

– И у него уже есть успешный опыт нанесения поражения Эрдогану...

– Ну да, у него достаточно успешный опыт 2019 года и вот в этом году, вернее, эта его победа. И вообще, как он себя ввел – и его выступление в конце вечера тоже было очень умеренным. Он ничего лишнего не сказал, всех поблагодарил, соль на раны не сыпал, и поэтому было важно не только видеть его победу, но то, как он по-человечески и галантно ко всему этому отнесся.

– Оппозиция, как вы уже отметили, побеждает в крупнейших городах страны – в Анкаре, в Измире, в Анталье и в других. Сам Эрдоган, признав поражение, заявил, что это не конец, а некий поворотный момент. Сможет ли Партия справедливости и развития – пропрезидентская, правящая – оправиться от этого удара?

Люди показали правящей партии, что для них экономика очень важна, что инфляция и кризис в стране на данный момент им важнее, и поэтому они наказали правящую партию

– Вы знаете, у правящей партии всегда получается выйти из самых тяжелых ситуаций. Как раз таки самый такой близкий пример – это прошлый год: землетрясение, последующие выборы и победа правящей партии в президентских и парламентских выборах. У них есть как бы своя хронология, когда они выходили изо всяких трудных ситуаций. Что изменилось? Изменилось то, что, во-первых, люди показали правящей партии, что для них экономика очень важна, что инфляция и кризис в стране на данный момент им важнее, и поэтому они наказали правящую партию. Сможет ли правящая партия в ближайшее время, даже не в следующие четыре года, а в самое ближайшее время исправить ситуацию? Все еще надо подождать, потому что еще неизвестно, что произойдет с Центральным банком, с инфляцией. Я думаю, следующие выборы для Эрдогана и правящей партии будут очень трудными. Особенно после того, как президент Эрдоган сказал, что это были последние его выборы.

– А можно верить его словам? Теперь этот вопрос закрыт и действительно он не будет баллотироваться в 2028 году после этого поражения?

Правящая партия очень часто любит делать сюрпризы, и еще неизвестно, какие сюрпризы они собираются преподнести людям

– Ну, конечно, трудно сказать, если он на самом деле сдержит свое слово, потому что шел разговор о том, что они будут менять Конституцию, потому что по данной Конституции ему баллотироваться больше нельзя на следующих президентских выборах. Но одно из самых первых дел, которые собиралась делать правящая партия после этих выборов в случае, если они выиграют, – это был план ввести изменения в Конституцию и менять закон, чтобы можно было избирать президента больше, чем два раза. Теперь да, говорят о том, что пока они этого делать не будут, в любом случае, на данный момент этот разговор полностью закрыт. Но опять-таки давать гарантии, что он не будет баллотироваться ни в каком формате, очень трудно, потому что правящая партия очень часто любит делать сюрпризы, и еще неизвестно, какие сюрпризы они собираются преподнести людям.

– Президент Эрдоган уже проводил конституционную реформу, и Турция превратилась в президентскую республику, он уже многое сделал для укрепления своей власти. Тем не менее, мы сегодня говорим о его историческом поражении. Это может стать началом конца долгой эпохи президента Эрдогана в Турции?

– Конечно может.

– От чего это зависит?

– Все зависит от того, как себя будет вести оппозиция. То есть не только главная оппозиционная Республиканская народная партия, но и все остальные партии, которые сейчас в стране. Важный момент, про который мы еще не говорили: на этих выборах третья популярная партия хоть и набрала всего 6%, это «Исламская партия» – New Welfare Party… Сперва они были вместе с AKP [Партия справедливости и развития] на предыдущих выборах, а в этот раз они уже выдвигали своих кандидатов. Многие аналитики говорят о том, что надо следить за этой партией, потому что они могут делить голоса, что они уже показали на этих местных выборах…

– …То есть забирать у правящей партии консервативную часть электората?

– И консервативную часть, и даже националистов. И эта партия, и то, что будут делать оппозиционные партии, покажет, смогут ли они полностью изменить курс Турции. Многие говорили, что эти выборы будут последними демократичными, если оппозиция проиграет. Ну, теперь оппозиция выиграла. Следующие четыре года будут достаточно важными.

– А какова в таком случае вероятность досрочных выборов?

Не думаю, что президент и правящая партия чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы созывать досрочные выборы

– Я не думаю, что будут досрочные выборы. Я не думаю, что президент Эрдоган и правящая партия чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы созывать досрочные выборы. Я как давний житель этой страны всегда удивляюсь. Вот я говорю про сюрпризы правящей партии. Я не буду удивлена, если будут какие-то новые решения. Но на данный момент я могу точно сказать, что таких проектов нет, и будем верить тому, что вчера обещал президент Эрдоган, когда он говорил в своей речи, что они будут смотреть, где они сделали ошибки и стараться быть лучше, исправиться до следующих выборов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG