Соглашение о передаче госдачи в Пицунде России интересует не только общественность самопровозглашенной республики Абхазия, но и экспертов в Тбилиси. Вот что думает о ситуации, возникшей после обнародования ноты российского МИДа, выразившего недовольство тем, что в соглашение вписали невозможность передачи объекта третьим лицам, конфликтолог Паата Закареишвили.
– 13 марта был опубликован документ, который касается госдачи в Пицунде. Россия отправила ноту так называемому МИДу Абхазии с требованием разрешить продажу третьим лицам. Хотят, чтобы это было отображено в этом соглашении, а вы, мол, пытаетесь нас обмануть. Что может скрываться за этим? Это только о Пицунде или может касаться и других мест? Или может это связано с болезненным для абхазов вопросом апартаментов? Кем могут быть эти третьи лица?
– На данном этапе это касается только Пицунды. Третьи лица, на мой взгляд, – это Путин. Дважды – до разразившегося скандала и уже ближе к концу – де-факто посол России на территории Абхазии заявил, что это входит в интересы Путина. И это не стали скрывать.
– Бжания сказал, что [Путин] говорил с ним об этом часто. А зачем ему это? Вся эта история с третьими лицами? Он хочет частно владеть ею?
– Вероятно, частно. Или есть какие-то другие задачи, чтобы она не принадлежала государству. Путин ведь немолод. Он может и не успеть нормально отдохнуть на этой даче. Там может быть какая-то частная сделка, может планироваться что-то наподобие семейной дачи.
– Не можем ли мы предположить, что если будут проведены изменения в законе, если будет допущен прецедент продажи третьим лицам, может ли это потом коснуться других объектов?
У них были здания и дворы, а теперь они захотели выйти и за их пределы. Там потом людей из деревень повыгоняют
– Может быть, может быть. Но у них есть в законодательстве – оно не соответствует закону Грузии и международному праву, – но у них есть закон о международных соглашениях. И в нем есть пункт, в котором сказано, что в соглашение не должна быть внесена позиция о продаже земли частным лицам. Но Бжания хочет изъять этот пункт. В настоящее время речь идет о Пицунде, но в будущем действительно могут быть другие договоры. Впрочем, пока их нет. Споры о Пицунде появились потому, что речь там идет не о зданиях – они и так принадлежат России, – а о лесе, лесопарке и набережной. Шум поэтому поднялся, из-за того, что русские захотели еще больше, чем у них уже было. У них были здания и дворы, а теперь они захотели выйти и за их пределы. Там потом людей из деревень повыгоняют. Или дадут, может, какую-то компенсацию.
Не исключено, что если эта позиция будет изъята [из соглашения], будет допущен прецедент, а после сформируется и тенденция присоединения к уже находящемуся в собственности зданию клочков земли или моря.
– Мы видим, что Россия сталкивается с сопротивлением в вопросе Абхазии. В том или ином виде. Сейчас пошли нападки на «иноагентов» и так далее. Может ли наступить день, когда Россия скажет: «Мы устали от вашего сопротивления, теперь все мое! Мы вас столько защищали, так что теперь – всем молчать, это все наше»?
Сейчас они якобы признают независимость Абхазии. А тогда получится, что и независимость они не признали и не освободили абхазов от грузин, а хотели аннексировать ее
– Абхазы, конечно, дадут отпор этому, возьмут оружие в руки. Исключать ничего нельзя, даже это может произойти. Если даже в контексте всей Грузии мы говорим, что Россия может начать войну – «Грузинская мечта» пугает этим общественность. Конечно, такая реальность существует и там. В конечном счете Россия, вероятно, добьется своего. Но, по крайней мере пока, Россия хочет сохранить имидж, будто бы она защищает абхазов от Грузии. Но если она это сделает, получится, что Грузия-то ни при чем. Сейчас они якобы признают независимость Абхазии. А тогда получится, что и независимость они не признали и не освободили абхазов от грузин, а хотели аннексировать ее. Крым, например, они очень легко, без проблем присвоили. Так просто тут не будет. Конечно, в конечном счете они одержат победу, но Абхазия не станет для них легкой прогулкой.
Форум