Accessibility links

«Грузинская мечта» начинает новый год по-китайски


Ираклий Гарибашвили встретился в Тбилиси с послом Китая
Ираклий Гарибашвили встретился в Тбилиси с послом Китая

В Грузии не стихает дискуссия вокруг политики «Грузинской мечты» по сближению с Китаем. Второй день оппозиция и наблюдатели оценивают риски стратегического партнерства с Пекином на фоне визита в Китай делегации депутатов правящей партии. Параллельно премьер-министр Ираклий Гарибашвили встретился в Тбилиси с послом Китая, а правительство разорвало контракт с китайской компанией «Синогидро» (Sinogidro). Оппоненты считают, что за стратегическим партнерством с Китаем кроются коррупционные интересы представителей «Грузинской мечты».

Второй день из Пекина депутаты «Грузинской мечты» под руководством партийного лидера Ираклия Кобахидзе сообщают обществу, как важен их визит для дальнейшего экономического и политического развития страны. При этом не забывают напомнить, что Китай признает территориальную целостность Грузии, а значит Тайваню, следуя из сегодняшнего заявления Кобахидзе, не следует ожидать сотрудничества с Грузией. Это подчеркивается и в заявлении правительства после встречи премьер-министра Гарибашвили с послом Китая в Тбилиси, сказал Кобахидзе:

«Очень важно политическое сотрудничество, вы знаете, что Китай поддерживает территориальную целостность Грузии и наш суверенитет. Мы также, конечно, поддерживаем принцип единого Китая, и в связи с этим было опубликовано чрезвычайное заявление правительства. Очень важно углубить эти отношения, которые установились между властями, правящими партиями, и этот визит служит им. Также очень важно экономическое измерение».

please wait

No media source currently available

0:00 0:06:46 0:00

Председатель «Грузинской мечты» уверял, что на встречах с китайскими коллегами из коммунистической партии его делегация делает максимум, чтобы пользу от сотрудничества с Китаем ощутил на себе каждый гражданин Грузии.

Это больше отразится на прибыли депутатов-миллионеров «Мечты», – убеждены в оппозиции. Депутат из партии «За Грузию» Бека Лилуашвили убежден, что визит в Китай грузинской парламентской делегации в однопартийном составе служит их личным интересам:

«Естественно, в интересах государства воспользоваться возможностью продвижения экономического сотрудничество с Китаем, но это не должно происходить за счет интересов наших ключевых стратегических партнеров. Это вещи несовместимые. Вот выступил Кобахидзе, другие члены делегации – я ничего не понял. В их заявлениях не было содержания. Вообще непонятно, как сочетаются государственные интересы и сотрудничество с Китаем с партийным визитом с целью развлечения в КНР?»

Мнение оппонентов о том, что «Грузинская мечта» стратегическим партнерством с Китаем преследует свои личные бизнес-интересы укрепилось на фоне информации о том, что правительство Грузии приняло решение расторгнуть 95-миллионный контракт с китайской компанией Sinogidro на строительство 47-километрового участка Хуло-Зарзма дороги Батуми (Ангиса) – Ахалцихе. Эта компания уже многие годы выигрывала тендеры по строительству скоростных магистралей, связывающих Рустави с Тбилиси, Чумателети с Осиаури, Григолети с Чакви. Все эти строительства сопровождались скандалами и обвинениями оппонентов и профильных НПО в коррупционных сделках и некачественной работе. Об этом и напомнил сегодня Лаша Парулава представитель «Нацдвижения»:

«Все высокопоставленные лица «Грузинской мечты» вовлечены в коррупцию. И контракт с китайским «Синогидро» – часть большой коррупционной схемы. В результате у жителей Хуло (высокогорная Аджария) нет дороги. Эта компания годы сотрудничает с «Грузинской мечтой» и выигрывает тендеры. Связанные с компанией подрядчики – тоже фавориты правящей партии. После выигрыша тендеров они жертвуют деньги «Грузинской мечте». Вот частью этой схемы была «Синогидро».

Контрактами «Синогидро» вплотную занимается и НПО «Гражданская идея», во главе с бывшим министром обороны Тиной Хидашели. Она же поставила под сомнение правдивость заявления и решения правительства о расторгнутом договоре с китайской компанией, к чему, к слову, не раз призывало изначально и НПО Тины Хидашели:

«На самом деле в ноябре 2023-го мы подали иск против правительства Грузии, из-за чего Департаменту по строительству дорог (Министерства по развитию инфраструктур) пришлось нанять британскую юридическую компанию, ее услуги бюджету обходятся в 1 миллион 300 тысяч лари. У китайской компании два покровителя в Грузии: большой – господин Гарибашвили, для которого жизненно важно, чтобы китайские компании были в Грузии, а другой – покровитель поменьше – Давид Саганелидзе, глава Партнерского фонда. Он также вовлечен в эти процессы. Они оба в свое время были трудоустроены в китайских компаниях, а теперь лоббируют их интересы».

Именно этот вопрос, как и другие аналогичные случаи, намерена обсудить Тина Хидашели и представители других НПО завтра, в ходе встречи с координатором Госдепартамента США по борьбе с глобальной коррупцией Ричардом Нефью.

Очень скоро для грузинских властей стратегическое партнерство обернется головоломкой, убежден политолог, директор Центра европейских исследований Фонда Рондели (GFSIS) Каха Гоголашвили. Он уверен, что китайская сторона сама потребовала бы встречи с премьер-министром в связи с недавно прошедшими в Тайване выборами, и потребовала бы заявления от премьер-министра Гарибашвили:

«Теперь с нас будут требовать очень многие вещи после того, как мы по глупости подписали с Китаем меморандум (о стратегическом партнерстве). Власти думали, что это просто так, простые слова. А на самом деле Китай всегда требует выполнение тех соглашений, которые в них записаны».

А визит делегации депутатов правящей силы в Китае, для Гоголашвили стало наглядным примером, как в стране не существует парламентского контроля, и что грань стерта не только между ветвями исполнительной и законодательной власти:

«Это тоже результат того соглашения, которое оформил Гарибашвили. Единственное, что для меня странно – по какому праву правительство оформляет договор о встречах парламентских делегаций, обмене опытом, и при этом не спрашивать парламент. То есть, правительство взяло политическое обязательство о том, что грузинский парламент будет встречаться с китайским парламентом, но на самом деле в парламенте не было никакого обсуждения этого документа, и он не был ратифицирован. А в то же время парламент выполняет те обязательства, которые берет правительство без всякого на то права. А это еще раз доказывает, что в Грузии законодательная власть слилась с исполнительной властью, а также с судебной. То есть не существует разделения (ветвей) власти».

И конечно же, по словам Гоголашвили, «Грузинской мечте» комфортнее сотрудничать с недемократическими странами, но это чревато последствиями, и негативные плоды это, возможно, придется пожинать уже следующей власти Грузии.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG