В Верховном суде Абхазии рассматривается гражданское дело о праве собственности на трехкомнатную квартиру в Пицунде. Спорят наследницы ее довоенного владельца Вячеслава Голутвина и требующий оформить собственность по приобретательной давности Еркан Хутаба, сын вселившегося в чужую квартиру Шули Хутаба. Президиум Верховного суда признал, что Хутаба владеет квартирой незаконно, однако право собственности на квартиру за ее владельцами не установил. Суды длятся уже восемь лет, и пока конца им не видно. В квартире живет семья Еркана Хутаба.
Как прихватить чужую квартиру по приобретательской давности
Отъем недвижимости у довоенных владельцев стал рутинной практикой в Абхазии после Отечественной войны 1992-1993 годов. После окончания войны выжить было очень нелегко, у людей не было работы, зарплаты, первые послевоенные годы царила разруха. Многие жители Абхазии вынуждены были уехать, кто на заработки, кто на лечение. Нередко случалось так, что дети уезжали, а пожилые родители оставались. Либо люди регулярно приезжали и старались присматривать за своими домами и квартирами, вносили коммунальные платежи. Но желающие «прихватить» себе еще один дом или квартиру по праву так называемой приобретательной давности находились всегда. Пользуясь отсутствием хозяев, а иногда даже невзирая на их присутствие, завладевающие чужой недвижимостью граждане Абхазии вселяются в чужие дома или квартиры, а потом оформляют их на себя, и это считается «добросовестным приобретением».
Именно такое гражданское дело рассматривал на днях Президиум Верховного суда Абхазии.
Спор ведется из-за трехкомнатной квартиры в городе Пицунде, по улице Агрба в доме 22, в которой с 1982 года были прописаны и жили Вячеслав Голутвин, его жена и две их дочери. В настоящее время владелец квартиры умер, а две его дочери Елена Галицкая и Ольга Голутвина вступили в наследство. В 2015 году они обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства на право собственности, но выдача документа была приостановлена, так как выяснилось, что их квартиру администрация Пицунды передала семье Шули Хутаба.
«Папа заработал эту квартиру непосильным трудом»
Елена Галицкая рассказала на суде о том, как они оказались в Абхазии:
«Мы приехали в Абхазию в 1965 году, отца направили после окончания вуза в Абхазию развивать связь и телевидение. Жили мы в небольшой двушке, расположенной на территории радиолинейной станции в пяти километрах от Пицунды. Папа заработал эту квартиру непосильным трудом. Уважаемый адвокат (Хутаба) сообщала, что Хутаба не знал про собственников квартиры, а все это происходило на основании документов, которые выдала администрация Пицунды. Эти документы были неправдивые, они были сфальсифицированные. Факты, которые излагались в суде, были неверные. Я не знаю, как их опровергнуть, потому что нас не слушают. В судах первой инстанции принимают решения в пользу Хутаба, видимо, гражданин Абхазии для них более важен, чем мы. Поэтому я здесь и сообщаю, что, когда Хутаба занял нашу квартиру, притом что мама там в это время проживала, она ничего не могла сделать. Она обращалась и в милицию, и везде, Хутаба приезжал к ней, сажал ее в машину, катал по Пицунде, при этом сообщал, что, если она будет ходить в милицию или куда-то еще, нас, детей, и ее просто убьют. Это говорил Шуля ей лично».
Елена Галицкая заявила на суде, что, занимая их квартиру, Шуля Хутаба не смог взломать железную дверь, поэтому подогнал вышку и забрался в квартиру через окно, об этом ей рассказали соседи.
Елена Галицкая считает решение администрации Пицунды о передаче ее квартиры семье Хутаба незаконным, так как собственником квартиры до 2016 года по справке из БТИ числился ее отец, Вячеслав Голутвин:
«Все эти справки, которыми администрация Пицунды снабдила Хутаба, сфальсифицированы, обманные доклады на судебных заседаниях и лжесвидетельствования на суде соседей, которые говорили, что квартира была разграблена. Ничего подобного. Девять квартир было на этом этаже, почему Хутаба занимает именно нашу квартиру? Потому что мой отец сделал прекрасный ремонт и собирался там жить. И ему (Хутаба) очень нравилась наша квартира, до того, как ее занять, он приходил к моей маме и говорил, отдай мне эту квартиру, я тебе деньги заплачу. Мама сказала: нет. Тогда он туда влез и начал там жить, как вы говорите, занял. Мы жили на телестанции, у нас была маленькая двушка (ведомственная квартира). А у Хутаба на момент, когда он занял нашу квартиру, уже были двухкомнатная квартира, четырехкомнатная и еще домовладение. И вот такой благодетель занял нашу квартиру. Зачем он ее занял? У нас тут уже ничего не осталось, а отец проработал тридцать лет на благо Абхазии. И наши свидетели приходили в суд первой инстанции и говорили, что квартира не была бесхозной. Лариса, моя мама, проживала в Пицунде, она и сейчас жива, она ходила туда каждый день пешком и проверяла эту квартиру, а наша квартира (двушка) в пяти километрах находилась. Уважаемый суд, прошу принять решение и вернуть нашей семье эту квартиру, потому что мой папа заслужил ее в свое время. Я вот здесь принесла медали, которые он получил в Абхазии, поднимая связь и телевидение».
По словам Галицкой, двушка, в которой проживала ее мама, была ведомственной, и ее у них также отобрали.
Гагрский районный суд решал в пользу Хутаба, а Верховный суд отменял
Адвокат Хутаба Нонна Реквава пояснила Президиуму судей Верховного суда, что в 2016 году Шуля Хутаба обратился в Гагрский районный суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности.
Со встречным иском к Хутаба в суд обратилась и Елена Галицкая, она просила признать незаконным самовольное вселение в ее квартиру и выселить семью Хутаба, а решение администрации г. Пицунды от 14 декабря 2001 года о передаче принадлежащей ее отцу квартиры Хутаба признать незаконным.
По решению Гагрского районного суда оба дела были объединены в одно производство.
26 апреля 2018 года Гагрский районный суд удовлетворил в полном объеме исковые требования Шули Хутаба о признании за ним права собственности на квартиру Голутвина в силу приобретательной давности, в удовлетворении исковых требований Елены Галицкой и Ольги Голутвиной было отказано.
Это решение Елена Галицкая обжаловала в Верховном суде. Но Кассационная коллегия оставила решение Гагрского суда в силе на том основании, что собственник имущества устранился от владения и пользования своим имуществом и покинул Абхазию. Елена Галицкая обжаловала это решение в Президиуме Верховного суда, который отменил решение Гагрского районного суда и определение Кассационной коллегии Верховного суда о признании права собственности в силу приобретательной давности за Хутаба и направил дело на новое рассмотрение в Гагрский районный суд в ином составе судей.
По словам адвоката Нонны Реквава, Гагрский районный суд принял решение в пользу сына Шули – Еркана Хутаба:
«05.05.22 года определением суда Гагрского района Хутаба Еркан Шулевич признан правопреемником умершего Хутаба Шули Хучиновича, и произведена замена выбывшей стороны. Решением Гагрского районного суда от 17 июня 2022 года исковые требования Хутаба Еркана Шулевича к Галицкой Елене Вячеславовне, Голутвиной Ольге Вячеславовне о признании за ним права собственности в силу приобретательной давности на недвижимое имущество – квартиру 31 в доме номер 22 по улице Агрба в городе Пицунде Гагрского района были удовлетворены. За Хутаба Ерканом Шулевичем признано право собственности в силу приобретательной давности на недвижимое имущество – квартиру 31 в доме 22 по улице Агрба в городе Пицунде. В удовлетворении исковых требований Голутвиной О.В. и Галицкой Е.В. об истребовании недвижимого имущества из незаконного владения путем выселения ответчиков из квартиры с выпиской по данному адресу и регистрации за соистцами права собственности на указанную спорную квартиру отказано полностью ввиду пропуска трехлетнего срока обращения в суд без уважительных причин».
17 июня 2022 года Гагрский районный суд рассмотрел дело повторно и снова признал за Хутаба право собственности в силу приобретательской давности, а в удовлетворении иска Елене Галицкой и Ольге Голутвиной об истребовании имущества из незаконного владения отказал.
Адвокат Хутаба не согласна с Верховным судом
Однако Кассационная коллегия Верховного суда Республики Абхазия от 9 декабря 2022 года решение Гагрского районного суда от 17 июня 2022 года отменила и приняла новое решение, которым в удовлетворении искового требования Еркана Хутаба к Голутвиной и Галицкой о признании его права собственности в силу приобретательной давности отказала.
По словам Реквава, Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Абхазия, отказывая в иске Еркану Хутаба о признании его права собственности на спорную квартиру, исходила из того, что пользование Хутаба и его приемником спорной жилплощади не может быть признано добросовестным, поскольку Хутаба изначально знал о принадлежности этой квартиры другому лицу, а также о том, что титульные собственники, которыми являются дочери Голутвина, от своих прав на квартиру не отказались.
Адвокат с такой трактовкой не согласна:
«С данными выводами суда кассационной инстанции мы не согласны и считаем их противоречащими требованиям статьи 233 Гражданского кодекса Республики Абхазия, и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного суда Республики Абхазия. Судом, по нашему мнению, неправильно сделан вывод о том, что право собственности в силу приобретательной давности может быть признано лишь на бесхозяйное имущество либо на имущество, от права собственности на которое собственник отказался. Согласно статье 233 ГК РА, гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение десяти лет приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности».
Адвокат Хутаба Нонна Реквава обратилась в Верховный суд с надзорной жалобой на определение Кассационной коллегии, которая отменила решение Гагрского районного суда.
Президиум Верховного суда рассмотрел надзорную жалобу Реквава и оставил решение Кассационной коллегии от 9 декабря 2022 года в силе, а ее жалобу без удовлетворения.
Вердикт Президиума судей: ни нашим, ни вашим
По мнению представителя дочерей Голутвина в суде Александра Галицкого, суд признал владение Хутаба квартирой Голутвина незаконным, однако право дочерей Голутвина на их собственность не восстановил, так как пропущен срок давности для обращения в суд. Он сообщил о том, что решение о том, какие предпринимать шаги в дальнейшем, будет принято после ознакомления с мотивировочной частью решения Президиума.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Форум