Accessibility links

Оппозиция и власть разошлись на двести квадратных километров


Депутаты парламента Южной Осетии намерены обсудить промежуточные итоги работы комиссии по демаркации и делимитации границы с Грузией. По мнению членов комиссии, после нее могут возникнуть новые вопросы к югоосетинскому президенту.

29 апреля 2021 года президент Анатолий Бибилов своим указом образовал государственную комиссию по делимитации и демаркации государственной границы республики Южная Осетия с Грузией. В нее вошли депутаты парламента, главы администраций районов, представители КГБ, МИД, Архивного управления и полномочного представителя президента по вопросам постконфликтного урегулирования. Комиссию возглавил Гарри Мулдаров – председатель парламентской комиссии по соблюдению регламента.

В июле состоялось первое заседание комиссии, на котором был определен план действий. На этой неделе комиссия собралась, чтобы подвести первые итоги работы, говорит член государственной комиссии до делимитации и демаркации границы депутат Давид Санакоев:

«На первом заседании комиссии и мы, и депутаты от «Единой Осетии», и представители исполнительной власти – то есть все, кто из двадцати двух членов комиссии присутствовал на собрании, единогласно решили, что будем составлять карту согласно Декрету №2 от 22 апреля 1922 года об образовании Юго-Осетинской автономной области. Потому что этот Декрет взяли за основу те, кто в 1992 году провозгласил республику. Но на вчерашнем заседании члены комиссии, представляющие партию власти и правительство, вдруг попытались поставить под сомнение это решение. Они говорили, мол, декрет был принят раньше создания СССР, а у нас в законе говорится о том, что Южная Осетия – это республика в рамках бывшей автономной области, закрепленная международными договорами и нормативными актами Советского Союза. При этом в любой из Конституций СССР отражена как составная часть ГССР на то время, так же как, например, автономные республики Аджария или Абхазия. Мы их спросили: "Этого закрепления недостаточно?" Они ответили: "Нет"».

please wait

No media source currently available

0:00 0:07:02 0:00

По мнению депутата, это тупиковый путь, потому что иных документов нет ни в Южной Осетии, ни в российских архивах. Документы, касающиеся внутреннего обустройства ГССР, есть в Тбилиси, но их заполучить не представляется возможным. Поэтому, убеждены сторонники границы по Декрету №2, тут нет причин для сомнений. Другое дело, если грузинская сторона пожелает присоединиться к процессу обустройства границы и выдвинет встречные аргументы, тогда и проявится предмет для обсуждений.

В ответ провластная часть комиссии предложила свой вариант – карту Южной Осетии, которая была выполнена по заказу республики Северокавказским аэрогеодезическим предприятием и вместе с законопроектом о государственной границе РЮО внесена президентом Бибиловым на рассмотрение в парламент в 2019 году.

Примечательно, что парламентариям тогда не разослали заблаговременно копии законопроекта, как это принято, не дали возможности ознакомиться с содержанием принимаемого документа. Спикер Алан Тадтаев предложил голосовать за проект, что называется, вслепую. Такой особый способ принятия закона он объяснил его секретностью.

Коллеги восприняли аргументы спикера как абсурдные: как государственная граница может быть секретной? Депутаты почуяли неладное и завернули проект. Впоследствии оказалось, что законопроект за подписью президента не прошел процедуру регистрации в заксобрании, не был рассмотрен комитетами и президиумом, как этого требует регламент. Он как бы появился из неоткуда и исчез в никуда.

На этой неделе, на заседании комиссии карта всплыла как бы отдельно, без законопроекта. На этот раз депутаты, уже как члены комиссии, решили сравнить ее с той, что была составлена ими по Декрету №2, и обнаружили, что карта 2019 года меньше на 200 квадратных километров. Начались бурные дебаты… Депутатов как будто специально вернули к скандальной истории 2019 года, говорит Давид Санакоев:

«Получилась бурная дискуссия. Я был против подобных споров, они, на самом деле, не касаются работы комиссии. Наша задача – описание границы, а обсуждать, какой из вариантов правильный, – это дело парламента.

– Зачем тогда было затевать этот спор?

– Как я понял, людей специально подготовили, чтобы этот документ не был принят как можно дольше. Я почувствовал, что это умышленное затягивание. Других предположений у меня нет. Я бы не сказал, что кто-то из дискутировавших с нами ребят не хочет блага для Южной Осетии. Но при этом они поднимали вопросы, которые не должны были обсуждаться на заседании комиссии.

– И все-таки зачем это было нужно?

– Я думаю, из соображений в контексте предстоящих выборов».

Очевидно, что в основе этой истории – цнелисский кризис. Президент Бибилов на протяжении семи месяцев демонстративно игнорировал выводы парламентской комиссии законодательного собрания предыдущего V созыва, ее предупреждения о необходимости срочно проводить инженерные работы на западном участке, как раз в районе Цнелиса. В противном случае, предупреждали члены комиссии, туда зайдет грузинская сторона.

После того как Грузия выставила у Цнелиса свой пост и отобрала у осетин часть территории, в адрес Бибилова посыпались упреки. Оппозиционные депутаты потребовали проведения парламентских слушаний. Как тогда они говорили, чтобы разобраться, как такое могло случиться, чтобы не допустить повторения подобного в будущем.

Усилиями партии власти эти слушания откладывались, затягивались… В сентябре 2020 года случился кризис, парламент объявил бойкот президенту. Но весной 2021-го, когда парламент собрался вновь, депутаты от оппозиции потребовали возобновления слушаний. Вот тогда президент создал комиссию по границе. Со стороны это выглядело как способ перенаправить энергию депутатов в другое русло – от разбирательств вопроса, кто виноват, к работе над траекторией границы.

Почему так, понятно: история с Цнелисом неизбежно проигрышная и ни в каком виде не нужна Анатолию Ильичу, тем более в преддверии президентских выборов. Теперь получается, что она все равно возвращается, просто в несколько в ином виде. Пусть без цнелисского кризиса, но с упреком в размере двухсот квадратных километров территории:

«Информацию, которую мы собрали, завтра будем представлять на сессии. И мы это решение вынесли на заседании комиссии, и депутаты парламента запросили промежуточные результаты нашей работы. То есть речь идет о создании карты на основании Декрета и сверки ее с картой, предложенной президентом в 2019 году вместе с законопроектами о государственной границе. Мы эту работу проделали, карты сверили, определили отличия и эти текущие результаты представим президенту и парламенту», говорит Давид Санакоев.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG