Фильм «Начало» грузинского режиссера Деи Кулумбегашвили был признан лучшим на 68-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Наряду с главным призом фестиваля «Золотой раковиной» фильм собрал еще три – приз за лучшую женскую роль, лучшую режиссуру и лучший сценарий. Мы побеседовали с Ией Сухиташвили – актрисой, получившей награду за лучшую женскую роль.
– Ия, насколько я понимаю, в Сан-Себастьяне вас не было. Где вас застала новость о вашей победе? Насколько ожидаемым это было для вас?
Когда я узнала о победе – у меня были такие, даже немного детские эмоции. Только на второй день я осознала, насколько масштабное событие произошло со мной
– Из-за пандемии на фестиваль в Сан-Себастьян я не смогла поехать. Если бы это была обычная жизнь, я бы точно была там. До этого были очень хорошие отзывы о моей героине, о фильме, о Дее. Но ввиду того, что в фестивалях высокого класса обычно принимают участие режиссеры-титаны, обычно там стараются одному конкретному фильму не давать много номинаций, даже если это фильм-фаворит. То, что фильм должен был взять какой-то приз, – я предчувствовала. Но то, что награду могла получить я – мне как-то не верилось, я как-то не допускала эту мысль. И, когда я узнала (о победе) – у меня были такие, даже немного детские эмоции. Это было очень эмоционально. Только на второй день я осознала, насколько масштабное событие произошло со мной. Без ложной скромности могу сказать, что я сейчас очень горда. И думаю, что это для страны большая победа – привезти с фестиваля высокого класса сразу четыре приза. Одним словом, «Начало» очень хорошо начал свою фестивальную жизнь, и я надеюсь, что он также гордо продолжить идти по этому пути.
– Непосредственно про сюжет картины информации в сети мало. Это намеренно? Вы можете хотя бы в нескольких словах рассказать о нем?
– Мне запрещено говорить о сценарии. Но могу сказать одно: это картина о женщине, жизнь которой, ее путь очень странно развивается по ходу фильма.
– У вас есть что-то общее с героиней? Насколько она близка вам?
– Нет. И это совершенно не обязательно. Меня недавно в ходе программы спросили, считала ли я, сколько ролей сыграла. Так вот, если бы в каждой из своих героинь я могла бы увидеть себя, – это бы означало, что я прожила жизнь длиною в 400 лет. Я одна актриса – Ия Сухиташвили, у которой своя жизнь, за которую что-то я пережила, а с чем-то никогда не сталкивалась. Так что это совершенно не обязательно для актера, как не обязательно и искать инспирацию в ком-то. Эта моя героиня рождалась постепенно – во время репетиций, потом на съемочной площадке, и в конечном счете «обросла мясом». И это был очень интересный процесс.
– Когда вы только начинали работу над фильмом – это фильм молодого режиссера, вы ожидали, что он может стать таким успешным? Почему вы согласились на эту роль, чем она вас привлекла?
Я очень люблю людей, бескомпромиссных в деле, потому что я сама такая
– Наша первая встреча состоялась через два дня после того, как мне прислали сценарий. Мы сели с Деей вдвоем, начали говорить, и я поняла, что… даже не знаю, как сказать – она была такой убедительной. Во-первых, она очень талантлива. Это сразу видно. Ты сразу понимаешь, что хочет человек сделать, как он это видит. Я очень люблю людей, бескомпромиссных в деле, потому что я сама такая. Мне это ее отношение понравилось больше всего.
– Работа над фильмом шла долго, если я не ошибаюсь, пять лет…
– Нет, пять лет шла работа над сценарием. Где-то два с половиной месяца потом шли репетиции. Еще столько же – съемки. Это была ежедневная, очень скрупулезная работа. На каждую деталь обращалось внимание. Когда мы выбрали дом, в котором должна была жить моя героиня с семьей, предстояло покрасить фасад этого дома. Дея позвала меня, хотела понять, какие цвета мои, чтобы даже между героиней и цветом стены была какая-то связь. Она очень многое обдумывала. Очень разные детали. Ничего не выбиралось просто так – чтобы просто, скажем, зайти в дом и начать снимать. И костюмы… Такая детализированная работа, такой труд – (результат) всегда потом выглядит достойно.
– Съемки проходили в Лагодехи?
– Да. Я очень люблю командировочные съемки, потому что ты отстраняешься от всего, от всех своих проблем и прочего, и полностью концентрируешься на работе. Дея очень аккуратно выбирала локации, осторожно. Подготовительный период был довольно долгим и плодотворным, что позволило нам начать съемки уже очень подготовленными. В самом Лагодехи очень интересные места. Я впервые оказалась там и была очень впечатлена всем – от природы до людей.
– Ия, что по поводу премьеры фильма в Грузии? Когда его можно будет увидеть?
– Если пандемия не помешает проведению Тбилисского международного кинофестиваля, тогда фильм будет показан там. Если же нет… Фильму еще нужно пройти свой фестивальный путь.
– Какие фестивали ждут картину?
Фестиваль в Нью-Йорке – очень серьезный кинофестиваль. Насколько мне известно, фильм и там называют одним из фаворитов
– Фильм представлен на Нью-Йоркский кинофестиваль, опять же в конкурсном отборе. Почему я отмечаю, что это конкурсный отбор? Потому что в фестивалях принимает участие очень много фильмов. Можно зайти, посмотреть их и выйти. Но когда тебя выбирают в конкурсную (программу), здесь уже другие ожидания. Фестиваль в Нью-Йорке – очень серьезный кинофестиваль, попасть в его конкурсную селекцию очень сложно. Насколько мне известно, фильм и там называют одним из фаворитов, прогнозируют ему большое будущее. Одним словом, еще много фестивалей впереди. Главное, чтобы пандемия не внесла каких-то изменений в их проведение. Сегодня это – самое опасное.