В Южной Осетии продолжают следить за судьбой Николая Цховребова и Герсана Кулумбегова, задержанных вместе с убитым в ИВС Иналом Джабиевым по делу о нападении на бывшего министра внутренних дел Игоря Наниева. Мать Цховребова Алла Габатова требует вывезти сына на лечение в Россию. Она обратилась с открытым письмом к Владимиру Путину. Сегодня же 16 депутатов отказались участвовать в работе парламентской комиссии по расследованию дела Инала Джабиева до тех пор, пока генпрокурор не будет уволен.
По последней информации, Николая Цховребова, который бал задержан вместе с Иналом Джабиевым и Герсаном Кулумбеговым по подозрению в покушении на министра внутренних дел Игоря Наниева, допросили в минувшее воскресенье уже дома. В беседе с «Эхом Кавказа» его мать Алла Габатова говорит, что происходящее вызывает вопросы, так как нет никаких документальных подтверждений тому, что Цховребов проходит по этому делу. Факт незаконного удержания под стражей в больнице подтверждает и ответ судьи Цхинвальского городского суда Инала Тибилова на депутатский запрос Давида Санакоева. Тибилов сообщает, что в отношении Николая Цховребова городским судом мера заключения под стражу не избиралась. Тем не менее все время, проведенное в больнице, Николай находился с охраной, к нему долго не допускали адвоката. Отпустили его домой, по словам Аллы Габатовой, только после ее общения с президентом после митинга 4 сентября. Пообещал Анатолий Бибилов и квалифицированную медицинскую помощь, которая не оказывалась Цховребову в течение всех последних дней.
Накануне Алла Габатова направила обращение к президенту Российской Федерации Владимиру Путину:
«Сегодня я сама ухаживаю за сыном, у меня есть среднее медицинское образование. Он не стоит на ногах, его моральное состояние крайне тяжелое после перенесенных пыток. По его состоянию я понимаю, что его необходимо вывезти в Российскую Федерацию для оказания ему квалифицированной медицинской помощи, но боюсь, что мне не дадут такой возможности. Уважаемый Владимир Владимирович! Я опасаюсь за жизнь своего сына. Я не надеюсь на справедливое разрешение дела в Республике Южная Осетия…Прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, заступиться за граждан России».
Алла Габатова подтвердила «Эху Кавказа», что будет добиваться вывоза сына на лечение в Россию:
«Он, естественно, нуждается в лечении, реабилитации… Он не встает на сегодняшний день, на ногах он не стоит, боли бывают, болят почки. Ну и психологически – то, что он на нервах, это понятное дело.
– Вы сейчас хотите вывезти его в Россию?
– Конечно, в Россию, чтобы я показала его лучшим врачам. У меня родственники там, они мне помогут
– Подписка о невыезде сохраняется до сих пор?
– Насколько я знаю, да».
После смерти Инала Джабиева в центре внимания остается и история Геннадия Кулаева, который был задержан по делу о тройном убийстве. Кулаев лично приехал на допрос в Цхинвал из Владикавказа, отсидел карантин в гостинице «Алан», откуда его забрали следователи. Родственники обращались к депутатам, так как до них дошла информация о том, что задержанного жестоко избивают, но ни адвокат, ни депутаты не смогли проведать Кулаева. Лидер партии «Ныхас» Алан Гаглоев в своем выступлении 21 августа обратил на это внимание:
«(После обращения матери) мы обратились с вопросом к спикеру парламента Алану Тадтаеву… если можно, чтобы мы, согласно Конституции, закону, и это даже обязанность каждого депутата - реагировать на обращение избирателей. Тадтаев ответил, что позвонит генпрокурору, узнает о такой возможности. Чуть позже он перезвонил и сказал, что генпрокурор не дает такого разрешения – чтобы депутаты зашли в ИВС и убедились, жив парень, не жив, как он себя чувствует. На следующее утро депутаты пошли к зданию МВД, к ИВС, где этого парня, предположительно, били… Мы ни с кем не собирались говорить, ни с кем не собирались ругаться, просто запустите нас, чтобы мы увидели, как себя чувствует этот парень. И Тадтаеву сказали: если с ним все будет хорошо, мы сделаем заявление, что с ним все в порядке, и люди, не верьте слухам. А если его избили, то зададим вопрос о том, что у нас происходит. Но их не пропустили в ИВС, и депутаты вернулись в парламент».
«Эху Кавказа» удалось связаться с супругой Геннадия Кулаева Вероникой. По ее словам, ему продлили срок содержания под стражей еще на два месяца, при этом семья не знает подробностей дела:
«Насколько мне известно, ему позвонил следователь и попросил приехать, чтобы задать пару вопросов. Он туда приехал с малолетним сыном. Его поместили в карантин. В карантине он пробыл около 10 дней, потом к нему пришел следователь несколько раз. Потом опять к нему пришел следователь, но уже его вывезли, избили, причем сильно избили, поломали ему нос, ему вызывали туда скорую, рентген делали, что у него сломан нос. И потом, видите ли, что он якобы оскорблял, или что-то в этом роде, они решили дать ему 15 суток. 15 суток он отсидел. Потом туда не допустили ни мать, ни адвокатов, и никому его не показали. Ему еще прибавили два месяца, потому что так захотел прокурор. Но я так думаю, почему ему добавили два месяца? Потому что он избитый и боятся, что его увидят, или он напишет, или даст какое-то интервью, что они его там били. Поэтому и дали ему еще два месяца. Дорога закрыта. Я, как жена, поехать не могу. Я сына с трудом забрала, который получил психологическую травму, потому что около месяца он был там (в Цхинвале) один. Я не могла забрать ребенка, он остался и без матери, и без отца. С ребенком ладно, но насчет мужа я очень переживаю. Я бы хотела, чтобы мне дали бумаги, за что его арестовали, почему ему добавили два месяца – объяснение хоть какое-то».
Задержанный с Иналом Джабиевым и Николаем Цховребовым Герсан Кулумбегов воздерживается от общения с журналистами.
Сегодня группа депутатов из 16 человек ответила на предложение президента Анатолия Библова создать парламентскую комиссию по расследованию убийства Инала Джабиева. Парламентарии готовы вернуться к работе только после увольнения генпрокурора:
«Парламентская комиссия будет создана в рамках действующего законодательства и регламента работы парламента после того, как парламент возобновит свою полноценную деятельность. В настоящее время наша работа приостановлена из-за несоблюдения президентом РЮО нормы Конституции о праве парламента назначать и освобождать от должности генерального прокурора РЮО. Требование об освобождении Урузмага Джагаева от занимаемой должности было выдвинуто конституционным большинством депутатов парламента при самой широкой поддержке народа… Мы призываем президента РЮО к соблюдению норм Конституции Южной Осетии, нарушение которых с его стороны является причиной нынешнего разрушительного кризиса в нашем государстве».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия