Генпрокурор ответил на требования о его отставке возбуждением уголовных дел против лидеров оппозиции и встречным ультиматумом. Урузмаг Джагаев заявил, что готов покинуть пост, если критически настроенные депутаты предстанут перед судом. Оказалось, что против лидеров «Ныхаса» и «Народной партии», которые выступали на митинге в Цхинвале, велось следствие. Депутаты назвали происходящее шантажом со стороны исполнительной власти.
Генпрокурор готов к отставке, но при одном условии: если отдельные депутаты, которые выступают на митингах в Цхинвале и на которых имеются материалы в Генпрокуратуре, откажутся от депутатской неприкосновенности, сдадут мандаты и предстанут перед судом. В прокурорском списке лидеры партии «Ныхас» Алан Гаглоев и Давид Санакоев, «Народной партии» Александр Плиев и депутат-«народник» Дзамбулат Медоев.
Генпрокурор, отставки которого все последние дни добивались протестующие, объявил журналистам, что прокуратура направила в Верховный суд РЮО «представление на заместителя председателя парламента Александра Плиева «по факту совершения преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 292, ч. 2 ст. 327 и ст. 316 УК РФ ("Служебный подлог", "Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков", "Укрывательство преступлений")».
Второе представление Джагаев направил в связи с наличием «признаков преступления в действиях депутата … Давида Санакоева по факту его высказываний на предвыборных дебатах кандидатов в парламент РЮО» по статье о клевете в адрес верховного судьи Олеси Кочиевой.
Дзамбулата Медоева, депутата от «Народной партии», решили привлечь за «предоставление своего транспортного средства под своим же управлением разыскиваемому на тот момент за совершение тяжких и особо тяжких преступлений Андрею Кабисову для беспрепятственного передвижения по республике».
В заявлении Генпрокуратуры упомянут и родной брат лидера партии «Ныхас» Алана Гаглоева – Александр, которого подозревают в совершении убийства. В тексте упоминается и сам Алан Гаглоев. Следователи делали запрос о его пересечениях границы с РФ.
Урузмаг Джагаев отметил, что «парламентарии, в отношении которых имеются все основания для привлечения их к уголовной ответственности, и заинтересованные в исходе конкретных уголовных дел политические деятели используют трагическую гибель Инала Джабиева в своих личных интересах, оказывают давление на правоохранительные органы республики с целью парализовать их законную деятельность и таким образом избежать привлечения к уголовной ответственности за совершенные преступления».
Лидер партии «Ныхас» Алан Гаглоев в беседе с «Эхом Кавказа», говорит, что действия власти его не удивляют. И вот почему:
«Подобные угрозы звучали и в 2109 году, когда были парламентские выборы в республике, но тогда им это не помогло. Затем они начали, как мы помним, пытаться закрыть парламентскую партию («Ныхас») – суды и другие манипуляции. Я больше чем уверен, как бы они не пытались отвертеться, им все равно не уйти от ответственности. Что бы они ни придумали, как бы ни шантажировали и депутатов, и не знаю еще кого, или тех, кто будет для них очередными якобы фигурантами (уголовных дел), думаю, им все равно придется ответить перед законом. Вот они там пишут про депутатский корпус и депутатскую неприкосновенность… Но у меня-то нет этой неприкосновенности и никогда не было. И если у них есть такие материалы, почему меня не задерживают?! Здесь у нас республика маленькая, все друг друга знают, так что мы ничего не скрываем. Мы перед законом все равны, и всем придется ответить перед законом. Думаю, это был акт устрашения, но у них этого не получилось».
Депутат от партии «Ныхас» Давид Санакоев назвал реакцию Генеральной прокуратуры на заявление парламентариев «довольно странной»:
«О том, чтобы был уволен генпрокурор, мы вообще-то обращались к президенту. Сейчас возникает еще один вопрос вдобавок ко всем остальным: кто у нас распоряжается вот этими вопросами, то есть кто решает, будет или не будет уволен генеральный прокурор, – президент или генпрокурор сам это решает, уйдет он в отставку и при каких условиях? То есть президент тут роли, наверное, больше не играет. Другой вопрос в том, что все, наверное, увидели, что система в одних руках, и тот произвол власти, который происходил до сегодняшнего дня, он продолжается, и, к сожалению, он привел к гибели молодого человека – Инала Джабиева. Еще несколько парней сейчас являются покалеченными представителями правоохранительных органов. То, что это результат сбоя в управлении государством, сейчас стало ясно всем. Мы об этом предупреждали. Думаю, что они сейчас будут пытаться искать виновных в других местах, чтобы снять вину с себя, чтобы снять с себя ответственность, переложить ее на чужие плечи».
Вся ответственность, продолжил Санакоев, ложится на президента и на всех тех, кто отдавал приказы и санкционировал мероприятия, в результате которых погиб человек:
«Удивило и то, что все эти «дела» довольно-таки давние. Там разного времени дела. Они (прокуратура) их держали для чего? Очень много вопросов к тому, каким образом работает наша прокуратура. На сегодняшний день один из наших граждан является заложником, как это правильно сказать – у государства или у Министерства внутренних дел. Я сейчас говорю о Цховребове Николае, который сейчас находится в больнице, к его дверям приставлены охранники, и мы не можем получить ответ, выносил ли суд решение о мере пресечения. Очень прискорбно, что даже после того, что произошло, власти пытаются манипулировать следствием. Они не хотят, чтобы оно проходило открыто, честно, и эти решения еще больше усугубляют ситуацию».
Заявление Генпрокуратуры - чистой воды политический шантаж депутатов, говорит лидер «Народной партии» Александр Плиев:
«Это абсолютно недопустимо. Тем более в свете последних событий, генпрокурор позволил себе… Вместо того чтобы уйти в отставку спокойно, осознавая свою вину, он, наоборот, усугубляет свое положение и занимается чистым политическим шантажом. Думаю, что это тоже получит свою оценку и в обществе, и я думаю, у президента должно получить оценку это все. И мы четко и ясно понимаем и знаем, что, помимо того, чтобы уйти в отставку, он должен полностью ответить перед обществом и перед народом за то, что допустил такие тяжкие преступления».
Президент Анатолий Бибилов сегодня в интервью одному из российских изданий заявил, что «среди так называемых сегодняшних оппозиционных лидеров достаточно людей, которые ранее, что называется, были отстранены от кормушки… Я бы не хотел сейчас называть конкретные фамилии, это у нас не принято, но многие из тех, кто называет себя сейчас оппозицией, участвовали в хищениях. Теперь они такой возможности лишены». И подчеркнул: «Я уверен, и все данные показывают, что большинство населения республики понимает все обстоятельства происходящего. Особенные, трагические обстоятельства последних недель не должны обесценить как все достижения работы МВД, так и победу над коронавирусом в нашей стране».
До одного из обвиняемых прокуратурой депутатов – Дзамбулата Медоева, «Эху Кавказа» дозвониться не удалось. Однако он ответил генпрокурору Урузмагу Джагаеву в соцсетях:
«Меня обвиняют в совершении преступления со слов одного человека, а Джагаева считает причастным к гибели Инала Джабиева подавляющее большинство жителей республики. Я предлагаю Урузмагу Джагаеву оставить должность генерального прокурора, а я, в свою очередь, – сложить с себя депутатскую неприкосновенность и предстать каждому из нас перед правосудием. К этому я добавлю еще одно пожелание: прошу определить меня в одну камеру изолятора с гражданином Джагаевым на время следствия по нашим делам, там я намерен ответить ему на все интересующие его вопросы лично», – пишет Медоев в «Фейсбуке».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия